Еще недавно Красная Поляна при всей своей новизне не могла составить реальной конкуренции старым кавказским курортам. Новость о предстоящей Олимпиаде обернулась строительствомздесь десятков километров новых канатных дорог и трасс. Хотя в нынешнем сезоне туристам придется мириться с грязью и шумом работающей техники.
Сказать однозначно, насколько комфортным станет для лыжников нынешний сезон в Красной Поляне, довольно трудно. Пять лет назад это был небольшой поселок всего с одной ниткой канатки, три очереди которой забрасывали на высоту 2238 м. Там, кстати, была (и осталась) отличная смотровая площадка с видимостью до 100 км. Лыжники катались с одного склона, с которого спускалось несколько трасс. Цены в поселке (и на склоне) были выше, чем в Домбае или Приэльбрусье, а масштаб гор значительно мельче. Однако туристы ехали, чтобы, во-первых, познакомиться с новыми местами, а во-вторых, узнать, правда ли, что на Красной Поляне удивительно мягкий снег, – народ хотел покататься на «целине».
Но за последние годы – после того как Сочи получил право на проведение зимней Олимпиады-2014 – поселок изменился до неузнаваемости. Ведь именно в Красной Поляне будет проводиться горнолыжная программа Игр. Построены и строятся десятки новых подъемников и гостиниц, что в перспективе – большой плюс. Но те, кто сегодня приезжает в Красную Поляну, последними словами ругают«грязь, строительную пыль и «КамАЗы», днем и ночью разъезжающие под окнами».…
Свое название Красная Поляна получила от греческих переселенцев, которые приехали на место опустевшего черкесского аула в 70-е годы XIX века. Стояла осень, ярким цветом полыхали листья кленов и черешен –потому поляну и окрестили «красной». На рубеже столетий здесь были обнаружены минеральные источники, и многие знаменитые персоны – например, певец Собинов – построили на новом курорте свои дачи. В советское время здесь находились колхоз и питомник по разведению пчел, после войны появились две первые турбазы. Но совершенно другая жизнь у Красной Поляны началась в 1992 году, когда Сочи первый раз подал заявку на проведение зимних Игр и частные инвесторы стали строить первую канатку…
Сегодня Красная Поляна – это четыре независимых друг от друга горнолыжных комплекса. Пионером здесь выступила канатно-кресельная дорога «Альпика-Сервис» (протяженность трасс – более 25 км, перепад высот – от 540 до 2238 м). Вслед за ней появился горно-туристический центр «Газпрома» (15 трасс на склонах горы Псехако общей длиной 15 км, пять из них освещены для вечернего катания). В декабре 2008-го первых лыжников принял комплекс «Горная карусель». Сегодня там функционирует 9 трасс, но когда закончится строительство (по планам, в следующем году), комплекс станет обладателем 20 подъемников, а длина трасс составит более 70 км.
Наконец, совсем недавно на склоне хребта Аибга начал работать комплекс «Роза Хутор», который, как выяснилось, должен стать основным олимпийским стадионом. Общая протяженность трасс на нем составит 38 км, в том числе олимпийских – 9 км. Но пока «РозаХутор» работает в «тестовом режиме».В феврале следующего года здесь запланирован один из этапов Кубка мира по горнолыжному спорту.
До начала всего этого грандиозного строительства в самом поселке делать туристам было особенно нечего. Народ в основном просиживал в ресторанах. Сегодня же организаторы курорта предлагают обширную «культурную программу». Например, рыбалку на горных озерах, куда туристов довозят на УАЗах. Или катание на лошадях. Или так называемые скитуры через горные перевалы (на лыжи во время подъемов надеваются специальные накладки, позволяющие не скользить, при спусках же они снимаются). Кроме того, при желании вас могут забросить на «целину» на вертолете (это так называемый «хелиски»).
Одним словом, Красную Поляну целенаправленно делают курортом, который сможет соперничать с лучшими европейскими горнолыжными центрами. Не случайно именно сюда приезжают кататься руководители страны. К слову заметим, что на Домбае и Эльбрусе такая серьезная помощь именно «новичку» вызывает раздражение – как у местных жителей, так и у туристов, предпочитающих старые кавказские курорты. Но такова реальность: молодые часто вырываются вперед. Другое дело, что настоящего прорыва Красной Поляны все же придется два-три сезона подождать.
Как добраться
От автовокзала Сочи (а он находится рядом с железнодорожным вокзалом) каждый час отходят рейсовые автобусы или маршрутки № 105. Они следуют до Красной Поляны через железнодорожный вокзал Адлера и аэропорт Адлер/Сочи. От автовокзала Адлера (и опять же через аэропорт) идут также автобусы и маршрутки № 135. Конечная станция – площадь канатной дороги «Альпика-Сервис». Поэтому, если вы следуете дальше, к другим комплексам (а они расположены в нескольких километрах от поселка), нужно заказывать такси. Примерная стоимость такси из Сочи –1500 рублей, из Адлера – 1000 рублей.