Адыгея славна своими горами, пещерами, водопадами, каньонами, реками и лесами. Здесь есть чем заняться и дельтапланеристам, и рафтерам, и скалолазам. Для увлеченных историей – дольмены бронзового века, древние крепости, скифские курганы. А в столице республики – Майкопе живет и творит живую славу Адыгеи потомственная художница.
В коллекции Аси Еутых свыше 200 оружейных изделий, но особое место в ней занимают символы власти (ритон «Богиня вина» и фрагмент настольной композиции).
Ваша последняя работа потрясает – трон скифских царей. Как родилась эта идея?
– Я давно интересуюсь атрибутами царской власти. В моем творческом портфолио есть мечи, акинаки, ритоны, короны, диадемы, не хватало только трона. Но делать обычный стационарный престол было не очень интересно. Внимание привлекла эпоха великих походов, когда царям нужно было иметь складной мобильный трон. Сведения о таких престолах до наших дней не дошли, сохранились лишь фрагменты. Остальное пришлось дофантазировать, опираясь на исторические традиции I–II веков до нашей эры. Мой трон полностью выполнен из бронзы с позолотой и вкраплениями из драгоценных камней. Он очень функционален, легко разбирается на 12 частей за 10–15 минут, складывается в суму, которую раньше прикрепляли к седлу коня для транспортировки поклажи. В троне нет лишних, случайных или недостающих деталей. Каждый элемент и завиток произведения наполнен смыслом.
Говорят, ваша история – яркое подтверждение поговорки: яблоко от яблоньки…
– В исторических хрониках упоминается, что еще в 374 г. до н.э. семья златокузнецов Еутых с левобережья Гипаниса (Кубани) была вывезена в Афины на строительство храма.
Бабушка, с которой я росла, была известной сказительницей, к нам приходил писатели, журналисты, сидели около нее с микрофонами часами, а я мастерила рядом что-нибудь и слушала. Она помнила родословные нескольких родственных фамилий, и мы с ней рисовали дерево, помногу раз пересказывая истории о происхождении фамилий. Из девяти внуков моя бабушка выбрала меня, дав мне имя еще до рождения и предсказав будущее. Она старательно передавала мне все, что знала: умение шить традиционную одежду, плести, вышивать золотом. Дедушка был ювелиром-оружейником, но он, к сожалению, умер до моего рождения. Однако бабушка в мельчайших подробностях пересказывала мне все приемы, которыми он пользовался, и даже передала мне его инструменты.
Впервые я выставила свои работы на всеобщее обозрение, когда мне было пятнадцать. Тогда я училась в художественной школе, и все давалось мне легко: экзамены сдавала экстерном, на первом курсе художественно-графического отделения Карачаево-Черкесского пединститута делала за других студентов дипломные работы. Доучивалась я в Кубанском госуниверситете, особенно налегая на декоративно-прикладное искусство, скульптуру и графику. А на последнем курсе прошла специализацию в училище имени Джемаля в Махачкале, у знаменитого мастера по серебру Курбанали Магомедова. Там же, в Дагестане, сделала дипломную работу: женский серебряный пояс с кинжальчиком и комплект украшений. С тех пор оружие – мой конек.
Насколько это укладывается в кавказские традиции: женщина – оружейница?
– На Кавказе женщины работали с клинками не меньше, а подчас и больше мужчин. Черкешенки-золотошвеи обязательно имели миниатюрный кинжал, заменявший им ножницы. Наши женщины любят клинки не менее мужчин и разбираются в практичности холодного оружия так же хорошо. Они прекрасно «модифицируют» оружие, добиваясь от него идеального сочетания красоты и функциональности. К примеру, оружейница Манаба Магомедова довела дагестанский кинжал до полного совершенства, сделав его двусторонним. А мужчины до этого не додумались.
Как удается сплетать воедино древность и современность в ваших работах?
– В начале творческого пути у меня была задача не допустить никакой эклектики, точно следовать археологическому материалу. Но потом я поняла, что это не так уж важно. Главный специалист Исторического музея в Москве, автор книги «Оружие народов Кавказа» Эмма Аствацурян говорит, что развивать черкесский стиль невозможно, настолько он лаконичен. Есть два-три кинжала, которые называют шедеврами. И все. Лучший черкесский кинжал уже нарисован. Но ведь в этом стиле можно делать еще браслеты, которых в ту пору не было, пряжки, пояса, пуговицы. Только если ты чувствуешь уверенность в том, что ты можешь обогатить этот изобразительный ряд, лишь тогда есть смысл этим заниматься.
Когда я перестала заглядывать в книги, я начала придумывать те вещи, которые могли быть созданы 2000–5000 лет назад. Тогда археологи стали говорить мне: «Ты работаешь в своем стиле, но как будто древний
Ася, у вас есть ученики?
– Да, мои сыновья Заур и Бибарс. Они многому научились у нас с моим супругом, соавтором и помощником Русланом Туркавом, а в чем-то уже и превзошли нас. Я очень счастливый человек, потому что знаю, что мое дело будет достойно продолжено.
Как вы познакомились с принцем Иордании?
– Принц Али увидел мои работы на одной из выставок. Они ему понравились. Однажды в нашем доме зазвонил телефон: помощники принца просили нас приехать в Иорданию, чтобы выполнить его заказ. Заказ был немыслимый! Обычно ювелир делает одну шашку примерно год, а тут нам с мужем надо было сделать за полгода 15 обычных комплектов амуниции для гвардии и один, совершенно особенный, – для принца. Шашка состоит из 10–15 элементов. В ее изготовлении применяются пять-шесть технологий. Одну деталь надо отлить, другую отковать. Потом спаять, вырезать, отчеканить. Затем гравировать, вызолотить, насечь золотом по стали.
До этого в Иордании длинноклинкового оружия не знали. Даже охрана короля, состоявшая из этнических черкесов, забыла свои исконные шашки. Вся культура обращения с этим оружием была абсолютно утеряна. Но чем хороша шашка? Она извлекается из ножен одним движением вверх – и сразу следует удар. А чтобы извлечь любое другое длинноклинковое оружие, нужны два движения. Все это я и показала гвардейцам в Иордании.
Вы остались довольны конечным результатом?
– Очень. Стоит пояснить, что всю амуницию мы готовили к особой поездке принца. Он верхом проехал из Аммана на Кавказ. Когда комплекты были готовы, они были такие красивые, новые. А потом охранники принца все это надели, сели на лошадей и поскакали по пустыне. Когда они прибыли на Кавказ, все оружие имело совсем другой вид. Мы были в шоке. Как будто гвардия прошла Кавказскую войну. Все было поколочено, пропитано лошадиным потом, серебряные украшения местами окислились. (Ася снимает со стены комплект, прошедший этот путь, и показывает потертости.) Кинжал бился о шашку, шашка – о стремена. Отсюда царапины. Но для художника эти царапины – самая большая награда, ведь это значит, что его творения живут полной жизнью, а не пылятся в запасниках.
Говорят, что принц прописан в вашем доме в Майкопе.
– Али хотел часто бывать в России. Он запросил вид на жительство, а по российским законам для этого нужно где-то зарегистрироваться. Поскольку мы давно дружим, принц Али выбрал наш дом. Было ужасно смешно заполнять бумаги: «Имя: Али Бен Аль Хусейн. Должность: принц. Отец: король Иордании Хусейн. Место работы: дворец. Должность: король».
Не было желания переехать в Иорданию?
– Как-то раз мы взяли в поездку сыновей. Дворец, 5-звездочный отель, джипы, мини-бар, бассейн – все сказочно красиво. Первые пять дней дети были в диком восторге. А потом их невозможно было вытащить на улицу, настолько им все надоело. Когда мы прилетели в Россию, поехали в подмосковный пансионат, так наши мальчишки легли на траву и просто балдели: «Боже, как Родина пахнет!». А уж когда въехали в Майкоп, то счастью не было предела: «Слава богу, ни одной пальмы». Никакие богатства, никакие дворцы не могут заменить родину. Не зря говорят: где родился, там пригодился.
Интересная информация
Ритон – древний ритуальный сосуд, известный со II тысячелетия до н. э. Золотые и серебряные ритоны были принадлежностью исключительно царей и императоров. Несколько лет назад дирижер Юрий Темирканов на встрече в резиденции «Ново-Огарево» передал в подарок серебряный ритон работы Аси Еутых президенту России Владимиру Путину.
Майкопская культура названа по имени кургана, раскопанного в 1897 г.
в Майкопе. Найденные в нем предметы представляют не только историческую, но и художественную ценность, а ряд находок просто бесценны. В частности, здесь было найдено 68 пластинок в виде фигурок львов и 19 пластинок с маленькими изображениями бычков. Люди, создавшие майкопскую культуру, жили в конце IV – начале III тысячелетия до н.э.