В 2018 году в России пройдет мировое первенство по футболу. Хороший шанс для страны продемонстрировать всему миру, что Россия — разнообразное, безопасное и внесезонное туристическое направление. Фактически, речь идет о создании в России новой экономики туризма.
Сейчас в стране завершается обновление и строительство новой транспортной, гостиничной, развлекательной инфраструктуры, которая может заложить фундамент для рывка российской туриндустрии. Более десятка крупнейших российских городов, наконец, получат новый гостиничный фонд, приближенный к мировым стандартам.
До начала подготовки к мундиалю в городах проведения турнира основная доля номерного фонда приходилась на 1-2-звездочные отели. Такая же ситуация была и в Сочи накануне Олимпиады (до 75% отели в этой категории, а дефицит номеров, отвечающих требованиям МОК, составлял 50%). Но тогда в процессе подготовки к Играм «звездная» структура стала меняться — появилось много отелей трех-четырех звезд, которые как раз в основном и предпочитают иностранные туристы, а в целом в Сочи перед Олимпиадой количество гостиничных номеров выросло в два раза. То же самое сейчас происходит и в российских городах, которые примут турнир — здесь, наконец, появились новые гостиницы 3,4 и 5 звезд. Нижний Новгород и Саранск вообще впервые в своей истории получили пятизвездочные отели.
Увеличение качественного гостиничного фонда неизбежно станет мощным драйвером для развития въездного туризма. На сегодняшний день как раз отсутствие среднего ценового предложения в российских регионах является ощутимым сдерживающим фактором для иностранных туристов, привыкли к качественным гостиницам по доступной цене.
Очень хороший сигнал — тот факт, что в строительстве отелей в России к ЧМ-2018 сейчас принимают участие крупнейшие мировые гостиничные бренды. Это говорит о том, что серьезные игроки пришли в Россию всерьез и надолго, и уверены в перспективности этого рынка. На данный момент в России существует около 150 брендовых отелей. Для сравнения, например, в одном только Лондоне более 1000 брендовых отелей. С одной стороны, это значит, что Россия находится лишь на зачаточной стадии реализации своего полного потенциала в области управления гостеприимством. Но с приближением ЧМ она сделала большой скачок, подготовив около 75% необходимого для ЧМ числа комнат за 2 года до самого события. С увеличением номерного фонда встал вопрос подготовки соответствующих кадров. Сейчас мы видим, что, как и в любой развивающейся сфере, лучшие образцы мировой практики, изначально привезенные в Россию иностранными генеральными менеджерами и главами департаментов, теперь передаются местным генеральным менеджерам, которые останутся работать в стране после турнира на благо местной индустрии. К тому же, за последние годы Россия и сама сделала внушительный скачок сфере повышения профессиональных стандартов, особенно в области менеджмента и образования. Например, за последние пару лет только в одной швейцарской бизнес-школе EHL (Ecole hôtelière de Lausanne), которая готовит топ-менеджеров для ведущих отельных сетей, был зафиксирован трехкратный рост российских студентов до 80 человек в 2017 году.
В Россию в 2018 году на футбол приедет в основном средний класс — самый выгодный для экономики туризма сегмент. Эта схема всегда подтверждает себя на крупнейших спортивных турнирах — болельщики приезжают в страну, понимают, что здесь интересно и не так опасно (или совсем безопасно), возвращаются домой и делятся впечатлениями. Срабатывает эффект сарафанного радио. Через какое-то время многие из них снова приезжают в эту страну, но уже как обычные туристы с семьями. Процент возврата в таких случаях бывает в районе 20-30%. Российские чиновники также делились планами, что турпоток в городах проведения ЧМ в 2019 году увеличится на 15-25%.
Уже сейчас можно спрогнозировать, из каких стран будут прибывать в Россию туристы, посмотрев на опыт Бразилии, принимавшей предыдущий мундиаль. В 2014 году её посетили 6,4 млн туристов, 3,4 млн из которых присутствовали, как минимум, на одном из 64 матчей ЧМ в 12 принимающих городах. На основании этих данных можно вывести некоторые факты. Рост числа посетителей начинается раньше открытия самого ЧМ, учитывая предваряющие его события, увеличение количества деловых поездок и активные маркетинговые кампании принимающей страны.
Основными тремя странами, из которых приехали гости, были Аргентина, США и Чили, что подтверждает гипотезу о том, что большая часть туристов, как правило, прибывает из ближайших стран. Россия рассчитывает на 20 млн туристов в 2018 году. Оглядываясь на опыт Бразилии, можно предположить, что основными странами-донорами будут те, что расположены поблизости: Азия, то есть, Китай, Центральная Азия, в первую очередь — Казахстан; Европа, Польша, Германия, Франция, Италия, Голландия, Балканы, Скандинавия.
Россия много ждет от своего политического, туристического и спортивного азиатского партнера из Азии, Китая. Shankai Sports (официальный агент по продаже туристических пакетов) планирует продать до 100 тысяч туристических пакетов (тогда как Бразилия продала в общей сложности 290 тысяч туристических пакетов как на ЧМ, так и на Кубок конфедераций) посетителям ЧМ в России из Китая, Гонконга, Макао и Тайваня, и это не включает в себя дополнительный поток туристов, которые приедут без туристических пакетов, а также их соответствующие траты во время пребывания в России.
Бразилия получила $7,2 млрд прибыли в налогах за счет сделок, совершенных в ходе ЧМ, и 14 млн новых рабочих мест, созданных по всей Бразилии. Хотя страна потратила более $11,2 млрд долларов США, к ней почти сразу вернулись 48% средств. С учетом новых сфер бизнеса и созданных рабочих мест ожидается, что вклад Бразилии в ЧМ не пройдет незамеченным в долгосрочной перспективе.
Вопрос к российским властям — смогут ли они распорядиться открывающимися возможностями. Мундиаль даст туриндустрии шанс диверсифицировать турпоток, и направить его из двух столиц в российские регионы. Хорошим решением может стать идея российского правительства создать к 2018 году новые туристические маршруты и кластеры на базе городов проведения ЧМ (всего заявлено 120 новых маршрутов), которые станут новым масштабным турпродуктом на экспорт. Это позволит направить увеличивающийся въездной туристический (а с ним и финансовый) потоки в российские регионы. Сегодня иностранные туристы массово едут лишь в Москву и Санкт-Петербург, максимум — по «Золотому кольцу». Дальше, вглубь России забираются уже отважные энтузиасты. Остальная часть страны для массового зарубежного туриста по-прежнему — «терра инкогнита». Хотя потенциал для въездного туризма России, учитывая ее размеры, протяженность, природные и туристические богатства, гостеприимство — просто колоссален.