Арктика – это огромная и экологически чистая территория. Арктическая зона Российской Федерации расположена в четырех федеральных округах и по площади превышает 21 млн. кв. км. Туризм в Русской Арктике имеет огромный, не реализованный пока потенциал. Это индивидуальные и групповые экспедиционные и культурно-познавательные туры, фототуры, рыбалка и охота в нетронутых уголках природы, сплавы по рекам, этно- и экотуризм.
О развитии и продвижении этих динамично растущих эксклюзивных видов туризма, о создании моды на эксклюзивные путешествия и отдых на русском Севере и о других туристических возможностях, которые предоставляет Арктика, специально для сайта «Инвестиции в туризм» в преддверии Международного форума «Арктика: настоящее и будущее» (Санкт-Петербург, 7-9 декабря) рассказал Директор Национального туристического союза Валерий Кайгородов.
— Что мешает развитию экспедиционного туризма в Арктике?
— Во-первых, отсутствие правил взаимодействия между участниками организации туров и маршрутов, попадающих под определение экспедиционный туризм.
Во-вторых, отсутствие программ развития Арктики с точки зрения инфраструктуры по оказанию комплекса услуг по экспедиционному туризму (транспорт, средства размещения) и программ как по созданию маршрутов (создание объектов показа, событийного календаря), так и по продвижению разработанных программ, маршрутов и событий по экспедиционному туризму среди российских и иностранных путешественников.
Решение этих проблем позволит запустить механизмы развития такого интересного вида путешествий, как экспедиционный туризм, и создания яркой, характерной только для России точки роста внимания к уникальной природе нашей страны.
Первый шаг. Создание стандартов взаимодействия между участниками экспедиционного туризма, разработки Положений и методических рекомендаций по организации экспедиционного туризма в РФ. Создание структуры взаимодействия между участниками экспедиционного туризма обеспечит безопасность оказания такого сложного вида услуг, как туризм в условиях Арктики. Фиксирование стандартов повысит доверие и желание посетить Арктику среди более широкого круга путешественников.
Шаг второй. Объединение участников экспедиционного туризма, объектов показа, событий и программ продвижения в единую информационную базу (адаптированную также и для иностранных аудиторий). Межрегиональные маршруты дадут путешественникам больше комбинаторики для выбора. Единая информационная база — онлайн ТИЦ — позволит упростить работу с входящим потоком, четче отслеживать структуру потока и распределения его по маршрутам, внедрять единые стандарты работы, обучать участников и контролировать работу по применению стандартов и методологических пробам в работе.
Третий шаг. Разработка программ по привлечению внимания к путешествиям, популяризации здорового образа жизни и привлечение туристов в целом, как отечественных, так и зарубежных. Разработка программ продвижения позволит увеличить поток путешественников. Значимость — приток средств в регионы Арктики и возможность развития регионов за счет, как привлеченных средств, так и федеральных и региональных программ развития туризма в Арктике. Увеличившийся поток путешественников даст возможность улучшать инфраструктуру для туристов, создавать как объекты размещения и другие сервисные объекты, так и вводить в строй новые объекты показа и проводить событийные мероприятия, популяризующие Арктику.
— Что Национальный туристический союз может предложить для решения обозначенных вопросов?
— Во-первых, ресурсы, необходимые для решения вопросов, связанных с разработкой и внедрением стандартов взаимодействия участников экспедиционного туризма. В частности, участниками Национального туристического союза являются представители федеральных и региональных государственных учреждений, представители туриндустрии, образовательные учреждения, представители бизнес структур и инвестиционные компании.
Во-вторых, ресурсы, необходимые для решения вопросов, связанных с продвижением экспедиционного туризма в РФ и за пределами страны. НАТ заключил соглашения о сотрудничестве и отладил взаимодействие с федеральными и региональными СМИ РФ и СМИ КНР. В организации создан и функционирует отдел по продвижению туристических продуктов РФ в КНР в самом массовом СМИ — интернет (соцсети, блоггеры, журналисты и профессиональные сообщества). Национальным туристическим союзом отработан механизм привлечения профильных целевых аудиторий на событийные мероприятия (создание и проведение фестивалей, турниров и форумов).
— Несколько слов о текущей ситуации, которая характерна для большинства направлений туризма, в том числе и арктического.
— Информационная картина на крупнейшем для РФ, с точки зрения въездного туризма, рынке — КНР, позволяет сделать однозначный вывод: нас никто не знает. Мониторинг в интернет пространстве Китая показал практически полное отсутствие информации об Арктике. Отрывочные сведения, разрозненные материалы и невозможность выйти на конечного, авторизованного поставщика услуг в области экспедиционного туризма. Вся работа сейчас сосредоточено в ВИП-сегменте и ограничена теми компаниями, которые самостоятельно наладили прямые контакты с российскими партнерами. Зачастую, такие туры даже не видны в официальной статистике, проходят «серыми» схемами, без согласований.
Крупнейший портал в КНР по туризму — Ctrip (более 270 млн пользователей ежемесячно) — не содержит информации о туризме в Арктику. Все это говорит о масштабе возможностей, которые открываются перед нами.
Китайская мудрость гласит: «Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага». Преломляя эту мудрость через Арктику, можно добавить: подготовленный достигнет цели.
По информации: Инвестиции в туризм