В России сегодня насчитывается более 5000 туристических агентств. Но среди множества торговых марок наиболее известной и уважаемой, конечно, остается «Интурист». Фирма, которая на протяжении десятилетий была для наших соотечественников символом увлекательного путешествия. Естественно, сейчас условия рынка изменились, но и «Интурист» не пребывал в стасисе. Это по-прежнему мощная, динамично развивающаяся компания, которая имеет как в мире, так и у нас, в России, высочайшую репутацию. Одно из новых направлений ее работы – внутренний туризм. О его проблемах и перспективах рассказывают руководители фирмы
Старший вице-президент «Интуриста» Николай Павлович Какора:
Сразу же стоит сказать, что мы только начинаем осваивать эту сферу. Дело в том, что основным направлением деятельности компании всегда являлся въездной туризм в Россию. А он по разным причинам (рост цен при неизменно невысоком качестве услуг, нехватка гостиничной базы в Москве, влияние конкурентных рынков, состояние экономики европейских стран) вошел в период спада. Именно поэтому мы решили обратить самое серьезное внимание на внутренний туризм. Он привлекателен с точки зрения его более высокой стабильности и положительных тенденций развития на длительный период. Немаловажно и то, что в последнее время государство все в большей степени начинает его поддерживать. Оно заинтересовано в его росте, ведь деньги в таком случае остаются внутри нашей страны.
Согласно данным недавно проведенного в интернете интерактивного опроса, 90% россиян проводят отпуска внутри страны. Другими словами, приверженцами выездного туризма остаются всего лишь 10% российских граждан. Так что спрос есть. А значит, должны быть сделаны и предложения.
Первую попытку выхода на рынок внутреннего туризма «Интурист» сделал около трех лет назад, но она, признаемся, была не очень внятной, да и масштабы ее были невелики. В основном все ограничилось реализацией чужих продуктов нашей сетью. Но зато сейчас мы в департаменте внутреннего туризма планируем сформировать собственный продукт. Предусмотрены два направления. Первое – деловой внутренний туризм. Это очень перспективно. Необходимо только обеспечить высокий уровень услуг и выйти на приемлемое и обоснованное для потребителя соотношение цены и качества продукта.
Второе – это отдых, экскурсионные туры для различных категорий российских туристов, специальные виды туризма. Работы предстоит очень много. Надо подготовить серьезную договорную базу, провести исследования рынка, определить приоритеты на ближайшее время и на будущее, создать сам продукт и затем предложить его потенциальным клиентам.
Для выполнения этой задачи у «Интуриста» есть все возможности. У нас 17 собственных точек продаж в Москве и более 20 франчайзинговых агентств, широкая сеть дочерних фирм в регионах России. Так что инструменты существуют. Остается их правильно использовать.
Директор департамента внутреннего туризма Юрий Карабаевич Байназаров:
В законе РФ «Об основах туристской деятельности» говорится, что «приоритетным направлением государственного регулирования туристской деятельности является поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма». Картина же получается совершенно иная. Статистика свидетельствует: в общей структуре оборота средств на внутренний туризм приходится 28% (4210,6 млн руб.), на въездной – 18% (2794,1 млн руб.), а на выездной – 54% (8505,0 млн руб.).
Мне, как одному из разработчиков проекта этого закона, совершенно ясно – он устарел, поскольку отражает реалии начала–середины 90-х годов. Однако с тех пор ни законодательные, ни исполнительные органы власти РФ не разработали и не приняли ни одного нормативно-правового акта, развивающего приведенное мною положение. Не были предприняты столь необходимые шаги для ресурсного обеспечения роста внутреннего туризма, его инфраструктуры, создания преференций для структур, занимающихся организацией отдыха детей, молодежи, пенсионеров.
Кроме того, свою отрицательную роль сыграла совершенно грабительская тарифная политика перевозчиков: железнодорожного, авиационного, речного и морского транспорта, которые ежегодно поднимают цены почти на 20%. Это привело к значительному сокращению столь любимых россиянами традиционных путешествий по нашим достопримечательным местам. К сожалению, сегодня эти поездки по большей части доступны лишь иностранным гражданам. И это происходит в стране, обладающей колоссальными рекреационными возможностями, имеющей богатейшую историю, располагающей красивейшей природой.
Нельзя не сказать и о том, как подобные непродуманные действия вредят воспитанию молодежи в патриотическом духе. Ведь она в основной своей массе фактически оказалась лишенной доступа к сокровищам отечественной культуры.
В этой ситуации выход только один – на всех уровнях власти принять срочные меры, чтобы создать благоприятные социально-экономические условия субъектам национального туристского рынка. И тогда они смогут реализовать свой огромный потенциал.
Нас не смущает то, что в начале реализации нового направления нам придется выступать в качестве агента туристических фирм. Наш имидж от этого не пострадает. Главное, чтобы процесс наконец пошел. Впоследствии при нашем опыте и наших возможностях мы неизбежно займем достойные позиции на внутреннем рынке. Поэтому мы сейчас идем на подписание двусторонних договоров и одновременно готовим свои программы на лето и зиму 2006 года. Они будут адресованы людям с различным уровнем дохода, различных возрастных групп. Мы хотим, чтобы возможность отдохнуть появилась и у детей во время школьных каникул, и у студентов, и у тех, кто сегодня работает, и тех, кто уже вышел на пенсию. При этом мы намерены составить достойную конкуренцию иностранным компаниям, которые сегодня осваивают внутренний рынок РФ.
Заместитель директора департамента сети реализации Наталья Викторовна Стукалова:
Куда бы ни заносило наших туристов, Россия для них все равно остается любимым местом отдыха. Это не только мое мнение. Об этом свидетельствует и статистика, которую регулярно предоставляют наши офисы продаж. Летом отпускники, как правило, выбирают Краснодарский край, Селигер, Подмосковье, Карелию. Или же отправляются в речные круизы. Зимой особый спрос на горнолыжные курорты того же Краснодарского края, на экскурсионные туры по России и отдых в Подмосковье.
Из года в год растет популярность волжских круизов по маршрутам Москва–Астрахань, Москва–Санкт-Петербург. Они проходят через уникальные российские города Углич, Кострому, Ярославль, Кижи и Валаам. Хочу еще отметить, что если сравнивать российские речные круизы с зарубежными, то наши значительно дешевле. На таких маршрутах мы стараемся показать лучшее, чтобы у туристов остались яркие впечатления и незабываемые ощущения от увиденного.
Многие жители столицы любят отдыхать в Подмосковье, поскольку это самый близкий, комфортный и доступный отдых. Многие даже проводят в пансионатах и домах отдыха воскресные дни. Стало модно устраивать там праздники, корпоративные встречи.
Российское направление не относится к числу простых. Но мы стараемся учиться, осваивать передовые технологии в работе с туристами. В этом нам очень помогают семинары, на которых высококлассные специалисты знакомят наших менеджеров с тонкостями работы на внутреннем рынке, прививают им умение убеждать клиентов в привлекательности отдыха в России. В рамках этих учебных программ компания ВАО «Интурист» организует рекламные туры по России и обучающие туры в Подмосковье, налаживает прочные связи с региональными партнерами. Мы стремимся к тому, чтобы наши менеджеры всегда были в центре событий, чтобы они могли проанализировать и спрогнозировать тенденции российского туристического рынка.
В беседах с нашими специалистами, наши клиенты часто сравнивают российский отдых с зарубежным. Я думаю, что это делать не стоит, поскольку вещи это совершенно несопоставимые. Однако хочу все-таки назвать несомненные плюсы отдыха на Родине для россиянина. Во-первых, вам не нужен загранпаспорт. Во-вторых, вы не сталкиваетесь с мешающей многим проблемой языкового барьера. И, наконец, вам совсем не обязательно добираться до места отдыха самолетом, который далеко не все хорошо переносят. Всегда можно воспользоваться поездом или автобусом.
Кроме того, многие наши курортные города в последнее время разительно изменились к лучшему. Самый показательный пример – черноморские здравницы: Геленджик, Анапа, Сочи. Благоустраивается Красная Поляна, идет активное освоение турфирмами Байкала и Камчатки.
В заключение хотела бы напомнить, что компания «Интурист» предлагает туры по России не только для обеспеченных туристов и любителей элитного отдыха, но и для представителей среднего класса. В принципе, любой человек сможет найти у нас путешествие по душе и по карману. Поэтому мы приглашаем всех читателей журнала в путешествие по России вместе с компанией «Интурист». Наш многоканальный телефон 753-00-03. Искренне надеемся, что сумеем сделать все, чтобы ваш отдых стал приятным и незабываемым.
Беседу вела Марина Волосевич