Игорь Спириденко: “Будет обидно, если, простояв 70 лет в тундре, борт Тюрикова сгниёт в Красноярске”

10.07.2019 | Интервью

Принято считать: всё самое интересное происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Но в Русском географическом обществе иначе. Самые интересные экспедиции, самые неожиданные исследования воплощают в жизнь члены региональных отделений. В беседе с нами председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь Спириденко рассказал, что мешает реставрации ленд-лизовского “Дугласа”, какова цель экспедиции, которая будет исследовать затонувший в войну сухогруз “Тбилиси”, и когда в Красноярском крае появится Парк-музей освоения Севера. 

Население Красноярского края около 3 миллионов человек, из них лишь 400 человек состоят в краевом отделении РГО. И вот парадокс: экспедиции, международные проекты, путешественники регулярно попадают в топ федеральных и мировых новостей. Про один только ленд-лизовский самолёт “борт Тюрикова” вышло более тысячи публикаций, в том числе в газете “Нью-Йорк-Таймс”.

Председатель краевого отделения Игорь Спириденко считает, что секрет успеха прост: брать не количеством, а качеством. С каждым кандидатом он старается проводить собеседование, чтобы это были неравнодушные к деятельности Общества люди.

– У Красноярского краевого отделения такое количество экспедиций и масштабных проектов. Как вам это удаётся?

– Важна дружная работа внутри коллектива, – говорит Спириденко, – слаженное взаимодействие с Исполнительной дирекцией РГО, руководством города и края, крупными финансово-промышленными группами региона (“Норникель”, СУЭК, “Русал”, “Полюс” и другие), а также правильная и открытая позиция по отношению к людям.

В 2019 году впервые за 118 лет истории отделения у него появился свой Попечительский совет, который возглавил губернатор Александр Усс.

– Игорь Анатольевич, на экспедицию по эвакуации ленд-лизовского самолёта “Дуглас-С47” обратили внимание на самом высоком уровне. Премию РГО вы получали из рук Владимира Путина. Что стало с бортом Тюрикова?

– Борт находится на балансе нашего отделения в Красноярске. Вместе с крупными деталями мы вывезли большое количество мелких обломков, инвентарных вещей и фрагменты радиооборудования. Всё это сохранено. Своими силами мы частично восстановили отдельные элементы самолёта. Полностью отреставрированы основное шасси самолёта и блок управления радиокомпаса. Кроме того, удалось восстановить вилку хвостового колеса, которая переломилась пополам при аварийной посадке. Фюзеляж самолёта установлен на центроплан.

Но, откровенно говоря, реставрация находится в зачаточном состоянии. Силами только нашего отделения её сделать невозможно. У нас нет ни материальной базы, ни опытных специалистов по реставрации. Самолёт – ценнейший. Мы считаем, что его дальнейшее восстановление до состояния музейного экспоната должны выполнять профессионалы. Честно говоря, будет очень обидно, если, простояв 70 лет в тундре, борт Тюрикова сгниёт в Красноярске. Потомки нас не поймут.

Было бы здорово рассказать эту историю о героизме наших лётчиков широкой общественности в виде художественного фильма, все материалы для сценария есть. Сам самолёт должен стать одним из символов героизма советских людей, сердцем будущего Парка-музея освоения Севера на острове Молокова.

– Сильно ли продвинулись в его строении с момента закладки камня в его основание в 2017 году?

– Нами изготовлена и оплачена концепция, составлен укрупнённый сметно-финансовый расчёт. По распоряжению губернатора создана рабочая группа по реализации проекта. Мы собираем тематические истории, факты героизма, сведения, документы, артефакты и прочие материалы для фондов будущего музея. Проводим мероприятия об освоении Севера: как в крае, так и во всей стране.

Однако пока есть нерешённые вопросы, и без поддержки проекта со стороны руководства РГО их сдвинуть нереально.

– Я полагаю, многие регионы хотели бы подобный музей. Почему логичнее его строительство в Красноярске?

– Красноярский край – это огромный регион России с традициями, заложенными ещё первопроходцами, которые необходимо сохранить и приумножить. Один из исходных импульсов в становлении Русского географического общества – открытия, сделанные именно на территории севера края путешественниками России в разное время.

Имена Миддендорфа, Бегичева, Челюскина, Прончищева, Лаптевых, Урванцева, героическая оборона Диксона и красноярская авиатрасса Алсиб во время Великой Отечественной войны, промышленное освоение Севера, “золотая лихорадка”, развитие Северного морского пути и создание полярной авиации, а также много других тем напрямую связаны с историей и географией Российского Севера.

Остров Молокова, фактически центр города Красноярска, – символически важная географическая точка. Это “Ворота Крайнего Севера”. В 1934 году отсюда, с берегов Абаканской протоки, отправился спасать челюскинцев лётчик-герой Василий Сергеевич Молоков. С этого места и началась история полярной авиации. Именно отсюда героические полярные лётчики прокладывали маршруты на Туруханск, Игарку, Дудинку и Диксон. Здесь располагались и сохранились до наших дней авиамастерские и первый гидропорт, откуда осуществлялись авиасообщения…

– В начале июня на территории края красноярский путешественник обнаружил обломки “Аэрокобры” и останки пилота, погибшего во время войны. Откуда эти погибшие? Что происходило в Красноярском крае во время войны?

– Это только кажется, что Великая Отечественная война миновала Сибирь. Карское море стало одним из театров боевых действий. В море и даже акватории Енисея действовали германские подводные лодки, нападавшие на конвои и минировавшие пути. Фашисты стремились прервать перевозку стратегических грузов, пытались зайти с тыла, высадив десант, что могло бы кардинально изменить ход событий.

В 1942 году немецкий тяжёлый крейсер “Адмирал Шеер” даже атаковал Диксон – арктический порт в Красноярском крае. К счастью, атаку отбил немногочисленный гарнизон. Отвага и доблесть защитников Диксона при минимальном вооружении позволили дать фашистам отпор. Операция “Вундерланд” провалилась. С войны дно Карского моря хранит немало тайн, которые ещё только предстоит раскрыть.

Что же касается программы ленд-лиза, то действовала трасса Аляска – Сибирь, по документам она именовалась Красноярской авиационной трассой. Через Красноярск на фронт перегоняли военные самолёты, всего около 8 тысяч, здесь же на них обучались пилоты. Их героизм трудно переоценить. Это особая история, в двух словах о ней не расскажешь. В следующем году совместно с нашими американскими друзьями состоится кругосветный перелёт “Алсиб-2020”.

– В каких экспедициях в полевой сезон 2019 года участвует РГО Красноярского края?

– Второй год мне оказана честь возглавить экспедицию Туннуг по линии Русского географического общества. В мою зону ответственности входит координация всех процессов, проходящих в рамках экспедиции: жизнедеятельность лагеря, сохранение, формирование и использование материально-технического блока, безопасность участников, взаимодействие со всеми заинтересованными структурами и привлечёнными подрядчиками, организация досуга и просвещения для волонтёров. Ребята приезжают со всей России и из-за границы. В этом году освоили новый для нас опыт совместной работы с учебными заведениями Министерства обороны Российской Федерации и МЧС.

В рамках комплексного проекта отделения по обследованию арктической территории Красноярского края в этом году продолжается экспедиция “Енисей – Арктика”, организованная совместно с Сибирским госуниверситетом науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнёва.

Исследование акватории реки Енисей и Енисейского залива происходит при помощи гидроакустических систем.

В 2018 году мы исследовали останки английской полярной паровой шхуны “Темза” (“Thames”), построенной в 1847 году в Англии и затонувшей на Енисее в 1878-м. В этом году уже в Карском море совместно с североморцами мы детально изучим сухогруз “Тбилиси”, затонувший во время Великой Отечественной.

С этим сухогрузом связано множество домыслов. Как он погиб? Затонул от мины или его торпедировала немецкая субмарина? Что он вёз в трагический день? Тоже загадка. Известно, что его вооружали в США и на борту были два орудия. Но, как у большинства судов полярных конвоев, он возил всё. Помимо своего главного назначения – доставки военной техники и жизненно необходимых товаров и продуктов в СССР – конвои с самого начала использовали для пассажирских перевозок, доставки дипломатической почты и так далее, и так далее.

Первым делом необходимо определить точное местоположение судна и получить его акустическое изображение. В поисковой операции задействуем гидролокатор бокового обзора, также предполагается погружение водолазов – мы хотим определить характер повреждений судна.

Новые сведения о действиях кригсмарине в Карском море и устьях сибирских рек интересны с научной точки зрения. Но ещё это хороший вариант патриотического воспитания. Как отец троих детей, я понимаю, о чём говорю.

Перед экспедицией ребята из команды изучают архивы, чтобы установить истинный маршрут “Тбилиси”, по крохам собирают ценную информацию. Архивов много, у сухогруза до его финального рейса внушительный опыт хождения в полярных конвоях в годы Великой Отечественной войны. Нам известно о пяти: PQ-9, PQ-18, QP-8, QP-15, JW-53.

Так что наша цель – открыть тайны гибели этого исторического судна.

Параллельно начинаем готовиться к другой многообещающей экспедиции – поиску пропавшего судна “Геркулес” русского арктического исследователя Владимира Русанова. Кто не помнит, он стал одним из прототипов капитана Ивана Татаринова в романе Каверина “Два капитана”. Чтобы не сглазить, не буду делиться подробностями, но есть реальные наработки. Я мечтаю, чтобы следы легендарной экспедиции нашли в том числе мужики из моего отделения.

К 2020 году для нашего отделения достроят научно-исследовательское судно “Диксон”. Многие удалённые экспедиции мы совершаем на вертолётах, этот корабль существенно сократит расходы. На нём умещается группа из 12 человек. Мы сможем обследовать акватории Енисея и его притоков, береговой линии Карского моря и моря Лаптевых, произвести экологический мониторинг. Также судно – отличная база для поисковых работ на суше.

Отмечу, что 2019 год для нас очень насыщенный – сложный, но интересный, и не только экспедициями. Проект создания Эколого-географического лабиринта РГО в Государственном заповеднике “Столбы” поддержан инициативным грантом общества. Также мы стали победителями конкурса Президентских грантов с проектом “Музей без стен” при участии Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Есть множество и других проектов. Так что впереди очень много работы.

– Поздравляю, чувствуется хорошее знание региона. Одно не понимаю: все эти проекты требуют времени, сил и сосредоточенности. Как вам удаётся не выгорать?

– Моё поколение выросло на книгах Жюля Верна, Фенимора Купера, Александра Дюма, Жозефа Рони-старшего, Вениамина Каверина. Помню, что с детства меня тянула какая-то романтика приключений. Сам себе что-то доказывал, изучал мир, боролся за что-то, побеждал. Видимо, и до сих пор всё так…

 

Источник 



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest