Тема гостиницы, как и тема дороги, – одна из главных в русской классической литературе. На этой благодатной почве отметились такие гении, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь.
Николай Васильевич в «Мертвых душах» оставил нам хрестоматийное описание гостиничного номера Чичикова в губернском городе NN, которое теперь знакомо каждому буквально со школьной скамьи. Именно благодаря перу Николая Васильевича нам известно, что номер, где поселился Чичиков, был «известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленную комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего»…
В XX веке достойную компанию классикам составили Андреев, Булгаков, Ильф и Петров, немало потрудившиеся на гостинично-литературной ниве. А пока в веке XXI русская литература ожидает появления новых талантов, за такую популярную тему, к счастью, взялись профессиональные отельеры. Сегодня в нашей стране все более востребованными становятся так называемые тематические отели, которые предлагают своим постояльцам не только комфортный отдых, но и возможность погрузиться в особую атмосферу места, куда волею судьбы попал гость. Причем часто оказывается, что концепция или, говоря молодежным сленгом, фишка гостиницы буквально прорастает со страниц литературных произведений либо непосредственно связана с жизнью прославленного автора.
Отель «У погибшего литератора»
Не надо быть всесведущим профессором Воландом из «Мастера и Маргариты», чтобы понять, что ждет путешественника, выбравшего в качестве своей временной резиденции московский мини-отель «Булгаков». В этом случае хочется лишь надеяться, что миниотель организован и функционирует не на базе той самой «нехорошей» квартиры! Не менее красноречиво за себя говорят названия питерских мини-отелей «Арина Р.», «Счастливый Пушкин», «Дом Достоевского». Благо литературно-художественный ландшафт северной столицы представляет собой настоящий Клондайк для начитанных работников гостиничного хозяйства!
В гостинице «Рэдиссон Соня Отель » мотивы творчества Достоевского воплощены в оформлении каждой комнаты. Таблички на входной двери – своего рода пазлы, из которых складываются фрагменты «Преступления и наказания». Обойдя этаж по кругу, гость может прочитать небольшой отрывок романа – на русском или английском языке, приобщившись самым непосредственным образом к великому произведению классика. В соответствии с концепцией отеля номера различных категорий приобрели в «Рэдиссон Соня Отель» собственные имена: «Осознание» (Conscience), «Великодушие» (Gгасе), «Возрождение» (Rebirth) и «Эго» (Еgо). Однако, несмотря на использование в дизайне очевидных отсылок к старому Петербургу XIX века, номера отеля оборудованы по последнему слову техники, включая беспроводной Интернет и многоканальное телевидение.
Трудно сказать наверняка, бывал ли неутомимый литератор и путешественник Антон Чехов в славном городе Екатеринбурге, зато доподлинно известно, что здание гостиницы Екатеринбурга «Чеховъ» – исторический особняк конца XIX века, бывшая купеческая усадьба. В интерьере отеля передана атмосфера того периода, ведь личность А. П. Чехова и его творчество являются символом времени. Стены украшают копии картин художников эпохи – Коровина, Ге, Серова, Левитана, Ренуара. Даже элементы дизайна, такие как канделябры, люстры, золотые украшения, вензеля, а также платья администраторов из бархата и кружев передают историческую атмосферу.
Казань к своим великим землякам тоже относится на высочайшем идейнохудожественном уровне. Память гениального Шаляпина надежно увековечена в здании «Шаляпин Палас Отель», где каждую субботу проходят знаменитые Шаляпинские вечера и для всех желающих звучат песни великого певца в исполнении лучших басов России. Каждый год, 13 февраля, в день рождения прославленного голоса России, у здания гостиницы проходит торжественный митинг с возложением цветов к памятнику, установленному здесь же.
Московская гостиница «Бородино Плаза» в стремлении погрузить своих постояльцев в историческую атмосферу «копает» еще глубже: в интерьерах и топонимике отеля в полной мере представлена тема грозного 1812 года. Ярославский отель «Иоанн Васильевич» строит свою концепцию вокруг любимой уже не одним поколением комедии Леонида Гайдая, снимавшейся как раз на богатой архитектурной натуре Ярославской области, в древнем Ростове Великом. «Горячие ключи» в Суздале изначально были построены на идее обязательного сочетания отдыха и настоящей русской бани, а пришвартовавшаяся в Подмосковье плавучая гостиница «Адмирал» специализируется на тематике водных путешествий и экзотики далеких островов. Право, остается только удивляться, почему до сих пор где-нибудь в горах Кавказа не появился отель «У погибшего альпиниста» – «по мотивам» известного детектива братьев Стругацких и одноименного фильма.
«Тарелка» и тарелки
Зато уже не один десяток лет радует любителей Приэльбрусья высокогорная гостиница «Тарелка» – безусловно, самый уникальный отель Домбая. Пожалуй, даже тем, кто никогда не был в Кабардино-Балкарии, хорошо знаком силуэт инопланетной летающей тарелки, приземлившейся на живописном склоне горы Мусса-Ачитара на высоте 2250 метров над уровнем моря. Нутро «НЛО» тоже соответствует внешнему образу – постояльцы размещаются в настоящих «отсеках», пусть тесных и без особых изысков, но зато вписывающихся в наши научно-фантастические представления о космосе! Причем цены в «Тарелке» отнюдь не самые «космические»: двухместное проживание с двухразовым питанием обходится в среднем в 1500 рублей с человека.
А на Кубани к приему гостей готовится первый в России винный бутикотель. В состав комплекса, находящегося в «винном» поселке Абрау-Дюрсо, войдут тематический бутик-отель на 40 номеров с винным SPA-центром и даже винотерапией. Идея поистине беспроигрышная! Восстановительные процедуры с применением вина и производных виноградной лозы (виноградных листьев, виноградных косточек и даже оболочки винограда) популярны уже не одно столетие, а во Франции и Италии стали настоящим хитом бурно развивающегося в последнее время агротуризма. Теперь эта мода приходит и в Россию.
Как видите, спектр тем для поиска той самой изюминки, вокруг которой строится философия «гостиницы с идеей», самый широкий. Ну как тут не вспомнить незаслуженно забытого отельерами Салтыкова-Щедрина, устами своего героя описавшего все разнообразие интересов россиян, которые никак не определятся, чего им хочется: «не то конституции, не то севрюжины с хреном…»