Горы, боги, люди и водопады

Горнолыжный лиЦЕЙ
“Этот в белых снегах горнолыжный лицей – панацея от наших несчастий”, – с легкой руки Юрия Визбора название горного селения Цей теперь неизбежно рифмуется с азами горнолыжного мастерства. Но склоны Цейского ущелья – отрада не только для лыжников и сноубордистов, как начинающих, так и вполне профессиональных.
Здесь круглый год покоряют вершины, прикасаются к древним святыням и поклоняются древним божествам, наполняя легкие целительным воздухом Цея. В Цее действительно есть горнолыжный “лицей”, причем не простой, а отделение Российской национальной горнолыжной школы (РНГШ), которое готовит квалифицированных инструкторов. Место выбрано более чем подходящее: на Цейских склонах есть трассы практически всех уровней сложности, а уникальный климат ущелья позволяет в комфортных условиях кататься с октября по конец мая. Цейское ущелье образуют два расположенных подковообразно хребта, из-за чего район также нередко называют Цейской подковой. Благодаря такому рельефу сильных ветров здесь практически не бывает. Как правило, скорость ветра в Цее не превышает 1 м/с, тогда как ветра Домбая и Приэльбрусья стабильно “гоняют” со скоростью 2–4 м/с. Иногда, правда, случаются “фены” – это такие коварные зимние ветры с гор, которые несут резкое потепление, до 8–10 градусов. Впрочем, эти колебания больше ощутимы в низине и практически никак не влияют на качество катания. А вот что влияет – так это снег и солнце, которых в Цее до неприличия много. В году здесь 2256 солнечных часов! Для сравнения: в Теберде солнце светит 1483 часа в год, в Красной Поляне –1675 часов, а в швейцарском Давосе – 1804 часа. Снег укрывает Цейские склоны во второй половине октября, но иногда может выпасть и в сентябре, открывая горнолыжный сезон. Впрочем, на высотах более 3500 метров он вообще не тает, что позволяет развивать в Цее уникальный вид спорта – Ski-альпинизм. 3–5 месяцев в году снег здесь держится сухой, кристаллический, наиболее удобный для катания, а толщина покрова достигает 3–4 метров.

Сильных морозов, как и сильной жары в Цейском ущелье практически не бывает. Средняя температура зимой – минус 5,3 градуса, летом – 15–17 градусов. Высоты в Цее также на любой вкус – от 1300 м в районе поселка Бурон до 4646 м на высшей точке – горе Уилпата. И это обстоятельство вкупе с необычайно сложным, причудливым рельефом не меньше лыжников привлекает в Цейское ущелье альпинистов. Склоны ущелья, особенно северной его стороны, сильно расчленены речной и ледниковой эрозией, на вершинах покоятся вечные снежно-ледниковые шапки. В особом почете у альпинистов пики “Москвич”, “Уилпата”, “Адайхох”, “Кальпер”, “Вильс”, “Сонгути”… Склоны гор испещрены реками, водопадами и каньонами, глубина которых достигает двух километров. Естественные спортивные препятствия в виде валунов, скал и прочих каменных глыб делают Цей идеальным альпинистским полигоном.

Святилище Реком Однако Цейское ущелье – это не только экстрим, но и познание, причем, как утверждают местные жители, самое высшее и необходимое познание, открывающее путь в вечную жизнь. Речь идет о святилище Реком, который наряду с храмами Мкалгабырта и Таранджелос считается одной из “трех слезинок Бога” – арийского Единого Бога, который почитался аланами (нартами) в дохристианские времена и почитается до сих пор. Принято считать, что Реком построил задолго до христианства ангел Уастырджи – покровитель воинов, тружеников и путников, ключевая фигура нартовского эпоса. В современной литературе и публицистике Уастырджи нередко отождествляют с христианским святым Георгием, находя фонетическое созвучие в именах и отмечая схожее культовое содержание. Осетины против такого толкования никогда особо не возражали, видимо, не желая прослыть язычниками, к тому же доминирующее в их религиозном сознании понятие Единого Бога вовсе не исключает многообразия святых. Но, конечно, Уастырджи – это не Георгий, а отдельное и особо почитаемое в Осетии древнее божество, за помощью к которому осетины обращаются во всех сферах жизни.

Исследователь и архитектор-реставратор С. Х. Джанаев полагает, что святилище Реком впервые было построено в эпоху средней бронзы, то есть за 2 тысячи лет до нашей эры. Впервые – поскольку позже деревянный Реком не раз разрушался, сгорал, строился заново и переносился с места на место. Последний раз Реком сгорел дотла от удара молнии в 1995 году и был восстановлен по чертежам командой энтузиастов, руководимой Джанаевым. На нынешнем месте храм не мог возникнуть раньше XII века, так как эту территорию занимал Цей-Сказский ледник. Исследователи полагают, что изначально постройка находилась значительно ниже. Но это и непринципиально, поскольку, как пишет Джанаев, “в осетинском (арийском) понимании храм не ограничивался одной постройкой, в понятие храма входила вся окружающая природа (горы, лес, тропы, одним словом, все обозримое с места молельни), все ущелье, а также целый ряд строений, заключенных в единый комплекс (цардаки, жертвенники и т. д.). Примером может быть Сидан (Сидан, или Мкалгабырта – один из трех святых братьев-святилищ: Реком, Мкалгабырта, Таранджелос), в понятие которого входит и само святилище, и все ущелье. Таким же примером может быть Реком, в понятие которого некогда входило все Цейское ущелье в 21 километр, называемое в древности “Ивард-Реком” (“Запретный Реком”).

Внешне Реком представляет собой собранное из дерева, без единого гвоздя (кроме окованных ритуальных дверей и ставен) здание прямоугольной формы, окруженное овальной каменной оградой. Раньше, по преданию, в Рекоме совершались осетинские культовые обряды. Один из таких обрядов – братание перед военным походом – описан у Джанаева: “Хранитель-дзуарлаг брал у каждого из воинов по одной стреле, перемешивал их, затем одну из них втыкал в стену, другую ломал и бросал в угол святилища (этим действием как бы восхвалялось достойное побратимство и проклиналось отступничество). Далее хранитель брал чашу с пивом, молился, отпивал немного и передавал ее старшему побратиму. Тот, в свою очередь, помолившись, также немного выпив, бросал в чашу монету и передавал ее младшему побратиму, который, выпив чашу до дна, брал монету и организовывал небольшой пир (кувд) по этому поводу у себя дома”.

Сегодня, с сожалением замечают исследователи, многие обряды забыты и люди приходят к святилищу, чтобы абстрактно поклониться божествам, о которых имеют весьма смутное пред- ставление. Считается также, что при- несение жертв и даров (мысайнаг) к Рекому за умерших поможет им об- рести вечную жизнь, попасть в рай, который в осетинской духовной традиции представляется ковром из зеленых лугов и пастбищ. Между тем, вокруг Рекома начинает формироваться центр этнографического туризма, где можно понаблюдать за восстановленными праздничными ритуалами, послушать осетинские песни и предания, увидеть народные танцы и состязания. Ежегодно в ноябре у святилища Реком проходит праздник Джеоргуыба, посвященный Уастырджи. Пиршества, начало которых знаменуется закалыванием жертвенных животных, длятся целую неделю. В прежние века этот праздник собирал тысячи паломников и становился осетинским подобием Олимпийских игр: мужчины состязались в танцах, пении, скачках, стрельбе из лука и рукопашной борьбе. Сегодня энтузиасты пытаются восстановить эту традицию, так что в скором времени праздник может стать важным туристическим событием.

Однако удовольствие это доступно лишь мужчинам: Реком – мужской храм, и женщинам подходить к нему строго запрещено. Впрочем, недалеко от Рекома существует несколько женских храмов, например, святилище Мады Майржм, куда, напротив, не должна ступать нога мужчины.

От легендарного Цея – к фешенебельному “Мамисону”
Название одной из красивейших вершин, окружающих Цейское ущелье, дало имя новому горнолыжному курорту, который в ближайшие годы появится на территории Северной Осетии. Проект “Мамисон” в правительстве республики называют сегодня “главным приоритетом” и не сомневаются, что он составит достойную конкуренцию не только олимпийской Красной Поляне, но и лучшим европейским зимним курортам. На создание “Мамисона” до 2012 года уже запланировано выделить 3 миллиарда 200 миллионов рублей федеральных средств, окончательная же сумма инвестиций может составить порядка 30 млрд руб. Мастер-план будущего горнолыжного курорта разработан группой проектировщиков из Санкт-Петербургского института “Росинжиниринг”, однако за право создания Генплана ей еще предстоит побороться на тендере. Замысел впечатляет: в “Мамисоне” планируется построить лыжные трассы всех категорий сложности общей протяженностью более 120 километров, самая длинная из которых – 8 километров. Обслуживать трассы будет сеть канатных дорог новейшего поколения. Одновременно курорт сможет принять до 7,5 тысячи туристов.

Уже сделаны необходимые расчеты для прокладки инженерных сетей, газового и энергетического снабжения, подъездных дорог (от федеральной трассы “Мамисон” отделяют всего 11 километров, путь из аэропорта займет не более полутора часов). В новом комплексе предполагается не только принимать туристов, но и проводить международные соревнования. “Мировой финансовый кризис замедлил наши действия, но мы не отказались от освоения в республике восьми рекреационных зон. И самое главное, продолжаем продвигать идею строительства круглогодичного горноспортивного комплекса “Мамисон”, который по своим характеристикам отвечает всем международным стандартам”, – заявил недавно глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров. А раз так, в скором времени у осетинского “горнолыжного лицея” может появиться вполне достойный филиал. Казбек для “ленивых” и отважных Географическая несправедливость: одна из самых красивых и известных вершин России, величественный Казбек, не удостоился никаких официальных титулов. Гора Белуха (4506 м), к примеру, носит звание высочайшей вершины Сибири, не особо выдающийся Монблан (4808 м) стал чуть ли не гербом Евросоюза, и даже прыщик Говерлы (2061 м) объявлен национальным достоянием Украины, к верхней точке которого президент Ющенко собственноручно таскает трезубцы и прочие государственные символы. А вот Казбек – “всего лишь” один из пятитысячников (5041 м), каких между ним и Эльбрусом (5642 м) насчитывается еще как минимум четыре: это горы Дыхтау (5204 м), Коштантау (5151 м), Шхара (5068 м) и Джангитау (5058 м).

Как минимум, поскольку вершиной, пиком можно теоретически считать любое возвышение или скалу на склоне горы. К примеру, всем известно, что Эльбрус – это двуглавая гора, и ее максимальная высота определена по “верхней голове”. А если вторую “голову” считать отдельной вершиной, что, с позиций геологии, вполне законно, то она немедленно “сдвинет” Дыхтау на второе место, а Казбек аж на седьмое. А если посчитать все выступы Коштантау и Шхары?.. К чему мы все это говорим? Да к тому, что Казбеку глубоко наплевать на титулы. Ему достаточно той славы, которую принесло изображение на пачке советских папирос. И харизмы могучего пятитысячника, привлекающего альпинистов со всего мира. Уникальность Казбека в том, что покорить его могут как опытные, так и начинающие альпинисты, правда, идти им придется разными путями (если, конечно, матерые покорители не захотят вдруг побаловать себя привилегиями новичков). Осетинские турфирмы предлагают для таких случаев по меньшей мере три разных “графика покорения” Казбека: “слабый”, нормальный и спортивно-экстремальный. Наиболее популярные маршруты 1– 4-й категории сложности проходят по Геналдонскому ущелью. Группы стартуют от курортного селения Кармадон, проходят через нижние и верхние ванны Кармадонских термальных источников и расходятся по разным тропам, в зависимости от выбранной сложности маршрута. Программы рассчитаны на 7–12 дней.

Кто шумит в “городе мертвых”?
Один из самых интересных туристических маршрутов в Северной Осетии проходит по горным речным долинам, называемым Куртатинским, Алагирским, Дигорским и Даргавским ущельями. На этом маршруте сосредоточено огромное количество природных и исторических памятников, дающих полное представление о древней культуре Алании. Близ селения Даргавс, на юго-западном отроге горы Читджитыхох находится знаменитый “город мертвых” – некрополь из 97 полуподземных и наземных каменных фамильных склепов, которые были построены в период с IX до XVII века. Само селение окружают фамильные башни, служившие как жилищами, так и оборонительными сооружениями. Самая известная – 16-метровая башня Мамсуровых, которую называют самым показательным примером осетинского каменного зодчества. Арочный вход в случае опасности намертво запирался окованной железом дверью, и люди поднимались в башню по приставной лестнице. На склоне горы Раминыраг возвышается башня Аликовых, которая контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. На восточной окраине селения расположена жилая башня Дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни. В Даргавсе сохранились также комплекс Тароевых, замок Сахмановых, башни Джибиловых и Сасиевых, а также множество других памятников неустановленной принадлежности. Разумеется, владельцами таких сооружений были самые обеспеченные фамилии. Путников в ущельях и долине реки Мидаграбин постоянно преследует сильный звуковой фон – это гул горных потоков и падающей воды. С ледников вершины Джимарай-Хох начинают свой бег многочисленные Мидаграбинские водопады, главный из которых – Большой Зейгелан (падающая лавина) – входит в пятерку самых высоких водопадов мира. Потоки воды устремляются вниз с высоты 750 метров! (Для сравнения: крупнейшие водопады Европы – Гаварни во Франции и Кримль в Австрии – падают с высот соответственно 422 и 380 м). По высоте Большой Зейгелан в России делит первенство с Тальниковским водопадом, что на плато Путорана, а вот по антуражу, пожалуй, не имеет себе равных. Дело в том, что его окружают еще семь водопадов, образующих гигантский каскад. Наблюдать со дна огромной чаши Мидаграбина за восемью потоками ревущей воды – непередаваемый аттракцион! Мидаграбинские водопады – пульсирующие, мощность их потоков зависит от температуры воздуха. Лучшее время для посещения долины – июль-август, в другие месяцы водопады заметно слабеют, а некоторые из них исчезают вовсе, чтобы с новой силой обрушиться на землю с наступлением лета.

С П Р А В К А

Что посмотреть / посетить

Цейское ущелье.
Водопад Зейгелан и долину реки Мидаграбиндон.
Даргавс – “город мертвых”.
Куртатинское ущелье.
Кобанское ущелье.
Северо-Осетинский природный заповедник.

Во Владикавказе:

православный храм Рождества Пресвятой Богородицы, армяно-григорианскую церковь, лютеранскую кирху и суннитскую мечеть.
Музей истории, архитектуры и литературы.
Парк культуры и отдыха им. Коста Хетагурова.
Проспект Мира (бывш. Александровский).
Ресторан “Музей”.
Футбольный матч с участием “Алании”.

Что отведать

Осетинские пироги всех видов и форм.
Осетинский сыр.
Курица “карчы” под сметанным соусом.
Ахсарфамбал (шашлык из кусков легкого или печени животного, обернутый в сальник).
Арака – осетинская кукурузная водка.

Что привезти в подарок

Серебряные брелоки и украшения с изображением святого Уастырджи (Св. Георгий).
Кинжалы и клинки.
Куклы ручной работы в национальных нарядах.
Осетинский сыр в подарочной упаковке.
Компакт-диски с осетинской музыкой.
Национальная керамика и изделия из дерева.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest