Западная Сибирь пока ассоциируется у людей исключительно как кладовая нефти и газа. К сожалению, в этот замечательный край редко заглядывают туристы – в основном любители охоты и рыбалки. Впрочем, администрация Сургутского района собирается приложить все усилия для развития здесь настоящего этнотуризма.
За три дня пресс-тура хотелось успеть посмотреть и сам город, и окружающую его тайгу. Сургут, основанный когда-то казаками как острог на реке Оби, поразил широкими проспектами улиц, обилием деревьев, современными многоквартирными домами, храмами с золотыми куполами и высокими колокольнями… А когда стемнело, наша команда выдвинулась в тайгу.
Нефтяники строят отличные дороги. Пожалуй, лучшие, что я видел в России, за исключением федеральных трасс вблизи столицы. База «Рыболов-профи», на которой нас принимали, предполагала наличие внушительного улова. Но лично меня поразил ее мини-зоопарк. В нем разместились львы, тигры, медведи. Вольготно себя чувствуют здесь страусы и кенгуру, ламы и олени. Для детишек есть возможность покормить с рук овечек и верблюда, козлика и осла…
После гостеприимной базы наш путь лежал в деревню Русскинская. Здесь тоже нашлись поводы для удивления. Стараниями лишь одного человека, который потерял пальцы на обеих руках, в 1989 году здесь был создан Музей дикой природы Западной Сибири. Недавно он признан одним из семи чудес Тюменской области. В коллекции Александра Ядрошкина собрано более 4000 чучел рыб, птиц, животных. Здесь также рассказывается о быте и истории хантов. Власти района принимают самое деятельное участие в жизни музея, и скоро откроется новый современный корпус с интерактивными площадками.
Для меня было открытием, что в местном музее этнографии изучением и сохранением традиций хантов занимаются в том числе русские жители. Это лишний раз подчеркивает, что русские испокон веков были толерантны к малым народом, живущим бок о бок с ними. Центр национальной культуры «Вэрты Ёх» хранит традиции и образ жизни хантов и манси. В его коллекции есть уникальные музыкальные инструменты, а в экспозиции представлены не только предметы старинной одежды, но и современные изделия мастериц. Из оленьего меха шьют практичные сумочки для модниц и разнообразные игрушки для детей. На мастер-классе вас научат их делать собственными руками!
Дальше наша группа разделилась. Я решил провести ночь вне города, в глухой тайге, куда проезд разрешен только по пропускам. Родовые угодья хантов имеют четкие, хоть и невидимые границы. Они охраняются государством в лице нефтедобывающих компаний, и дальше чем за 70 километров от Сургута в тайгу просто так не попасть: нужно заручиться поддержкой местного жителя или компании. Такие местные гиды на джипах у нас были – Андрей и Владимир. По дороге нам удалось разжиться трофеем в виде двух тетеревов, Володя сварил из них вкусный суп шулюм.
В охотничьей избе, куда мы прибыли к ночи, не работал генератор, мы остались без света. Но нас это не пугало: свет от мобильников скрасил наш быт, а печь давала живительное тепло. Вдалеке от цивилизации, когда только от твоих навыков и знаний зависят уют и комфорт, по-другому воспринимаются даже самые мелкие блага.
Утром я прогулялся по тихому осеннему лесу. В звенящей тишине было слышно даже падение листьев. Голубика и брусника еще красовались на веточках у земли. Угрюмая, но прекрасная и мощная в своем течении река вилась по тайге. Ее песчаные пляжи свидетельствовали о том, что летом здесь можно отлично купаться. Жалко было расставаться с этим спокойствием. Что ж, буду тешить себя надеждой приехать сюда уже зимой.
После посещения совсем глухих мест тайги мы присоединись к нашей основной группе, которая знакомилась с национальным стойбищем хантыйской семьи «Лук-Яун». Ее гостеприимный хозяин Александр Продан показал нам многочисленные охотничьи ловушки на зверя и способы ловли рыбы в местных ручьях. На территории стойбища, как полагается у хантов, есть загон с оленями. Александр Анатольевич посетовал, что к нему зачастил медведь из тайги – мол, рвет олешек не ради мяса, а ради прихоти своей охотничьей. Так что не надо забывать, кто в тайге хозяин!