У курортного аэропорта боевое прошлое: летное поле появилось во время Великой Отечественной войны и предназначалось для самолетов, оборонявших Черноморское побережье. Но война закончилась, аэропорт сменил профиль, еще через сорок лет стал международным, а в 2010 г. обзавелся новым терминалом, напоминающим издали огромного краба в стиле хай-тек.
Перестройка аэропорта была мерой вынужденной – раз уж летний курорт стал городом – хозяином зимней Олимпиады-2014, потребовалось обеспечить спортсменам, туристам и членам Олимпийского комитета достойный прием. Впрочем, к новому терминалу уже появилось много претензий: например, в нем достаточное количество стоек регистрации, а вот туалетов явно маловато. Зато оформлено здание с фантазией – например, есть там просторный внутренний двор с верандами, небольшим садом и фонтаном. Забавно, что, несмотря на плакаты «Non smoking area», пассажиры часто используют эту зону именно для курения.
В аэропорту есть кафе, бар, ресторан и пиццерия, а также бесплатный беспроводной интернет. Имеются здесь и магазины, в том числе с олимпийскими сувенирами. Однако большинство путешественников, попадающих в новый терминал в разгар лета, не планируют обзаводиться на память олимпийскими леопардами и белыми мишками – эта тема пока не очень актуальна.
Другое дело – традиционные гостинцы с Черноморского побережья: бастурма, чурчхела, домашние сыры, свежие фрукты. Официально вся эта продукция в аэропорту не продается, но решить проблему закупки провизии обычно помогает небольшой павильон «Цветы» у входа в аэропорт. Цветы там действительно присутствуют – несколько букетов в дальнем углу. Остальное место занимают вкусные дары Краснодарской земли, превращая павильон в небольшой базарчик. Впрочем, есть в аэропорту и официальные продуктовые торговые точки – магазин «Арвика» и шоколадный бутик.
Еще в аэропорту Сочи можно арендовать машину (в зале прилетов есть стойки компаний Herts, Avis, SIXT и других), упаковать багаж (второй этаж, сектор В, 300 рублей за чемодан) или сдать его в камеру хранения (первый этаж, сектор С, минимальная оплата – 200 рублей в сутки). Есть и VIP-услуги – старый международный терминал превратили в зал повышенной комфортности, а на втором этаже нового терминала, в секторе В, открыли бизнес-зал, куда помимо пассажиров бизнес-класса может попасть любой желающий, заплативший 3000 рублей. За эти деньги счастливчик получит доступ к шведскому столу, свежим газетам, спутниковым каналам телевиденья и душевой комнате.
Дорожная Карта
Раньше у пассажиров сочинского аэропорта было три способа добраться до города или окрестных курортных поселков: автобус, маршрутка и такси. Сейчас маршрутки ликвидированы, зато аэроэкспресс связал аэропорт с Сочи (поезд делает и остановку в Адлере). Правда, скоростной транспорт совершает в сутки всего пять рейсов: от вокзала Сочи он отправляется в 7.15, 9.35, 14.35, 17.30 и 20.35, а из аэропорта пассажиров забирает в 6.10, 8.35, 13.35, 16.20, 18.45. Полный билет стоит 200 рублей, проезд между Сочи и Адлером – 50 рублей.
Прежде чем что-то построить, иногда приходится что-то снести. Например, при строительстве взлетно-посадочной полосы сочинского аэропорта был снесен храм Николая Чудотворца в селе Молдовка. В начале 90-х годов церковь решили восстановить на новом месте – прямо напротив аэровокзала. Открылась она почти одновременно с новым терминалом, так что теперь ее купол – первое, что видят пассажиры, выходя из здания аэропорта.