Геополитика: увезу тебя я в тундру


Сегодня тысячи яйцеголовых экспертов и институтов по всему миру напряженно решают геополитические проблемы, пытаясь спрогнозировать, как поведут себя представители различных цивилизаций и культур при столкновении интересов.
Придумана уже масса теорий. Американцы, к примеру, опираясь на работы Хантингтона, уже запрограммировали на ближайшие десятилетия жесточайший конфликт западной цивилизации с православием, конфуцианством и исламом, предвидя борьбу за сферы влияния и энергию. Российские искатели национальной идеи говорят о дружелюбной империи как альтернативе глобализму. А между тем дело, кажется, гораздо проще.

Есть, например, на севере Российской Федерации небольшой город Надым – административный центр муниципального образования одноименного города и Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Так вот, в этом городе цивилизации встречаются регулярно, не сверяясь с замысловатыми теориями ученых. А раз в год по инициативе мэра этого образования Владимира Ковальчука они не просто встречаются – а преобразуют подобную встречу в праздник. Праздник этот, хотя и называется формально Днем оленевода, на самом деле содержит в себе куда более глубокий смысл – это день встречи цивилизаций, который вместо предполагаемого конфликта действительно оборачивается подлинным праздником.
Возможно, все дело в традициях. По всей видимости, “диалог цивилизаций” здесь начался давно, с XI века, когда территория Северного Приобья впервые попала в сферу российского влияния. Еще тогда отдельные посланцы привозили вести о людях с Югорской земли. Настоящие же взаимоотношения русских и ненцев начались позже, после похода Ермака и присоединения Сибири. Однако продвижение русских “встречь солнца” совершенно не походило на завоевание конкистадорами Земли Истинного Креста, а англосаксами – Дикого Запада. Там, как известно, все закончилось большой кровью, изгнанием или истреблением коренного населения. Здесь же все основывалось на взаимном познании народов, обмене духовными и материальными ценностями. Во многом именно поэтому и сегодня русские, проживающие в этих северных местах, столь эффективно соседствуют и взаимодействуют с коренным населением – ненцами, хантами и манси.

– Техногенная цивилизация не может обойтись без продвижения на север, освоения новых газовых и нефтяных месторождений, – говорит Владимир Ковальчук. – Тем не менее коренной этнос имеет право жить так, как жил тысячи лет назад. Совместить эти, казалось бы, взаимоисключающие вещи очень непросто. Но мы пытаемся решать эту задачу, акцентируя внимание на реальной поддержке представителей малочисленных народов, на сохранении их культуры, промыслов и традиций. Это сродни буддистскому принципу “открытого сердца” в противовес “манипуре” – формально-справедливому отношению неравноправных участников.

Как ни сурово это звучит, понятно, что задача сохранения традиций малочисленных народов не под силу только самим этим народам. Финансовую и другие всевозможные виды материальной помощи, конечно, им оказывают. В частности, этим известно ведущее предприятие района ООО “Надымгазпром”. Но это проблемы не решает. Необходимо сделать так, чтобы культура ненцев, хантов и манси стала всеобщим достоянием всех тех, кто проживает сегодня на этой территории. Поэтому родившийся десять лет назад День оленевода – праздник не только оленеводов. Это праздник всего Надыма и Надымского района.

12 марта с самого утра оленеводы Ямальского, Тазовского, Пуровского, Красноселькупского и Шурышкарского районов стали стягиваться в Надым, где их уже поджидали хозяева. В первый день аборигены, как правило, осматривают город, посещают музеи и выставки. Но самое интересное было приготовлено на вечер: праздничная встреча оленеводов. Это важнейшее из мероприятий праздника. Дело в том, что разбросанные по тундре люди почти не имеют возможностей профессионального и межличностного общения. Зачастую их разделяют многие километры заснеженных пространств, что отнюдь не способствует развитию и поддержанию этнической общности. Поэтому подобные встречи в День оленевода – словно конгресс на Большой земле, уникальная возможность возобновить старые связи, завязать новые знакомства, наладить деловые контакты, а главное – ощутить национальную общность.

Собственно же праздник начинается на второй день. Главный элемент его – окружные соревнования по национальным видам спорта на Кубок губернатора Ямала. На берегу озера Янтарное, на площади, обустроенной столь по-европейски, что ею гордился бы любой крупный город западной России, устраиваются всевозможные конкурсы и разворачиваются состязания по национальным видам спорта – рожденным когда-то в суровых условиях северной тундры.

Европейцам, привыкшим наблюдать за ристалищами спортивных команд, деяниями элегантно-грациозных теннисисток и фигуристок, уже трудно понять, что есть виды спорта, существующие не для зрительского развлечения и ублажения, а просто чтобы выживать в тяжелых природных условиях. Национальный спорт северных народов – это именно такой спорт. Виды соревнований подсказаны самой жизнью: метание тынзяна на хорей (петли на пастушеское погоняло) – это проверка пастушеской ловкости и сноровки, прыжки через нарты и тройной национальный прыжок – это имитация преодоления водных преград на пересеченной местности. Кроме того, спортсмены соревнуются в национальной борьбе, в перетягивании палки-шеста, в беге на лыжах и оленьих гонках. То есть любой вид спорта имеет прямое отношение к повседневной жизни.

Конечно, самый зрелищный вид национального спорта – гонки на оленьих упряжках. Вдоль берега образуется некое подобие ипподрома, по которому несутся не лошади с жокеями, а рогатые хозяева тундры. Нужно обладать особым искусством и пониманием животных, чтобы заставить меланхоличных оленей мчаться со скоростью курьерского поезда, разметая облака снежной пыли, под азартные крики наездников, ловко орудующих шестами-хореями.

Как уже было сказано, главное – что это праздник не только для оленеводов. Точнее, не только для представителей малочисленных народов. Это праздник для всех. По предложению Владимира Ковальчука в дни праздника во всех школах отменяются занятия и объявляется всеобщий “урок этнографии”. И дети вместе с родителями охотно разглядывают экспонаты музея этнографии. Впрочем, музей – это так, формально. На самом деле прямо под открытым небом размещается самое настоящее стойбище оленеводов. И городские ребятишки с интересом слушают рассказы о кочевой жизни коренных обитателей края, не отказывают себе в удовольствии забраться в самый настоящий чум и посмотреть, как он устроен.
Естественно, венец праздника, как и везде, – культурная программа. В основном это концерты. Но и концерты здесь не совсем обычные, это не шоу-бизнес с изрядно поднадоевшими эстрадными старлетками. Потому что их цель в другом – в стремлении сплести воедино в одном месте и времени мелодии и песни всех народов, живущих в этом суровом краю, – и коренных, и тех, кто в разные времена приехал сюда осваивать природные богатства и навсегда “заболел” Севером. И нужно видеть, с каким неподдельным интересом и удовольствием люди слушают друг друга.

Вот так и происходит взаимопроникновение культур и “столкновение” цивилизаций – весело и по-доброму. Оказывается, диалог между представителями технократической цивилизации XXI века и кочевой культуры оленеводов может проходить не только посредством резерваций, но и так – через праздник. И не обязательно хмельной, хотя и это есть. Не зря губернатор Ямала Юрий Неелов любит повторять, что врожденная природная мудрость позволяет коренным народам края понимать и принимать запросы современности, а газовики и нефтяники отвечают им уважением, помогая, в свою очередь, сохранять уникальную культуру народов Севера.
В общем, обходятся как-то без премудрых геополитиков. А могут и опытом с оными поделиться.

Ефим Бершин, Алексей Кузнецов


Владимир Ковальчук, мэр Муниципального образования г. Надым и Надымский район:

Уже в десятый раз мы организуем праздник оленеводов. С каждым годом он становится все масштабнее, привлекает все больше участников и гостей. Цель праздника – улучшить взаимопонимание между коренным населением, кочевниками, которые живут здесь тысячи лет, и всеми теми, кто пришел на эту землю недавно. Соревнования очень важны для оленеводов. Они готовятся к ним целый год и приезжают за сотни километров с единственной целью – поучаствовать. На этот раз собрались 12 команд со всей территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Это праздник не только и не столько для города, сколько для кочевого тундрового населения. Но и мы, горожане, рады принимать их у себя в гостях.
В начале нашей работы здесь перед нами стояла задача понять ментальность коренных народов. Они не хотят жить в городе, а хотят заниматься тем же, чем занимались их деды и прадеды, – пасти оленей, живя в тундре. В последние годы политика администрации направлена на содействие традиционному образу жизни. Хочет ненец жить в чуме, разводить оленей и ловить рыбу – мы ему поможем. Не хочет отдавать ребенка в школу-интернат – мы не будем на этом настаивать, хотя и посоветуем, что детям лучше учиться. И мы создаем условия для этого: у нас 2 школы-интерната в национальных поселках. Мы направили часть финансовых ресурсов на создание инфраструктуры поселков: больниц, школ, коммунального хозяйства, котельных. А часть – на содействие кочевому населению.
Наши отношения с коренным населением можно назвать взаимовыгодными и равноправными, ведь мы многому учимся у них. Прежде всего – бережному отношению к природе, к каждому деревцу и кустику, каждому квадратному метру земли. Заслуживает всяческого уважения и приверженность ненцев к столетиями существующему укладу жизни, который они всячески пытаются сохранить. Наш праздник отчасти им в этом помогает. Прыжки через нарты, перетягивание палки, борьба – это виды состязаний, которым много сотен лет. Или возьмите национальные наряды, представленные на конкурсе: женщины готовят их буквально целый год, вышивают узоры, украшают. Это прикладное искусство сохраняет их как этнос. Они прекрасные люди, у них прекрасная душа. У них отсутствуют пороки, присущие нашему обществу, такие как воровство или обман. И наша задача – сохранить их самобытность, поддерживая при этом плодотворный диалог цивилизаций.

Полезная информация

Зимой (с октября по май) добираться до Надыма можно несколькими видами транспорта. Например, до Лабытнанги или до Нового Уренгоя можно доехать фирменным поездом, а оттуда на “Газели” или “Урале” часов за 6 преодолеть около 200 километров “зимника”. Летом зимник раскисает настолько, что проехать по нему может только вездеход. В общей сложности дорога может занять несколько дней. Значительно проще на самолете. В местном аэропорту в любое время года приземляются самолеты из Москвы, Краснодара, Тюмени, Екатеринбурга и столицы Ямало-Ненецкого округа – Салехарда. Из Москвы в Надым летают авиакомпании “Карат”, “Ямал”, “Газпромавиа” и ГТК “Россия”. Цены у всех одинаково высоки – около 14 тыс. руб. туда и обратно, скидок и спецпредложений не предусмотрено.

Ехать сюда предпочтительнее зимой, поскольку лето короткое и прохладное, дороги размыты и путешествовать можно только на вертолете, что недешево. Январские морозы достигают минус 40, но из-за сухости воздуха переносятся не сложнее, чем московские минус 10. Зимой при желании можно попутешествовать по окрестным стойбищам, ближайшее из которых находится в 40 км от города. А если договориться с местными охотниками, те с радостью за умеренную плату возьмут вас на промысел. За несколько дней в тундре у вас есть шанс увидеть практически всех представителей местной фауны: волков, медведей, росомах и, конечно, королей здешних мест – северных оленей.
После охоты, как и полагается, нужно отдохнуть. Единственный действительно комфортабельный отель в Надыме – “Айсберг”, поэтому все командированные живут там, и свободных мест почти никогда нет. Номера лучше бронировать заранее. Стоимость – от 3 тыс. руб. в сутки. Можно поселиться в соседней “Янтарной”. Тут и попроще и подешевле, да и с размещением обычно проблем не бывает.

Вкусно поесть в городе не проблема, причем счет, несмотря на схожий уровень цен в здешних магазинах с московскими, окажется раза в два меньше, чем в того же уровня столичном заведении. Из ресторанов можно порекомендовать “Гелиос” и ресторан гостиницы “Айсберг”. В крайнем случае можно пойти в развлекательный комплекс “Победа”, но гарантий, что про ваш заказ не забудут, а еда будет вкусной, практически нет.
Единственная в городе “публичная” сауна расположена в той же “Победе”, и в ней вполне могут приключиться “технические неполадки” в забронированное вами время – например, руководство парится. Будем надеяться, что ему удастся справиться с неполадками.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest