Журнал «Отдых в России» продолжает публикацию серии тематических материалов в рамках подготовки Первого Национального туристического форума «Отдых в России-2016».
Что беспокоит сегодня российских отельеров, чего не хватает потенциальным инвесторам для работы в России, зачем нужна обязательная классификация гостиниц и когда она станет обязательной для всех средств размещения, нам рассказал президент Российской Гостиничной Ассоциации Геннадий Ламшин.
— Геннадий Андреевич, каково на сегодняшний день состояние гостиничной отрасли, что беспокоит отельеров?
— 2 февраля руководитель Ростуризма Олег Сафонов пригласил к себе руководителей крупных гостиничных сетей: международных и российских, нашу ассоциацию и Федерацию рестораторов и отельеров. Глава ведомства рассказал о том, какие задачи стоят сегодня перед Ростуризмом, предложил схему взаимодействия с отельерами, а также озвучил конкретные инвестиционные проекты в регионах, в которых можно принять участие бизнесу.
После чиновников выступили бизнесмены, изложив свой взгляд на то, что мешает динамичному развитию отрасли. Приведу самое главное, что ими было озвучено.
Во-первых, это дорогие кредиты. Если в Европе можно получить кредит под 4-6% годовых, то у нас аж 18-20% и более! При таких ставках совершенно невозможно строить гостиницы, срок окупаемости которых – десятки лет.
Во-вторых, во многих европейских странах еще в 2008 году, когда был кризис, гостиницам и ресторанам снизили НДС до 7-12%. Да так и оставили. У нас же, ничего подобного, 18% как у всех. Хотя снижение налога стимулировало бы собственников развивать этот бизнес.
В-третьих, очень болезненный вопрос: снижение налогов на имущество и на землю. В 2015 году произошел переход на новый расчет налога – по кадастровой стоимости недвижимости. Так, например, в Москве у 50 гостиниц сумма налога увеличилась на порядок. Многие отели начали задумываться даже о закрытии. Только благодаря оперативному вмешательству руководства Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы, Российской гостиничной ассоциации и Российского союза туриндустрии вопрос был вынесен на обсуждение в Правительство Москвы, и методика расчета была изменена. Суммы налога вернулись примерно на те же, старые, позиции.
Многие гостиницы, особенно курортные и загородные отели с большой территорией, платят высокий налог на землю, который также начали рассчитывать по кадастровой стоимости. Кто-то из владельцев пошел судиться. Кроме того, постоянно растет плата за коммунальные услуги. Отсюда и высокие цены на проживание в гостиницах.
— Я слышал мнение законодателей, что цены в отелях, особенно в высокий сезон, надо косвенно регулировать. Иначе отдых становится недоступным большинству россиян. Что вы об этом думаете?
— Главный регулятор цен – рынок! Регулировать цены можно на период проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году, но не более. То, что некоторые отели наглеют и задирают цены в высокий сезон – это гнилая политика, это не правильно. Просто люди поедут отдыхать в другие страны.
— Как идет работа по обязательной классификации средств размещения – присвоению им «звезд»? В чем плюсы этой классификации для отелей и гостиниц?
— В 11 субъектах России, где будут проходить игры ЧМ-2018, до 1 июля этого года обязательную классификацию должны пройти все средства размещения, включая хостелы, и даже общежития.
На сегодняшний день у нас в стране работает 50-60 аккредитованных организаций, занимающихся классификацией. В Москве их 17, в Сочи — 5-6. При этом в Краснодарском крае надо за оставшиеся 5 месяцев классифицировать 1800 средств размещения. Это огромный объем работы. По новому порядку аккредитованные в субъектах РФ организации могут работать по всей стране.
Свидетельство выдается на 3 года. Присвоение «звезд» зависит от массы показателей: например, наличие бассейна площадью не менее 5 кв. м (для 5 «звезд»), от площади, в том числе номеров, конференц-залов и т. д., оснащение оборудованием, как организованы объекты питания; наличие СПА-услуг, бань, купелей обязательно для присвоения отелю 4 «звезд». Важным критерием оценки является квалифицированный персонал. Для высшего персонала обязательно профессиональное образование, сотрудники отеля должны проходить обучение, знать иностранные языки. При этом мы понимаем, что самое больное место сферы обслуживания – именно качество работы персонала. Но, к сожалению, у нас почти нигде не готовят персонал для гостиниц в средне-специальных учебных заведениях.
— Президент дал поручение Правительству РФ внести до 1 февраля этого года в законодательство изменения об обязательной классификации всех средств размещения. Законопроект уже внесен в Государственную думу? Что он предусматривает?
— Насколько я знаю, внесение изменений в закон «Об основах туристической деятельности в РФ» планируется в марте. Проект закона предусматривает обязательную классификацию: для гостиниц с номерным фондом более 50 номеров – с 1 января 2018 г., с номерным фондом более 15 номеров – с 1 января 2019 г., в отношении всех остальных гостиниц и средств размещения – с 1 января 2020 г.
По некоторым данным у нас в стране около 14 тыс. гостиниц с номерным фондом более 50 номеров. Это означает, что менее, чем за 2 года, все они должны быть классифицированы. Это очень большая работа, учитывая, что квалифицированных экспертов не так уж и много.
— А для чего присваивать гостинице, гостевому дому, хостелу категорию «без звезд», что это дает?
— Любое средство размещения должно отвечать минимальным требованиям. Они должны находиться в правовом поле, платить налоги, коммунальные платежи, вести статистический учет гостей, подавать сведения в ФМС, отвечать за безопасность отдыхающих и жителей того региона, где работают.
— А кто отвечает за соответствие тому, что есть в отеле и присвоенным ему «звездам»?
— Аккредитованная организация. Наша ассоциация тоже аккредитована в Москве и оказывает такие услуги по всей России. При этом мы на сделки с совестью не идем, репутация дороже.