Яхтенный сезон в России недолог. По нашим рекам и озерам с комфортом можно плавать от силы пять месяцев. Но красивых и дорогих судов у причалов яхт-клубов становится все больше и больше.
Бери рифы! Рифы бери, не спи! – Сергей Моисеев покрикивает на парня и девушку, которые пытаются справиться с парусами. Молодая пара слегка волнуется. Они приехали в Москву из Перми. Там заочно прошли теоретический курс и вот теперь впервые вышли на воду на настоящей яхте. Сергей Моисеев – руководитель парусной школы “Капитан Поло”. Он не удивляется тому, что научиться управлять яхтой к нему приезжают издалека. Бывали и из Якутии ученики, и из Новосибирска. Чему удивляться, если яхтинг давно перестал быть увлечением только спортсменов и миллионеров.
Паруса или мотор? Это своеобразная линия водораздела между “настоящими” и “ненастоящими” яхтсменами. В России, в отличие от Европы, моторки побеждают за явным преимуществом. Сергей Моисеев находит этому свое объяснение – мол, покупатели яхт раньше встречаются не с ним, а с дилером: “Дилеру, конечно, выгоднее продать моторное судно. Потому что оно дороже раза в 4-5, требует постоянного ремонта, технического обслуживания. И человек покупает сначала одну яхту, потом другую, большую, а потом вдруг обнаруживает, что парусник, который идет с ним параллельным курсом, совсем не уступает ему в скорости, топливо он не сжигает, выхлопов нет, вибрации нет. А потом еще узнает, что паруса – это совсем не страшно: научиться ими управлять – дело двух-трех часов”.
Сергей еще долго рассказывает о преимуществах парусов перед моторами. Мы сидим в небольшой каюте на его яхте Jeanneau 32i, купленной недавно для парусной школы. Узкий столик, два дивана по бокам, кровать-полуторка за перегородкой. Тесновато. Пытаюсь представить в такой обстановке Романа Абрамовича, ну, или, на худой конец, Михаила Фридмана, но не получается. И понимаю, почему при всех достоинствах парусных яхт большинство обеспеченных людей выбирают моторные.
Они делают это, исходя из собственных представлений о комфорте и руководствуясь соображениями престижа. “Ну не может топ-менеджер банка ездить на каком-нибудь “Фольксваген-Гольф”, – заметил как-то по этому поводу Андрей Ломакин, директор компании AG Marine, дистрибьютор большинства яхтенных брендов премиум-класса. Продавцы яхт вообще любят сравнения с автомобилями.
Как существуют машины представительского класса, так существуют и яхты, которые должны соответствовать статусу владельца. Как дорастаешь до машины с личным водителем, так и до яхты с нанятым экипажем. Когда у тебя появляются дети, солидные деловые партнеры, которых ты хочешь пригласить на яхту и предоставить отдельную каюту, выбор ты все равно сделаешь в пользу просторного моторного судна.
Вопрос, зачем вам на Пироговском водохранилище яхта, которая может за несколько дней пересечь Атлантический океан, в этом случае уже вторичен. А дилер постарается, чтобы он у вас вообще не возник. И на это есть свои резоны. “Это хорошая экономия на гарантийном обслуживании, – на условиях анонимности делится своими мыслями сотрудник компании, торгующей дорогими яхтами. – Купит клиент яхту, поставит ее на Клязьме, плавать почти не будет. Значит, и ремонт не понадобится. А если он припишет ее на Мальте да начнет плавать в Америку, а яхта у него посреди океана сломается? Это ж надо туда специалистов высылать, часто – вертолетом…”
Озеро или океан?
Впрочем, люди, для которых яхтинг не вопрос престижа, а серьезное увлечение, к моторам равнодушны. Сергей Килейников, управляющий директор компании Russia Partners, член правления Московского виски-клуба, включает свой ноутбук и показывает мне фотографии – парусная яхта идет сквозь океанические волны. В начале этого года Сергей в команде 8 человек под руководством Федора Конюхова совершил переход через Атлантику. Любитель рафтинга, фри-райда, он еще несколько лет назад загорелся идеей покорить океан.
Друзья часто приглашали его прокатиться на собственных яхтах по Подмосковью. Не впечатлило. “Это настолько далекие друг от друга вещи, – делится Сергей своими впечатлениями. – Парус – это свобода, поймал ветер и все. А с мотором ты чувствуешь себя как на цепь привязанным – зависишь от топлива, от возможных поломок. Я знаком с людьми, которые сами пилотируют самолет. Так вот они, когда попробовали управлять парусником, сказали, что испытали при этом почти такое же чувство свободы, как в небе. Незабываемые ощущения.
А в океане эти эмоции только усиливаются. С одной стороны, ты понимаешь всю хрупкость твоего положения: миллиарды кубометров воды находятся вокруг тебя, 6-7 километров под тобой и ты пылинкой по поверхности всего этого передвигаешься. И в то же время ты вправе сделать что угодно – повернуть руль направо, налево, выбрать курс…”
За 16 дней – до Америки и обратно. Такой путь прошел Сергей и еще 7 человек, которые не были профессиональными яхтсменами – ученый-биолог, хозяин завода по производству пластиковых стекол, аналитик консалтинговой фирмы… Конечно, таких экстремальщиков немного. Но и чтобы почувствовать адреналин не обязательно ходить через Атлантику.
В России тоже хорошо
Быстрая яхта способна пересечь любой подмосковный водоем за 5–10 минут. Но это не значит, что все остальное время вы будете скучать на палубе. Владельцы яхт научились сами себе устраивать праздники. Один из них – гонки.
“Можно, конечно, и на Эгейское море рвануть (мы, кстати, два раза в год туда выбираемся, устраиваем гонки), – рассказывает Сергей Моисеев, – но Подмосковье хорошо тем, что сюда легко добраться. Закончил работать, сел на машину и приехал. Вечером в яхт-клубах собирается большая тусовка. И я вам скажу, что во время гонки человек преображается, радуется, когда кого-то даже на метр обходит. Все-таки дух соперничества в человека заложен изначально. И для таких гонок не нужно больших акваторий – подмосковные вполне подходят”.
Московские водохранилища – не закрытая система. Через шлюзы вы можете выйти на Волгу. Дело это несложное, но нудное – прохождение шлюзов может занять 12 часов. Поэтому состоятельные владельцы яхт посылают яхту с командой проходить шлюзы, а сами на машине подъезжают к тому месту.
По Волге можно спуститься до Казани, Астрахани, чтобы порыбачить. Можно добраться и до Онежского озера. Яхта для таких поездок очень подходит. Бросаете якорь где хотите, не зависите от сервиса провинциальных гостиниц. Парусная яхта, кстати, и здесь практичнее, чем моторная. За пределами Подмосковья практически нет заправок для яхт и катеров. Топливо приходится или брать про запас в канистрах, либо заходить в порты, покупать его на каких-то баржах, судах, которые стоят на рейде.
Если решили покупать
Чтобы понять, яхтсмен вы в душе или нет, не обязательно сразу покупать яхту. Достаточно взять ее в аренду. Возможностей здесь масса – что на зарубежных акваториях, что в России. В зависимости от размеров яхты и срока фрахта это обойдется вам от 100 до нескольких тысяч долларов в день. Очень популярны путешествия на яхте большой компанией. Тогда арендная плата разбивается на всех, и путешествовать таким способом становится очень выгодно.
Если же окончательно решили покупать яхту, то прислушайтесь к умным советам. Сергей Моисеев: “В Москве нужно иметь большую килевую яхту. Потому что, когда рядом проносится большой катер и идет волна, маленькое суденышко будет сильно качать. А большой киль придаст яхте устойчивость. Вот мы сейчас стоим у причала, и все равно качка не ощущается, а посмотрите на яхты поменьше – их шатает из стороны в сторону. Высота мачты должна быть не больше 14 метров – это позволит проходить под мостами и линиями электропередачи. Оптимальная длина корпуса – 32 фута (10 метров). Некоторые идут на сговор со своими амбициями. Покупают яхту большего размера, но так как мачта не проходит под мостами, они начинают ее пилить, и все это напоминает обломки кораблекрушения”.
Ну а если решили покупать моторную яхту, то здесь ограничителями могут служить разве что размер вашего банковского счета и размер шлюзов на канале имени Москвы.
100 грамм за борт
… За 2 часа, что мы провели на яхте Сергея Моисеева, ученики из Перми уже осовоили почти все премудрости управления парусами и вполне сносно смогли пришвартоваться у причала. Учитель доволен: “Способные. Быстро всему научатся. Вообще, много интересных людей приезжает. Иногда веселят сильно. Когда из Якутии были ребята, налили по 100 грамм перед первым выходом на акваторию и вылили в воду. Я у них спрашиваю, что это они продукт переводят, а они отвечают – традиция. Мы, говорят, так всегда делаем, когда на санях отправляемся в тундру, а раз здесь вода, значит, на воду надо полить.
И я не знаю ни одного человека, который бы, пройдя на яхте, остался равнодушен. Они же все бизнесмены, пропадают сутками на своей работе, постоянно в каких-то цепях. А после гонок на Эгейском море мне один бизнесмен сказал: “Сергей, не поверишь, но это первые три дня в жизни, когда я о работе ни на минуту не вспоминал”!
Виктор Дятликович
Старшилки из океана
За время двухнедельного перехода через Атлантический океан Сергей Килейников много общался с Федором Конюховым и услышал от известного российского экстремала уйму интересных историй. Уверяет, что все это – чистейшая правда.
Волны-убийцы
Вы смотрели фильм “Посейдон”, который недавно на экраны вышел? Так вот Федор рассказывал, что такое явление действительно существует. Налетает огромная волна и переворачивает суда. В мировом океане одна-две гигантские волны постоянно где-то двигаются и кого-то настигают. Такой феномен есть, но объяснить его до сих пор не могут.
Гигантские осьминоги
Существа размером 20–30 метров. Они живут на глубине, но ночью поднимаются в теплые слои. Могут хватать своими щупальцами рулевое оперение яхт, небольших судов и даже переворачивать их. Некоторые яхтсмены подвергались такой атаке, а сам Федор видел такого осьминога, выловленного из океана.
Пираты
В Атлантическом океане, а вернее, в Карибском бассейне, их, конечно, меньше, чем в морях Юго-восточной Азии, но они есть. Правда, небольшие яхты их не особо интересуют – они охотятся за торговыми судами. Мы однажды чуть поволновались. Уже темнело, и мы увидели огни какого-то корабля. По рации он не отзвался, и как нам казалось, шел по курсу наперерез нам. Тогда кто-то и сказал: “А вдруг пираты?”. И мы даже начали думать, куда бы двух девушек из нашего экипажа спрятать. Но когда подошли поближе, успокоились – оказался обычный сухогруз. Федор рассказывал, что совсем недавно во время одиночного перехода через Атлантику его тоже почти сутки сопровождал параллельным курсом корабль, который не отвечал на сигналы. Но в какой-то момент так же молчаливо лег на другой курс и исчез.
Сколько стоит
Содержать яхту
Все зависит от размеров яхты и интенсивности использования. Но средний показатель – 10% от стоимости яхты в год.
Регистрация яхты: 10000-30000 рублей в зависимости от размера.
Стоянка: 2–6 долларов за каждый метр яхты в день.
Зарплата команде (капитан+матрос): 2000–3500 долларов в России, 3500-5000 долларов – за границей.
Расходы на топливо: 20 руб./литр в России, 1-1,5 евро в Европе. (средняя яхта съедает около 30 литров в час).
Техобслуживание: 2000–20000 долларов в зависимости от размера и частоты использования.
Страховка: 1-2% от стоимости яхты.
Стать капитаном
Начальный курс: Основы морского дела и управление парусной яхтой. 6 теоретических и 1 практическое занятие по 3 часа – 17000 руб.
Курс шкипера: Навигация, метеорология, устройство и оснащение судна. 10 занятий по 3 часа – 17000 руб.
Практика: В Подмосковье – 20000 руб. На Эгейском море 700–1200 евро в зависимоcти от класса яхты.