«Второе дыхание. Гатчина и Петергоф в эпоху Николая I» – под таким названием в Гатчинском дворце открылась новая выставка. В общественном сознании Петергоф и Гатчина до сих пор связываются исключительно с Петром I и Павлом I, хотя годы правления Николая I, были не менее значительными, «этапными» в развитии этих императорских резиденций.
Этот живописный пригород Санкт-Петербурга, расположенный в 46 километрах от города, известен прежде всего своими дворцово-парковыми ансамблями, которые вошли в число самых совершенных произведений ландшафтного искусства не только России, но и мира.
Как известно, впервые Гатчина упоминается в 1499 году как село Хотчино, принадлежавшее новгородцам. Позже земли «над озером Хотчином» были завоеваны – сперва Ливонией, а потом Швецией. И Гатчина, присоединенная по мирному договору к Швеции в 1617 году, была освобождена только через сто лет, после окончания Северной войны 1700–1721 годов.
Екатерина II подарила Гатчину своему фавориту графу Григорию Орлову, при котором началась история Гатчинского дворцово-паркового ансамбля. Орлов по достоинству оценил подарок и пригласил для работы в Гатчине итальянского архитектора Антонио Ринальди. В 1766 году началось строительство Гатчинского дворца, который, по замыслу архитектора, должен был представлять собой охотничий замок с башнями.
После смерти графа Орлова в 1783 году Екатерина II выкупила в казну гатчинское поместье и подарила его своему сыну великому князю Павлу Петровичу, будущему императору Павлу I. Тринадцать лет здесь была великокняжеская резиденция, а затем еще пять лет – императорская.
Когда в 1796 году Павел стал императором, Гатчина получила статус города и собственный герб, а Гатчинский дворец стал главной резиденцией российского самодержца.
Сегодня уникальному Гатчинскому комплексу постепенно возвращается его былое великолепие. Так, только за последние три года полностью отреставрированы галереи Восточного и Западного полуциркулей Центрального корпуса, полностью воссозданы чердачные перекрытия Кухонного каре, заменено кровельное покрытие, открыты 8 новых залов во Дворце, павильон Венеры, шлюзы, мосты и ряд других дворцовых и парковых объектов.
Единственное место во дворце, которое не планируют реставрировать, это Чесменская галерея. В Павловские времена ее еще называли «золотой», здесь находился тронный зал. Это были одни из самых роскошных интерьеров дворца. Во время Второй мировой залы полностью выгорели, но музейные работники считают, что именно такой полуразрушенный антураж как нельзя лучше подходит для выставки современного искусства. Ее и планируют открыть здесь в ближайшее время.
В конце прошлого года пошли слухи, что в «царские чертоги» планируют въехать чиновники мэрии Санкт-Петербурга. На что вице-губернатор Северной столицы Василий Кичеджи недавно ответил: «Я считаю, что это нецелесообразно, и если даже такой вопрос возникнет, то мы должны получить гарантии, что здесь всегда будет музей».
На 2012 год финансирование реставрационных работ существенно увеличено: Гатчина получит около 250 миллионов рублей. Вице-губернатор высоко оценил постановку музейного дела в Гатчине: постоянно растет поток посетителей, реализуются креативные интерактивные проекты, такие как «Ночь в музее», «Посторонним вход разрешен»…
А в марте здесь даже состоится романтическая экскурсия «Еще раз про любовь…». Она пройдет по парадным залам и подземелью Гатчинского дворца. Ведь он строился влюбленной парой – Григорием Орловым и императрицей Екатериной II. В мировой истории, связанной с монаршими особами, еще не было четы, более противоречивой, более непредсказуемой, более благородной…
В убранстве Гатчинского дворца многократно обыгрывалась тема любви: часы «Верность в любви» в Тронной Павла, плафон «Похищение Психеи» в Парадной опочивальне, овальный рельеф «Похищение Елены» в Белом зале. Впрочем, это косвенное свидетельство любви уже следующей пары владельцев дворца: Павла Петровича и Марии Федоровны, первые годы семейной жизни которых во дворце были наполнены покоем и счастьем.
Экскурсия заканчивается в самом романтическом месте замка – подземном ходе, где тоже звучит тема любви. Побывав в этом году на «царском объекте», господин Кичеджи заявил, что несмотря на ходатайство Министерства культуры РФ и обращение руководства Ленинградской области с просьбой передать Гатчину в собственность Ленинградской области, музей останется собственностью Санкт-Петербурга и будет развиваться как культурно-исторический центр.
…Два с половиной века прошло с момента возникновения этого чуда мировой архитектуры. А битва за эти таинственные чертоги все продолжается.