Корпоративный отдых в его современном понимании – изобретение, конечно, не наше. Хотя надо признать, что не только Россия, но даже и сама Русь-матушка могут с этим поспорить.Ведь что ни говори, а пиры князя с дружиной, дворянская охота с борзыми, большие купеческие выезды к «Яру», не говоря уж о приснопамятных коллективных профсоюзных или комсомольских поездках на семинары, вполне тянут на корпоративное мероприятие на лоне природы.
Цель была одна и осталась оной по сей день: проверить команду, сплотить коллектив, поднять корпоративный дух, обменяться опытом, сдружиться, ну и отдохнуть, естественно. Поправка здесь только одна: корпоративный отдых сегодня рассчитан на среднее и высшее звено управляющих компаниями с упором на молодой, самый энергичный сегмент корпоративного сообщества. От групповых туров корпоративный отдых, собственно, отличает лишь одно: за него платят компании и фирмы. Просто их владельцам не безразлично, кто на них работает сегодня или будет управлять делом завтра.
Наши туристические компании сейчас активно разрабатывают «корпоративное поле». Благо, что Россия предоставляет поистине неисчерпаемые возможности для развития этого направления туристического бизнеса. Да и предприниматели поняли, какие преимущества таит в себе корпоративное времяпрепровождение: при сравнительно небольших затратах оно позволяет «прокатать команду», дать сотрудникам возможность почувствовать собственную значимость (все-таки платит за вас «фирма»), ближе познакомиться друг с другом. Отдача не замедлит сказаться.
Кстати, на Западе этот «подвид» турбизнеса начал достаточно активно развиваться только в конце 60-х годов. И развитие это можно смело обозначить как «большой скачок». Сегодня в одних только США насчитывается около 4 тысяч компаний, специализирующихся исключительно на корпоративном отдыхе. В год они имеют оборот примерно в 1,5 миллиарда долларов!
Надо сказать, что самые большие умельцы по части корпоративного отдыха – японцы. Как всегда, они смотрят гораздо дальше (да и глубже), чем на Западе и в России. Кроме среднего и высшего звена управления успешно и с удовольствием за счет фирмы отдыхают рабочие и служащие крупных компаний и промышленных предприятий. Японцы могут, например, запросто послать делегацию рабочих «Мицубиси» на отдых и семинары в Германию, а коллектив гончаров небольшого завода в префектуре Ниигата – к стеклодувам Мальты. В список излюбленных маршрутов японских коллективов с недавних пор входят и российские города и веси.
Спектр услуг, который предоставляют компании, специализирующиеся на корпоративном отдыхе, впечатляет. К обычному сервисному набору (билеты, гостиницы, экскурсии) можно добавить организацию семинаров, конференций, банкетов и пикников, чартеры яхт, круизных судов, самолетов и вертолетов. А также: концерты с участием поп-звезд, уроки серфинга, тенниса, горных лыж, гольф-туры, кулинарное обучение для жен (пока мужья присутствуют на бизнес-семинарах) и прочая, и прочая, и прочая…
Последняя тенденция в области корпоративного отдыха – «Business in the Wilderness», или «Бизнес на лоне дикой природы». Концепция предельно проста: измученные урбанизацией, офисным «сидением», комфортными гостиницами, менеджеры должны почаще выезжать на природу и там, прямо на ее диком лоне, проводить семинары и конференции. Жить в палатках или передвижных кемпингах в лесах, в горах, сплавившись на плотах по горным рекам, проскакав на конях или прокатившись на велосипедах.
И вот здесь-то как раз Россия может очень и очень помочь бизнесу, как своему, так и иностранному. Чего-чего, а мест для экстрима у нас хватает.
Андрей Федяшин