Департамент комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края Евгений Куделя возглавил полгода назад. Знающие люди сочли это назначение вполне закономерным, а для самой отрасли – многообещающим. В департаменте уже зреют неординарные идеи и смелые предложения, в том числе по изменению действующего законодательства.
-Евгений Владимирович, хотелось бы начать с вопроса, который актуален уже многие годы. Это улучшение имиджа и продвижение туристского продукта Краснодарского края. Что в этом направлении делается, какие тренды, кто распределяет эти бюджеты, кто их осваивает?
– К сожалению, в связи с кризисом, бюджеты почти всех департаментов были урезаны. И у нас в этом году в два раза меньше средств на все, в том числе и на рекламу курортов Краснодарского края. Поэтому нам пришлось скорректировать стратегию, сосредоточившись на узконаправленной, точечной рекламе. Например, все мы знаем, что одна из сильнейших сторон санаторно-курортного комплекса Краснодарского края – это лечение или оздоровление, чего нет ни в Египте, ни в Турции. Мы располагаем мощнейшей лечебной базой, много санаториев оказывают хороший оздоровительный эффект. Поэтому сейчас мы будем делать упор на лечение – это раз. Второе – это детский отдых, поскольку в прошлом году, к сожалению, поток детей в Краснодарский край уменьшился, и весьма ощутимо. Отчасти это связано с тем, что региональные власти каждого субъекта Российской Федерации получили возможность распределять бюджет. И каждый губернатор, это понятно, старается все деньги оставить у себя в регионе. Сейчас, например, там начали строить детские лагеря под эти деньги. У нас есть в запасе два – максимум три года, чтобы сделать достойную рекламу, улучшить свою детскую базу и принимать на отдых еще больше детей.
Сейчас мы практически закончили формировать выставочную концепцию, в соответствии с которой будем участвовать в этом году только в тех выставках, в которых принимают участие Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Федеральное агентство по туризму. То есть будем ездить только на знаковые, крупные выставки. Но у администрации Сочи, которая очень большое внимание уделяет продвижению своего города-курорта, на эти цели есть соответствующий рекламный бюджет. Сейчас какое издание ни открой, на какой портал ни зайди, везде есть материал о Сочи, причем позитивный. Конечно, и у такого лидера, как Сочи, есть свои проблемы, но они оперативно решаются.
– Еще один важный момент – жалобы на качество отдыха…
– Знаете, если внимательно проанализировать поступающие жалобы, то выяснится, что очень часто они поступают от тех, кто принимает решение ехать на курорт в последний момент. В отличие от тех, кто тщательно планирует свой отдых, заранее выбирает достойную гостиницу по нормальной цене, они приезжают к шапочному разбору и берут самое худшее из того, что осталось, и самое дорогое. Разумеется, они не удовлетворены соотношением цена – качество и от этого испытывают некий дискомфорт. Поэтому мы сейчас подготовили баннеры с новым слоганом: «Готовь свое место под солнцем заранее», которые будут развешаны в крупных городах. Таким образом мы намерены пропагандировать в том числе и планомерный отдых.
– А что у нас происходит со статистикой? Отельеры утверждают, что количество организованных отдыхающих в Сочи уменьшается, а другие источники приводят иные данные…
– Единственное, на что мы ориентируемся, это данные Росстата. Есть краевое статуправление, которое по соответствующей методике считает отдыхающих. Причем не только тех, кто проживает в санатории и пансионате. Считаются по специальной формуле и те, кто приезжает в частные мини-гостиницы, которые нередко оформлены как дома и нигде на учете не состоят. Считаются даже те, кто на один день приезжает с экскурсией как турист выходного дня.
– То есть сегодняшнее разночтение обусловлено тем, что происходит смещение в частный сектор?
– Именно.
– Значит, неорганизованный туризм и частные гостиницы начинают выигрывать у крупных объектов размещения?
– К сожалению, это не очень хорошая тенденция. И мы хотим поддержать «крупняков». Потому что 20% санаториев и пансионатов Краснодарского края обеспечивают почти 90% налоговых платежей. Это наши флагманы, которым мы стараемся помогать и будем помогать. А, допустим, те же квартиросдатчики, которых у нас в крае по факту насчитывается 17–20 тысяч, почти ничего не платят. Пока их за руку не поймают, они не встанут на налоговый учет. И тут надо отдать должное краевой налоговой службе. Весь прошлый год представители департамента совместно с налоговиками ездили и оказывали содействие в постановке на налоговый учет таких квартиросдатчиков.
– Легализация такая?
– Это громко сказано. Дело в том, что по сегодняшнему законодательству, в частности по Градостроительному кодексу, если вы построите частный дом в три этажа и у вас там будет 30 номеров, он все равно будет числиться как дом. И вы имеете право не вводить его в эксплуатацию до 2015 года и соответственно уклониться от уплаты налога на имущество. Очень многие этим пользуются.
– А нельзя этот пробел каким-то законодательным образом решить на уровне края? Можно что-то предпринять?
– Это можно решить совместными усилиями края и Министерства спорта, туризма и молодежной политики. И по поручению губернатора Краснодарского края мы уже провели часть этой работы в тесном контакте с Минспорттуризма. Дело в том, что в любом законодательстве есть проблемные вопросы, их просто надо решать. Вот, например, возьмем закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Откроем заключительные положения, а там написано: «Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Но действующее законодательство наказание за нарушение этого закона не предусматривает. Есть один предприниматель на побережье, которому я прямо сказал: ты нарушаешь. Он говорит, да, я нарушаю, но вы мне ничего не сделаете, потому что за это не предусмотрено никакого наказания. Нашим департаментом в ноябре направлено предложение в Минспорттуризма с просьбой внести соответствующие поправки в Уголовный и Административный кодексы. А также мы выступили с предложением взять пример с Сочи и сделать так, чтобы классификация гостиниц на территории Краснодарского края носила обязательный характер. Мы же понимаем, что во время проведения Олимпийских игр все гости в Сочи не поместятся, они будут и в Туапсинском районе жить, и в Горячем Ключе, и в Геленджике. И если все места размещения пройдут классификацию, у них и персонал будет гораздо лучше подготовлен, и все требования Роспотребнадзора и Госпожнадзора соблюдены. То есть это подтягивает людей, они стараются этим звездам соответствовать. И потом – те, у кого есть звезды, попадают в каталоги. Например, где-нибудь в Магадане откроют каталог, увидят отель, там написано: «4 звезды», и сразу понятно, какой набор качеств у этой гостиницы. А то ведь порой смотришь, вроде фотография красивая, а потом выясняется, что это фотошоп. И еще по поводу частных мини-гостиниц. Налоговый кодекс обязывает любого гражданина, который получил случайный доход, до 1 апреля следующего года заплатить с него налог 13 %. Допустим, он запустил 100 квартирантов и получил 1000 рублей с каждого. Вот он, пожалуйста, платит налог – 13 тысяч. Как вы думаете, сколько владельцев так делает?
– Единицы.
– Вот именно. Если их ловит за руку налоговая инспекция, они платят 500 рублей штраф и работают дальше и даже под давлением налоговиков встают на налоговый учет. Наступает осень, сезон заканчивается – они снимаются с налогового учета, а на следующий год «забывают» снова встать на него.
– Словом, рассчитывать на сознательность граждан не приходится?
– Тут должен быть не только пряник, но и кнут. Поэтому мы вышли с предложением о корректировке постановления правительства № 490 о предоставлении гостиничных услуг, и она уже включена в работу. Я надеюсь, что туда добавят норму, которая будет определять деятельность частных квартиросдатчиков. Если человек зарабатывает деньги на своем объекте имущества, принимает отдыхающих, этот дом должен официально вводиться в эксплуатацию. Соответствующая комиссия должна посмотреть, как же он построен, не обвалится ли завтра потолок, не получим ли мы там второй Трансвааль. Есть и такие, кто незаконно получил землю, втихаря, без документов построил дом, а потом задним числом вяло пытается узаконить постройку. А пока до 2015 года жареный петух не клюнет – можно спать спокойно и зарабатывать деньги! Конечно, при этом краевой, федеральный, да и местный бюджеты теряют очень много денег. Мэр Сочи Пахомов об этом постоянно говорит.
– Хорошо. А вообще реклама курорта у нас происходит только внутри России или за рубежом тоже?
– Мы буквально вчера смотрели расценки на размещение рекламы в газете «Вашингтон пост». Так они там в два-три раза ниже, чем в России. То есть там рекламироваться дешевле. Мы планируем продвигать какую-то часть турпродукта Краснодарского края за рубежом. Но я думаю, что мы будем это делать только совместно с Минспорттуризма с учетом рекламной стратегии Российской Федерации. Мы не можем бежать впереди паровоза. Но вносить свои предложения мы будем, это точно. А иностранцы, кстати, к нам едут. Буквально два месяца назад мы приглашали представителя крупного итальянского туроператора. Он лично посмотрел несколько отелей, санаториев и был удивлен уровнем сервиса (они вообще думали, что Кубань – это где-то рядом с Кубой). Если иностранцы ценят хороший сервис и готовы за него платить, то многие наши граждане довольствуются скромными условиями и едут отдыхать на своем личном автотранспорте. Так что Краснодарский край привлекает различные категории отдыхающих, но поддерживать мы должны в первую очередь тех, кто дает наибольшую пользу бюджету.
– Вы имеете в виду внутренний туризм?
– Да, поддерживать внутренний туризм.
– Грядет новый курортный сезон. Какие-то фишки приготовили для тех, кто приедет в 2011 году на курорты Кубани?
– У нас, например, есть горнолыжные курорты, и в первую очередь Красная Поляна. Да, есть и нарекания, но много и хвалебных отзывов. Мы позиционируем два сезона, летний и зимний. В рамках летнего сезона, да и зимнего, мы планируем увеличить количество мероприятий, способных привлечь побольше людей. Это раз. Во-вторых, мы планируем усилить работу с экскурсионными компаниями, сделав ставку на развитие познавательного туризма. Иностранцы, например, в восторге от комплекса «Атамань». Я проводил там совещание с турфирмами. Они все посмотрели, пощупали, на вкус попробовали. И высказали свои пожелания: что нужно для обеспечения стабильного турпотока в летний сезон, с которым бы комплекс «Атамань» справился. Это наша культура и фишка Краснодарского края, ничего подобного нет нигде. Иностранцы просто пищат от удовольствия, когда там их встречают казаки. Событийный туризм будет развиваться. Такие объекты дают достаточно хороший бюджетный эффект.
– А я вот лично под Анапой был в необычном месте, называется «Добродея». Может быть, слышали? Там есть такой маленький парк сказочный – для детей. И что интересно, дети же выступают и в роли аниматоров. Такой опыт будете внедрять повсеместно?
– Будем внедрять, поощрять. И если у кого-то есть предложения или какойто проект, милости просим, обращайтесь. Будем смотреть, чем сможем помочь, может, инвестора найдем. Потому что объектов турпоказа не хватает. Все экскурсионные бюро жалуются: вот один-два реальных объекта и все, остальное ерунда. Экскурсоводам приходится танцевать лезгинку, что-то еще выдумывать, рассказывать небылицы. Хотел бы остановиться отдельно на экскурсоводах. В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» экскурсовод – это профессионально подготовленное лицо. То есть у него должно быть соответствующее образование. У нас же порой человек садится за руль автобуса, надевает микрофон – и поехал. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Это недопустимо. Поэтому в ближайшее время совместно с Минспорттуризма мы надеемся продвинуться в плане разработки единого стандарта обучения. Мы также введем наказание для тех, кто незаконно занимается экскурсионной деятельностью. Слава богу, у нас остались кадры, прекрасно обученные еще в советское время, с богатой практикой. С ними просто приятно общаться. Таких профессионалов у нас в крае должно быть как можно больше.
– И несколько личных вопросов. Сами вы, Евгений Владимирович, где и как любите отдыхать? Куда рекомендуете нашим читателям отправиться в первую очередь в Краснодарском крае?
– Вы знаете, лучший отдых – это смена вида деятельности. Допустим, лежать и жариться на море больше трех дней я не могу. Мне кажется, надо побыть немного на море, обязательно побыть в горах, может быть, даже там, где лежит снег. А это Лагонакское нагорье, пожалуйста, приезжайте. В Апшеронском районе в лесу можно побродить. Надо обязательно посетить исторические места. Это можно за неделю сделать. Составить настолько насыщенную программу, чтобы человеку, приехавшему даже на три-четыре дня, казалось, что прошла целая вечность – настолько он обогатился знаниями. Вообще в туризме и отдыхе, особенно детском, должен присутствовать познавательный элемент. А просто так тупо лежать на пляже… Мне кажется, отдых надо использовать для того, чтобы узнать что-то новое.
Руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. Родился в 1975 году. В 1998 году окончил Кубанский государственный университет по специальности «филолог, преподаватель английского и французского языков». В 2007 году окончил тот же вуз по специальности «менеджмент организации». С апреля 2004 года занимался вопросами туризма в администрации муниципального образования Апшеронский район. В сентябре 2010 года назначен на должность руководителя департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. Женат. Воспитывает сына.