Те, кто никогда не бывал в Красной Поляне, вероятно, думают, что это просторная долина, вольготно раскинувшаяся среди гор. А ведь на самом деле знаменитый горнолыжный поселок довольно скромно расположился в верховьях извилистого ущелья, необычайно привлекательного для путешествия на машине, но абсолютно не адаптированного для активной курортной жизни. Там нет ни развлекательного центра, ни парковой курортной зоны в привычном понимании – с мостиками, озерами, лавочками и лужайками. А все потому, что пространство слишком узкое, зажатое между скалами и устьем реки. Казалось бы, создать в таких условиях живописный курортный городок невозможно. По крайней мере раньше такая мысль даже в голову никому не приходила. Однако предстоящая Олимпиада-2014 полностью перевернула прежнее архитектурное сознание. Во всяком случае у тех компаний, которые активно включились в олимпийское строительство. И именно на этой волне появилась идея создать современный альпийский город в нижней части склона хорошо знакомого многим российским горнолыжникам курорта «Горная Карусель» в Красной Поляне. Проект так и назвали – «Горки-Город». Уютные улочки, отели, магазинчики, ресторанчики… Неужели все это и в самом деле уже спустя два года появится на абсолютно голом месте? Евгений КАПЛУН, член совета директоров ОАО «Красная Поляна», директор по развитию УК «НББ-Девелопмент», отвечающей за этот проект, утверждает, что так все и будет. И судя по тому, с какой скоростью появляются в Сочи все новые и новые грандиозные олимпийские объекты, нет никаких оснований сомневаться в его словах…
Манит, манит, манит Карусель…
– Евгений, расскажите, как вашей компании удалось получить такой глобальный проект – один из крупнейших в Красной Поляне? В чем суть вашей работы и секрет вашего успеха?
– «НББ-Девелопмент» – управляющая компания, созданная для реализации нескольких инвестиционных проектов, в частности олимпийских объектов Сочи-2014, которые имеют самое непосредственное отношение к российскому туризму, точнее, к его будущему.
– «НББ-Девелопмент» – частная компания?
– Да, как юридическое лицо она была оформлена в январе 2009 г. До этого мы занимались реализацией тех же проектов в рамках других структур. Однако работали вместе давно. Изначально все выросло из Национального Банка Развития Бизнеса. Просто в какой-то момент масштаб нашей деятельности настолько увеличился, что возникла необходимость создать отдельную компанию. В настоящий момент мы занимаемся реализацией шести олимпийских объектов. И самый крупный из них – спортивно-туристический комплекс «Горная Карусель» в Красной Поляне.
– Это епархия руководителя госпроекта «Курорты Северного Кавказа» сенатора Ахмеда Билалова?
– Не совсем. Крупным акционером проекта является брат Ахмеда – Магомед Билалов. А изначально компания была основана Краснодарским краем и городом Сочи. Однако в процессе привлечения средств стали появляться частные инвесторы, которые постоянно менялись. И в 2006 г. долю в проекте купила наша структура. В том же сезоне мы открыли первую очередь гондольной канатной дороги. Помимо этого проектировали и продолжаем проектировать горнолыжные трассы. И уже сейчас на наших склонах функционирует 12 км, а в будущем предполагается 70 км трасс. Зимой же к нам прилетали ведущие горнолыжные обозреватели из самых влиятельных мировых изданий – Daily Telegraph, Guardian и пр. Это люди, которые чуть ли не круглый год проводят на горнолыжных курортах всего мира. Так вот, они были в абсолютном восторге от Красной Поляны, сравнивали наши трассы с канадским Уистлером, принимавшим прошлую Олимпиаду.
Кроме того, в феврале этого года, вопреки всем сложностям, нам удалось провести тестовые соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина – этап Кубка России. Спортсменам трамплины очень понравились. И, признаюсь, мы испытали чувство невероятного удовлетворения от того, что сделали. Потому что оба трамплина – «К-125» и «К-95» – были построены в рекордные сроки. И это несмотря на сложнейшую геологию территории: дело в том, что почва в горах Красной Поляны подвижная, оползневая, и объекты нуждаются в специальной защите. Из-за этого трамплины пришлось значительно перепроектировать, а изначальный бюджет на их строительство вырос в два раза.
– «НББ-Девелопмент» – компания, которая вкладывает инвестиции?
– Инвестиции вкладывают акционеры «НББ-Девелопмент», а сама компания управляет ими. Хотя в рамках олимпийской программы нас называют инвесторами – для большей ответственности. Просто в тот момент, когда мы брали этот объект, он еще не был олимпийским. Он получил этот статус только в декабре 2007 г., когда вышло официальное постановление правительства России, утвердившее Программу строительства олимпийских объектов в Сочи. В нее вошел и спортивно-туристический комплекс «Горная Карусель», на территории которого сейчас строится «Горки-Город».
Для жителей и многочисленных туристов со всего мира мы создадим здесь уникальную городскую среду, учитывающую вкусы и потребности современного человека: малоэтажные дома и шале, международные гостиницы, самые лучшие SPA и медицинские центры, рестораны, просторную набережную и торговые улочки, конгресс-центр, не говоря уже о спортивной инфраструктуре в горах и на море… Во время проведения предстоящих Игр-2014 в «Горки-Городе» будет находиться Олимпийская медиа-деревня для аккредитованных журналистов, освещающих соревнования в горном кластере.
– Во время Олимпиады-2014 «Горки-Город» будет полностью отдан под медиа-деревню?
– Большая часть недвижимости в «Горки-Городе» (апартаменты, отели) попадает в программу по размещению гостей Олимпиады. Меньшая часть этой недвижимости – дополнительная, коммерческая. И в ней мы будем размещать гостей Олимпиады только в том случае, если в этом будет заинтересован владелец недвижимости, для которого это может оказаться выгодной инвестицией, позволяющей вернуть до 30% стоимости.
– Вы будете продавать недвижимость частным владельцам?
– Мы сами – частные владельцы. Квартиры вот уже полтора года как активно продаются, что неудивительно. «Горки-Город» расположен в одном из красивейших уголков России и к тому же открывает широчайшие возможности для круглогодичного проживания, отдыха и ведения бизнеса в самом динамично развивающемся регионе страны. На сегодняшний день это самый масштабный проект строительства недвижимости различного назначения в Красной Поляне. Ничего подобного в постолимпийский период строить не планируется. При этом уже сейчас ясно, что и спортивная, и деловая, и культурная жизнь в «Горки-Городе» будет насыщенной. Спортом здесь можно заниматься круглый год: кататься на горных лыжах и сноубордах, заниматься фрирайдом и хели-ски, маунтинбайком, рафтингом и развлекательным альпинизмом. А вслед за ХХII зимними Олимпийскими и XI зимними Паралимпийскими играми жители и гости курортного города смогут увидеть здесь сочинский этап «Формулы-1» и матчи чемпионата мира по футболу-2018. А здание медиацентра, расположенное в «Горки-Городе»-540, после Олимпиады-2014 будет переоборудовано в Музей олимпийской славы и конгресс-центр, который станет площадкой для постоянного международного общения и ведения переговоров.
– Сколько вообще зданий предполагает проект «Горки-Город»?
– К Олимпиаде планируем построить около 50 зданий, в которых можно будет разместить единовременно более 5000 человек.
– Ого! А во сколько все это оценивается?
– Общий бюджет примерно 40 миллиардов рублей. Это и горнолыжные трассы, и подъемники, и отели…
– Скажите, а какой штат обслуживающего персонала ожидается в ваших комплексах?
– Около 2500 человек во время Олимпиады. После Игр примерно в два раза меньше.
– Можно ли найти и обучить такое количество персонала за столь короткий срок?
– Для этого привлекаются международные гостиничные операторы, которые владеют соответствующими обучающими технологиями.
– Кто все-таки является реальным инвестором этого проекта?
– ОАО «Красная Поляна» и ее акционеры. Самый крупный из них – Сбербанк России.
– В чем конкретно заключается деятельность вашей компании?
– Компания управляет сложным строительным процессом, работает с проектировщиками и поставщиками, осуществляет технадзор, курирует юридические, земельные и маркетинговые вопросы.
– То есть вы отвечаете за окупаемость?
– За коммерческую привлекательность проекта.
– Сами договаривались с отельными операторами?
– Да, и это была очень серьезная работа – убедить их в состоятельности наших проектов. Поначалу многие международные гостиничные операторы не верили в Сочи. Но когда появилась информация о том, что пошли сделки, интерес с их стороны заметно вырос.
– Это касается только Красной Поляны?
– Помимо Красной Поляны, которая находится в горах, мы занимаемся реконструкцией отеля в самом центре города Сочи – гостиницы «Москва». Изначально ее планировали сносить и строить на этом месте абсолютно новый грандиозный объект на несколько сот тысяч квадратных метров. Однако экономический кризис заставил скорректировать эти планы. После обновления и открытия гостиница будет работать под всемирно известным брендом Courtyard by Marriott.
– Гостиница «Москва» – ваш единственный объект на побережье Черного моря?
– Еще у нас есть пансионат «Олимпийский-Дагомыс», на территории которого находится крупнейший в России мини-гольф-клуб с двумя сертифицированными 18-луночными полями для профессиональной игры. А в 11 км от моря, в центре «треугольника» Сочи – Красная Поляна – Адлер, мы строим «Сочи Гольф-Клуб и СПА». Это будет единственное в России круглогодичное 18-луночное гольф-поле чемпионского класса. Кроме того, мы только начали строительство «Сочи-Адлер-Марины» – первого в России современного морского яхт-клуба мирового класса. Согласитесь, довольно противоестественно, что в нашей стране, обладающей побережьями нескольких морей, ничего подобного на данный момент нет! Притом что россияне владеют сотнями океанских яхт. Не говоря уже о зарубежных гостях, которым «припарковать» свои яхты в России решительно негде. В связи с этим для нас принципиально важно успешно завершить этот проект.
– Давайте поговорим про окупаемость. Будут ли все эти новые объекты, особенно те, которые построят к Олимпиаде, столь же активно функционировать после ее окончания?
– Никто ничего заранее сказать не может, тем более гарантировать. Но есть все основания рассчитывать на то, что после Олимпиады эти новые объекты превратят Сочи в мировой центр проведения крупнейших соревнований – по фигурному катанию, хоккею, горным лыжам, биатлону, лыжным гонкам, прыжкам с трамплина. А что касается летних видов, то, как вы знаете, уже принято решение о строительстве в Сочи трассы «Формулы-1», кроме того, город сможет похвастаться новым ультрасовременным футбольным стадионом с прицелом на создание собственной команды Высшей лиги…
Игорный бизнес может спасти российский туризм?
– Существует мнение, что всерьез повлиять на поток туристов, а главное, инвесторов в Сочи может создание новых игорных зон на побережье и в Красной Поляне. Как вы думаете, есть смысл перенести эти зоны из Ростова поближе к олимпийскому строительству?
– Справедливости ради надо отметить, что ни в Турции, ни в Эмиратах игорных зон нет, а туристический поток в эти страны из года в год растет. Дело в реальной государственной поддержке отечественной туристической отрасли. Я слышал мнение многих профессионалов, которые думают об игорной зоне в Сочи как о панацее. Однако есть государственная политика и есть официально принятое решение о четырех зонах по всей России. И дискутировать на эту тему я не вижу большого смысла, это надо было делать раньше. Потому что до Олимпиады остается меньше двух лет, и даже если появится очередь из инвесторов, желающих вложиться в инфраструктуру игорной зоны, они все равно сделать до Игр уже ничего не успеют. Потому что за такой короткий срок оформить землю, создать проект, пройти с ним экспертизу и воплотить все это в жизнь – абсолютно нереально. И сейчас, с привязкой к Олимпиаде, я думаю, никто такого решения принимать не станет. Но в будущем я такой возможности не исключаю, особенно если банки, большинство из которых государственные, столкнутся с тем, что кредиты, взятые под строительство, не возвращаются…
– То есть все строится на кредиты?
– В основном да. Причем кредиты по большей части государственные. У нас тоже основной кредитор – Внешэкономбанк. Но поскольку ОАО «Красная Поляна» входит в группу компаний Сбербанка России, то и Сбербанк участвует.
– Недавно я был на заседании комиссии по туризму РСПП, где присутствовали американские бизнесмены, в том числе Марк Хармс, который вложил в туризм более 100 миллиардов долларов по всему миру. Таким людям вполне по силам сделать так, чтобы с помощью систем скидок направить турпотоки в Россию – в частности в Сочи. Однако американские бизнесмены утверждают, что испытывают сложности, когда хотят, чтобы их выслушали. Получается, у нас уже есть сложившийся пул инвесторов, в который иностранцев попросту не пускают, хотя те готовы вкладывать деньги в российское олимпийское строительство и наш туристический бизнес.
– Я вообще-то не слышал, чтобы без привязки к игорным зонам стояла очередь из иностранных инвесторов, мечтающих вложиться в туристическую отрасль России. Более того, наше государство столкнулось с неожиданным для себя отсутствием инвесторов, желающих поучаствовать в строительстве олимпийских объектов в Сочи, даже просто гостиниц. Притом что земля для них предоставляется бесплатно. В общем, беспрецедентные условия, если учесть, что стоимость земли в Красной Поляне сопоставима со стоимостью земли на Рублевке.
Получается, что инвестируют в Красную Поляну на данный момент те, кто начал там работать задолго до Олимпиады. Это три крупных инвестора и несколько мелких, которые работают в поселках. Дело в том, что начало активного строительства совпало с пиком кризиса – концом 2008 – началом 2009 г., когда все поняли, что вложения в недвижимость, увы, не самые защищенные и доходные. И столкнулись с тем, что предложения в этой сфере серьезно превышают реальный спрос. Инвестиционный интерес после этого пропал… Если вы знаете таких инвесторов, которые хотят вложиться в Сочи и которых якобы туда не пускают, познакомьте!
– Однако Дерипаска пошел на серьезные инвестиции…
– Дерипаска не иностранный инвестор. Его первой и самой крупной инвестицией в Сочи стал аэропорт, который он купил на аукционе за пиковую цену – примерно 200 миллионов долларов. А сейчас к аэропорту прибавились еще морской порт и основная Олимпийская деревня в Имеретинской низменности. Однако Дерипаска так же, как и все остальные инвесторы, активно сотрудничает с ВЭБом.
Кстати, в Имеретинке есть еще один инвестор, который планирует построить там уникальный развлекательный тематический «Сочи-Парк» – первый и пока единственный в своем роде подобный объект в России. Он очень важен для постолимпийского привлечения в Сочи туристов со всей России и мира. Очень надеюсь, что этот проект состоится.
– Давайте все же вернемся к теме окупаемости…
– Для того чтобы была окупаемость, надо очень много работать. Просто сидеть и ждать невозможно. Я убежден, что если Сочи не станет new world destination – новым популярным маршрутом для туристов со всего мира, – то с окупаемостью будут проблемы. У отельных проектов – однозначно. И, конечно, многое будет зависеть от успеха проведения самой Олимпиады.
– А вас самого в Сочи все устраивает? Если бы вы были мэром, что бы в первую очередь сделали?
– Проблемы есть, но город ими занимается. Это и пробки, и канализация, и переработка мусора. Еще один большой и пока нерешаемый вопрос – «дорога жизни», серпантин на участке от Туапсе до Дагомыса, порой однополосный. И ничего нового и альтернативного там не делается, хотя эту дорогу можно распрямить, сделать новые мосты, виадуки, тоннели. Или построить альтернативную скоростную автомагистраль на Майкоп. Понятно, что это большие вложения, но они абсолютно необходимы. Губернатор, между прочим, часто поднимает этот вопрос.
– В последнее время турпоток в Сочи сократился на 30%. Прокомментируете?
– Я думаю, что это курортный туризм сократился на 30%, а деловой туризм вырос, по моим оценкам, процентов на 300-400. Я бы посоветовал тем, кто планирует приезжать в Сочи на отдых в ближайшие два года, то есть до Олимпиады, отнестись к ситуации с пониманием, потому что идет масштабное строительство. Однако большинство олимпийских спортивных объектов будут достроены уже в этому году. Откроется много новых отелей под мировыми брендами с соответствующим уровнем сервиса, но с обслуживанием на русском языке… На самом деле, по официальной статистике, турпоток в Сочи возрастает, хотя статистика эта не совсем точна, поскольку в число туристов иногда попадают россияне и иностранцы, которые приезжают в Сочи работать на тех же стройках. Сейчас все рейсы в Сочи заполнены до отказа, бывает невозможно улететь.
– Вы сами в России часто отдыхаете или предпочитаете отдых за границей?
– С 2007 г. мы с семьей каждое лето проводим только в Сочи, нам здесь нравится. Постоянно открываем для себя что-то новое. Природа уникальная. Мы здесь дома, откуда не хочется никуда уезжать… А вообще по России удается путешествовать только по делам, к сожалению.
– Планируете ли вы сами отдыхать в Красной Поляне?
– Почему «планирую»? Мы уже давно здесь отдыхаем – и зимой, когда каникулы, и летом – благо, в горах нет такой влажности, как на побережье, и вообще очень комфортный климат.
– Качество обслуживания «в домашних условиях» вас удовлетворяет?
– С Европой и Америкой вполне сопоставимо, а с Азией трудно вообще что-либо сравнивать. В Сочи работники сферы услуг – гостиниц, ресторанов, SPA-центров – очень стараются обслуживать хорошо, и эта искренность подкупает. Хотя каких-то вещей они просто не умеют, потому что их никто не учит. Точнее, некому учить. Но это пока. Уверен, с приходом международных гостиничных операторов ситуация кардинально изменится.
– Вы сами катаетесь на лыжах?
– Катаюсь, и очень люблю Австрийские Альпы. Однако абсолютно не согласен с тем, что в Сочи дороже, чем в Европе. Я готов спорить с кем угодно. Надо все же сравнивать сопоставимые вещи. Скажем, сочинские гостиницы, может, тоже хотели бы продавать номера зимой по 10 000 рублей, но если у них готовы покупать только по 2000, то они и продают по 2000. Есть себестоимость, есть норма прибыли, как бы всем нам ни хотелось получить максимум прибыли. Но если, скажем, к нам в пансионат приезжает на тренировочный сбор футбольная команда, то, естественно, ребята сравнивают условия с другими регионами Кубани или с той же Турцией. И если я выставлю цену 5000 рублей за комнату, они поедут не к нам, а к нашим конкурентам.
Что касается минусов, то, к сожалению, в Сочи не летают туристические чартерные рейсы из крупнейших городов. И только свободное развитие рынка все расставит на свои места. Согласитесь, это абсолютно ненормально, когда билеты из Москвы в Краснодар или в Сочи стоят дешевле, чем из Краснодара в Сочи, притом что из Москвы в Краснодар лететь два часа на «боинге», а из Краснодара в Сочи 40 минут на Як-42. Причина одна: конкуренция нескольких авиакомпаний на одном маршруте и ее полное отсутствие – на другом. Поэтому я считаю, что у города Сочи должна быть своя авиакомпания, городская. Чтобы ее главной задачей стала комфортная доставка туристов в Сочи по доступным ценам в удобное время. Посмотрите на Эмираты: в Дубае своя авиакомпания, в Абу-Даби своя, в Шардже своя. А в Сочи так получилось, что аэропорт принадлежит той же структуре, что и одна из российских авиакомпаний. Поэтому если она сама не организует массовые удобные чартерные авиаперевозки туристов в город, никто другой не сможет этого сделать в принципе.
Приключения европейцев в России
– Если бы вы были министром по туризму, то что бы сделали в первую очередь?
– Многое! В первую очередь важно облегчить визовую ситуацию для зарубежных туристов. Тогда и уровень нашего сервиса автоматически поднимется за счет конкуренции. Кроме того, это снизит себестоимость гостиничного бизнеса, потому что даже в зимние месяцы кто-то в наших пансионатах будет отдыхать. Тут ведь как получается: если зимой я несу одни убытки, то летом их надо как-то компенсировать. А если у меня зимой убытков нет, то я и летом могу цены не завышать, финансовая ситуация позволяет. Ну и, конечно, нужно обеспечить государственную политику и поддержку этого сектора экономики. И в налогах какие-то послабления делать, и в различных платежах…
– Можете прокомментировать ситуацию с российской визой для иностранцев? Это правда, что сейчас европейцам попасть в Россию намного сложнее, чем россиянам в Европу?
– Для многих это насущная проблема, которую надо решать. Однако никто этим всерьез не занимается. Есть, конечно, фирмы, которые специализируются на оформлении виз. Только преимущественно туристических. А нужны рабочие и деловые. Причем многоразовые, к тому же оперативно и без лишних затрат.
– Хочу описать ситуацию – опять-таки к этому разговору. Американец Марк Хармс, миллиардер, который прилетел в Россию, чтобы вкладывать деньги в наш туризм, приземлился в Москве в восемь часов вечера, а у него что-то в визе было не так проставлено. В результате он до шести утра в «Шереметьево» просидел.
– Но в итоге в Москву из аэропорта его все же выпустили?
– Выпустили.
– А у нас один партнер улетел обратно. Руководитель крупной европейской фирмы, которая строит мега-яхты от 70 метров. Человек просто не разобрался, что у него виза хоть и трехмесячная, но однократная, а не «мульти», потому что на российской визе все написано по-русски. Представьте, что у вас китайская виза, где все изложено иероглифами. Вот и получилось: один раз он приехал, мы провели продуктивные переговоры, провезли его по всему побережью, заезжали на судоремонтные заводы. Приехал во второй раз на конкретные переговоры, а ему сообщают, что у него виза однократная и он ее уже использовал.
Хочу пояснить, что процедура честного получения деловой российской мультивизы для иностранцев мучительная: лицо, желающее пригласить зарубежного бизнесмена для переговоров, должно зарегистрироваться в ФМС. Потом нужно собрать множество заверенных нотариусом документов, которые будут после этого рассматриваться около месяца. Затем вам, возможно, соблаговолят выдать регистрацию. После этого, когда вы, как юридическое лицо, аккредитовались при ФМС, можете пригласить делового партнера. Но для этого необходимо обратиться в ФМС с заявлением, которое составляется тоже отнюдь не тривиально. Выглядит оно как подробная анкета, которая опять-таки рассматривается не менее двух недель. И только потом принимается решение, выдавать приглашение вашему партнеру или нет. Но обычно ровно через две недели пресловутая бумажка с водяными знаками все-таки выдается. Дальше этот документ в оригинале вы должны отправить по почте приглашенному лицу. И вот только тогда, когда ваш гость наконец получит эту бумажку, он сможет пойти в российское посольство в своей стране. Как правило, требуется явиться туда лично и заполнить анкету. Посольство снова будет все проверять, потому что это Министерство иностранных дел, а не ФМС, и у них своя база данных. Процедура займет не менее 3-5 рабочих дней. И только после этого иностранцу выдадут желаемую визу.
– Это мы говорим про рабочую визу?
– Нет, деловую. Она не дает права на работу в стране, только на ведение переговоров.
– А по туристической визе иностранный бизнесмен не имеет права вести переговоры?
– По закону – не имеет. Въезжая в страну по этой визе, если, конечно, его пускает пограничник, который имеет право и не впустить, иностранный бизнесмен обязан заполнить бумажный формуляр, который обычно раздают в самолете. Пограничник – сотрудник уже совсем другого ведомства – одну часть этого формуляра отрывает, другую оставляет гостю, и тот обязан сохранить этот «корешок» до вылета из России. А когда бизнесмен заселяется в гостиницу, то обязан зарегистрироваться в полиции по месту пребывания. Сейчас эту услугу предоставляют отели, как правило, на платной основе. Однако если человек вдруг решит поехать куда-то еще, ему и на новом месте нужно будет точно так же регистрироваться. Словом, кошмар. Если же иностранный бизнесмен приедет по туристической визе, а его вдруг остановит полицейский на улицах Сочи и спросит, зачем тот прилетел, а гость наивно ответит, что он на самом деле архитектор и собирается кого-то консультировать, у бедолаги могут проверить визу, убедиться, что она не деловая, и обвинить в нарушении закона РФ. Обычно такие ситуации заканчиваются взятками. Понятно, что серьезно проверять зарубежных гостей на территории будущей олимпийской столицы необходимо, но ведь можно же делать это цивилизованно!
– Тем более что сами мы очень хотим упростить визовые отношения с Европой…
– Вероятно, стоило бы первыми сделать встречный шаг. Возможно, даже разрешить безвизовый въезд европейцев в Россию. Потому что когда мы говорим о развитии туристической инфраструктуры, очень многое зависит от того, поедут к нам иностранцы или нет.
– Бизнес ставит такой вопрос государству? Например, вы, как крупная компания, которая занимается государственным делом, строит стратегически важные объекты?
– Вопросы эти ставятся, и их пытаются решать.
– А кто ставит вопросы и кто решает?
– Все правила въезда в Россию устанавливают силовые министерства, которые подчинятся напрямую президенту. Однако перед ними проблема развития туризма в России не стоит. Их задача – обеспечение безопасности страны, и они ее решают как умеют. Порой в ущерб другим интересам государства. Значит, эти вопросы надо ставить перед президентом со всей остротой. А то, помнится, на совещании 11 марта в Краснодаре поднималась проблема развития яхтенного туризма в России. И когда я читал стенограмму совещания, то живо представлял, как на яхту губернатора поднимаются восемь наших офицеров и в течение часа производят досмотр при попытке пройти из Сочи в Абхазию… До тех пор, пока не будет изменена существующая устаревшая заградительная система, мы так и будем жить по старым алгоритмам. А исходя из них, проще вообще никого «чужого» в Россию не пускать.
Между тем главный туристический конкурент Сочи – вовсе не Турция, как многие думают, а Крым, находящийся на территории Украины, которая уже давно обеспечила безвизовый въезд для граждан стран Евросоюза. Или тот же Египет, где европейские пенсионеры с удовольствием проводят зиму за 15 евро в сутки с полным пансионом. Они у себя дома за отопление больше платят. А ведь могли бы и в Сочи снежные этап Кубка России. Спортсменам трамплины очень понравились. И, признаюсь, мы испытали чувство невероятного удовлетворения от того, что сделали. Потому что оба трамплина – «К-125» и «К-95» – были построены в рекордные сроки. И это несмотря на сложнейшую геологию территории: дело в том, что почва в горах Красной Поляны подвижная, оползневая, и объекты нуждаются в специальной защите. Из-за этого трамплины пришлось значительно перепроектировать, а изначальный бюджет на их строительство вырос в два раза.Качество обслуживания «в домашних условиях» вас удовлетворяет?месяцы проводить. Тем более что в Египте сейчас гражданские волнения, революции и прочее, а в Сочи зима мягкая, все спокойно. Можно и на лыжах покататься, и у моря позагорать.
– Хотите сказать, в Сочи европейцы смогут отдохнуть за 15 евро в сутки? Как-то сомнительно…
– Ничего подобного: европейских пенсионеров в трехзвездочных гостиницах Сочи с удовольствием разместят по этой цене. Есть такой вид социального отдыха – «по путевкам». Сейчас для российских п енсионеров эта путевка стоит около 800 рублей, а еще совсем недавно это было 600-660 рублей в день. За эти деньги база, которая их принимает, должна обеспечить отдыхающим проживание, трехразовое питание и лечение. Стало быть, богатых европейских пенсионеров можно разместить в прибрежных районах если не за 15, то за 20 евро точно!
– Скажите, а в целом вы удовлетворены тем, как развивается наш черноморский курорт, и тем, что делаете сами?
– В цpелом – да. Но сплю порой неспокойно, потому что времени до Олимпиады остается совсем мало, а сделать надо еще очень и очень много. Так что перманентный стресс удается снимать только отдыхом.
— Как-то глава Тверского собрания рассказывал про свой метод. Он приходит с работы, ложится на пол и лежит минут пятнадцать. У него даже специальное упражнение есть – 10 вдохов, 10 выдохов… А какой отдых предпочитаете вы?
– Смену обстановки! Об/pщение с семьей, с друзьями…