Есть ли в России гастрономические бренды?

23.09.2019 | Статьи

Тульский пряник – это гастрономический бренд? А вологодское масло? А астраханский арбуз? Дискуссия на эту тему развернулась нешуточная. Попробую объяснить почему

Несколько дней назад на туристической выставке «Отдых» в Москве я подошел к стенду Тульской области. Уже по традиции на нем были выставлены самые узнаваемые пряники в России – тульские. Пока мы снимали видеоролик и перед камерой беседовали с обаятельными представительницами региона, мимо проходил посетитель выставки. Мужчина остановился, подошел к нам и попросил срочно продать ему пряник. Я, не прекращая съемку, тут же, можно сказать, «в прямом эфире», продал ему пряник за 600 рублей (такова была его реальная цена). Радостный покупатель побежал дальше, а мы досняли свой сюжет про самый узнаваемый гастрономический бренд страны.

Два года назад наш журнал «Отдых в России» совместно с Центром информационных коммуникаций «Рейтинг» и исследовательским агентством BCGroup провели масштабное исследование с целью выявить наиболее известные, узнаваемые и привлекательные для туристов региональные бренды. Так вот, тульский пряник занял 7-ое место в Национальном рейтинге туристических брендов, войдя в сотню самых узнаваемых и привлекательных для туризма наименований.

Так выглядела пятерка гастрономических брендов, набравших наибольшее количество баллов по трем критериям рейтинга.

Название бренда

 

Регион Известен ли данный бренд лично Вам, % Ассоциируется ли у Вас данный бренд с указанным регионом, % Хотели бы Вы посетить указанный регион, чтобы ближе познакомиться с данным брендом, % Общее количество баллов (1%=1 балл)
1.   Тульский пряник Тульская область 95 98 80 273
2.   Алтайский мед Алтайский край 91 89 73 253
3.   Адыгейский сыр Республика Адыгея 89 89 74 252
4.   Вологодское масло Вологодская область 89 89 63 241
5.   Астраханский арбуз Астраханская область 83 84 73 240

Всего же в итоговую таблицу вошел 21 гастрономический бренд.

И хотя при составлении рейтинга мы не претендовали на какую-либо научность нашего исследования, критики его тоже нашлись.

Одним из них оказался президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, с которым мы недавно подискутировали на конференции, посвященной, как раз, гастрономическим брендам и гастротуризму.

Спор развернулся в стенах Горно-Алтайского госуниверситета. Главный тезис, который отстаивал известный ресторатор, заключался в том, что ни один из озвученных мной брендов, не является гастрономическим.

На мой вопрос, какими тогда брендами они являются, он ответил, что «кулинарными». Согласитесь, назвать астраханский арбуз или алтайский мед кулинарными брендами вряд ли отважится кто-либо в здравом уме.

Понять ресторатора трудно еще и потому, что он возглавляет проект «Гастрономическая карта России». И речь там идет не о высокой кухне (а именно ее он приводит как эталон гастрономии), а о простой и понятной обывателю местной еде. «Не любят у нас слово кулинарный, — признался Игорь Бухаров. – Сразу возникает ассоциация с кулинарным техникумом».

Более того, по мнению того же гуру, гастрономических брендов в России нет вообще. Был один, тамбовский окорок, да и тот просуществовал лишь до начала ХХ века. А вот в Европе есть, например, хамон и пармезан. Да и заветных звезд «Мишлен» не удостоился ни один российский ресторан.

Вспоминаются тут слова Воланда в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!». Неужели все так плохо у нас в стране с гастрономией?

Да, признается, ресторатор, ее почти нет. Вот, например, в Орле ее точно нет.

А как же быть с зарегистрированными товарными знаками и наименованиями мест происхождения товаров? Ведь именно этими свидетельствами, которые за деньги выдает Роспатент, производители защищают свою продукцию от недобросовестных конкурентов, то есть подделок. Та же Вологодская область зачем-то добилась, что вологодское масло могут производить только на ее территории?

Здесь опять мы возвращаемся к вопросу, является ли брендом тульский пряник? Готов ли потребитель переплачивать за бренд? Случайно ли ему установлен памятник на центральной площади Тулы, компания «Аэрофлот» закупает его для своих пассажиров, а на трассе М4 «Дон» вереницей стоят киоски по продаже этих сладостей? По мнению, Игоря Бухарова, это всего лишь торговая марка. По моему мнению – это все-таки наш бренд. Российский, тульский, гастрономический.

Антон Семенов

А как думаете вы? Присылайте свои комментарии на почту: rating@rustur.ru.



Система Orphus

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest