Или как медиа-гостиная журнала «Отдых в России» украсила «Интурмаркет-2018»
Завершилась очередная ежегодная туристическая выставка «Интурмаркет-2018». Проходила она уже в 13-й раз, с 10 по 12 марта, как обычно в Крокус Экспо, правда на этот раз из привычного павильона №1 переехала в соседний, второй. Ограниченная парковка из-за ремонтных работ на территории Крокуса не позволяла приблизиться к павильону ближе, чем на километр, но это уже никого не могло напугать. Благо парковка бесплатная. Также уже не удивляет и нехватка мест для одежды в гардеробе. Оставив куртку у друзей, преодолев еще два этажа вверх по эскалатору, яне без труда нашел «Красный» зал, где проходили пленарные заседания и открытие выставки. Трудности в туризме давно никого не пугают…
Вообще эта выставка была какая-то странная. Было понятно, что перед выборами президента, которые, как известно, пройдут 18 марта, все будут в ожидании «чего-то», но, чтобы настолько… Пришел открывать выставку немного грустный (или показалось?) вице-премьер Виталий Мутко. Обходя стенды он, конечно, пытался улыбаться, да не очень-то получалось. За ним следовал более веселый глава Ростуризма Олег Сафонов (он всегда держится уверенно, благо в недавнем прошлом состоятельный бизнесмен).
Особенно долго задержались на стенде Ингушетии – приехал глава республики Юнус-Бек Евкуров. Он вообще молодец. Их всех северокавказских регионов только Ингушетия, да еще мощный Ставропольский край со своими Кавминводами приехали – остальных нет. Оказывается, раньше объединенный стенд оплачивало Министерство по делам Северного Кавказа, и они все приезжали. А в этом году не стали. Вот и нет никого. Виталий Мутко с коллегами сначала долго стоял у 3D-карты Ингушетии, затем присел за стол и попил чай с главой региона. Все время о чем-то думал – это было видно по его лицу.
— Чем угощали Виталия Леонтьевича? — спрашиваю у Председателя Комитета Республики Ингушетия по туризму Беслана Хамхоева.
— Лепешками с маслом, нашей халвой, фруктами, медом.
— А что так долго рассматривал на карте республики вице-премьер?
— Он спросил: «Где находиться храм Тхаба-Ерды?» Это наш древний христианский храм. Я ему показал. Он немного знает его историю, нам это было приятно услышать.
— А он был у вас в республике?
— Мы его приглашали на открытие нового Дворца спорта на 5 тысяч зрителей в Магасе, но он не смог приехать. Правда был рад, что мы в этой выставке приняли участие.
Вообще, как метко сказал наш коллега, несмотря на прилагаемые усилия ее директора Ольги Хоточкиной, выставка из года в год «скукоживается». Если бы не стенд Алтайского края в 1000 квадратных метров, то всю ее можно было бы обойти на несколько минут, а по диагонали – еще быстрее. Раньше, пока дойдешь от одного конца экспозиции до другого, ноги уставали. Еще скромнее выглядел зал со стендами иностранных государств. Заметны были Турция, Китай, Греция и Болгария. Посетителей было не много.
Может быть оттягивает посетителей и участников ее конкурент – Московская туристическая выставка Mitt, проходящая сразу после «Интурмаркета» в Экспоцентре на Красной Пресне. Туда едут участники со всего мира, а основной упор делается на выездной туризм.
Последние несколько лет Алтай «тащит» на себе выставку в Крокусе, хотя, как рассказал алтайский сенатор Михаил Щетинин, начинали они 13 лет назад с модуля в шестьквадратных метров. Кстати, именно сенатор был вынужден открывать выставку, так как губернатор Александр Карлин, который обычно сам приезжает и активно участвует во всех мероприятиях, остался в регионе. Как нам рассказали знающие люди — готовиться к президентским выборам.
Помимо Евкурова из глав появился на выставке еще губернатор Калининградской области Антон Алиханов. У него, видимо, с выборами все в порядке.
Тема предстоящих выборов, а точнее их последствий, обсуждалась очень активно. Многие региональные чиновники открыто говорили, что все ждут, чем они закончатся. Кто усидит, а кто нет. Даже планы и бюджеты на этот год им не утверждают из-за этого. Некоторые чиновники-энтузиасты приехали на выставку за тридевять земель в Москву вообще за свой счет – их министр по культуре не стал подписывать командировочные. Дескать, нечего там делать. И сам не поехал. Вот так и развиваем туризм!
Уже по устоявшейся традиции на выставке работала медиа-гостиная журнала «Отдых в России», которому в этом году исполняется 15 лет. В первый день сюда пришли сенатор и председатель Экспертного совета по туризму Совета Федерации Игорь Фомин, зампред Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков,замглавы Ростуризма Николай Королев, председатель Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Владимир Гамза, начальник управления культуры и туризма Липецкой области Вадим Волков и другие представители власти и бизнеса. Тему выбрали непростую – инвестиции в туризм. Модератором сессии выступил вице-президент Общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия»Аркадий Амелин, а вопросы участникам дискуссии задавали предприниматели и журналисты.
Так, руководителя банного комплекса «Гуси-Лебеди», расположенного в Ногинске, интересовало сможет ли он попасть в новую программу развития внутреннего туризма, которая начнет действовать после 2019 года? Ответы чиновников были уклончивыми, но оптимистичными.
Ярким и эмоциональным было выступление начальника управления культуры и туризма Липецкой области Вадима Волкова.
— Мы не теоретики, мы – практики! Приезжайте к нам в регион, и вы увидите, как это работает. У нас подключаются бесплатно сети к тем объектам, которые входят в федеральную и региональную целевые программы развития туризма, область также субсидирует процентную ставку по кредитам. При этом нас интересуют реальные проекты, а не распилы бюджета и откаты. Я люблю Липецкую область и буду рад вам помочь, — сказал Вадим Волков.
Следующая сессия была посвящена новым трендам и технологиям индустрии впечатлений. Генеральный директор медиа-группы «Отдых в России» Антон Семенов презентовал собравшимся журнал «Tourism&LeisureinRussia» — новое издание для иностранной аудитории, которое редакция специально подготовила к Чемпионату мира по футболу. Генеральный директор компании «Инстид» Александр Гранд совместно с директором центра кластерного развития туризма Липецкой области Ириной Белозеровой рассказали, как создавался новый бренд-бук «Липецкая земля». Кстати, утонченный и стильный стенд области был сделан уже с учетом этих новшеств.
Большой интерес у инвесторов вызвало выступление Министра культуры Московской области Оксаны Косаревой, которая рассказала, что в регионе действует программа компенсации затрат предпринимателям, которые строят объекты туризма и гостеприимства, на коммунальные сети, а сейчас принимается программа компенсации затрат и на капитальные вложения. Такого не делается ни в одном регионе России.
Надо сказать, что по мнению многих гостей и участников выставки, стенд «Отдыха в России» в этом году стал самым активным и интересным.
— Поделюсь своим мнением про выставку. Лучший стенд, который собрал профессионалов на все заявленные темы и сессии — журнал «Отдых в России». Лучшие стенды по оформлению — Тюменская область и Алтайский край. Лучший стенд по общению с посетителями — Ямал. В целом, полно зевак, которые искали поесть(перепутали выставку). Если не находили, что поесть, хватали брошюры, чтобы показаться чем-то интересующимися! Если у стенда полно женщин — просто зеваки! Наблюдал несколько таких групп, — поделился своими впечатлениями от выставки в Фейсбуке директор PR-департамента компании «Агранта» Сергей Носов.
Вот и получается, что без журналистов сделать модными путешествия по нашей собственной стране, как призвал недавно в Ярославле министр культуры Владимир Мединский, невозможно.
Артем Светлов