С Инной Гаминой мы познакомились на благотворительной экскурсии в усадьбе Воронцовых-Дашковых в селе Быково. Участники волонтерской группы нередко проводят тут мероприятия, обращая внимание на уходящее наследие великого русского зодчего Василия Баженова
Инна увлеченно рассказывала о судьбах владельцев графского дворца, уникальных строениях в усадебном парке, архитектурных загадках готического храма. Это была не просто экскурсия, а маленький спектакль. Вопросы слушателей способствовали его импровизации. Чувствовалась их вовлеченность в события и тайны усадьбы. А прогулка по старинному парку, по тропинкам которого ступали известные люди прошлых веков, усиливала погружение в рассказ. Как исторические даты и факты превращаются в захватывающее повествование? Как любовь к искусству становится призванием? Об этом рассказала искусствовед и гид Инна Гамина.
Девиз Инны: «Хочешь сделать хорошо — сделай это сам!». И она сама находит малоизвестные места, изучает их историю, обнаруживая интересные факты, и делиться открытиями с другими, составляя авторские экскурсии.
— Инна, как все начиналось?
— А началось все с моих друзей: их идея стала моим призванием. Вот как неожиданно бывает! Изначально у меня уже была база: я закончила театроведческий факультет ГИТИСа им. Луначарского и там два года изучала всемирную историю искусства. Этот курс тогда был обязательным для всех творческих вузов. Но, так случилось, что по специальности поработать не получилось. Да и работа в офисе с нормированным графиком для творческого и деятельного человека становится губительной. Поэтому я решила продолжить именно творческую составляющую, научиться тому, что будет радостно для души и поступила на факультет дополнительного образования в РГГУ.
По окончании курса «Всеобщая история искусств» я писала итоговую работу. Выбор пал на тему, связанную с храмом Владимирской иконы Божьей матери в Быково Московской области – памятником культуры, с которым я к тому времени уже была достаточно хорошо знакома. В процессе подготовки своей работы я изучила большой объем литературы и архивных материалов о создании храма, усадьбы, об архитекторе Баженове. После получения диплома, мои друзья и настоятель храма высказали идею о проведении экскурсий в этом красивом месте, с целью его популяризации. Сначала я вела экскурсии только для друзей, гостей прихода и людей, самостоятельно посещающих это место. А потом появилась необходимость привлечения большего количества туристов.
И тогда родилась идея направить несколько писем турфирмам, которые проводят автобусные экскурсии по Подмосковью. Одна из турфирм откликнулась и даже оказалась совсем рядом с домом: я часто видела вывеску этой компании. На мое письмо ответил директор. Его не испугало отсутствие опыта с моей стороны в организации туров. Он сразу сказал: «Делайте экскурсию! Поставим в план. Какие даты удобны?». Теперь я сотрудничаю с этой компанией — одним из ведущих туроператоров — на постоянной основе. Это очень важно, чтобы в тебя поверили. Вот так идея друзей и отца Валентина, настоятеля храма, превратилась в мою первую экскурсию.
Несмотря на то, что заказ автобуса, все финансовые составляющие и рекламу берет на себя туристическая компания, Инна тщательно готовит саму экскурсию. Сначала находит интересные места и объекты, объединяет их общей концепцией, разрабатывает маршрут. Исторические места очень разные, поэтому создание темы — процесс сложный и увлекательный одновременно.
— Как создается экскурсия?
— Я сама проезжаю новый маршрут: изучаю дорогу, фиксирую хронометраж, отмечаю парковку для автобуса, выбираю точки для осмотра. Если это храм, то знакомлюсь с батюшкой: он может рассказать то, чего нет в книгах, и всегда с удовольствием будет ждать моих экскурсантов. Даже, если будет храм закрыт, его откроют для нас.
Затем начинается работа с книгами и архивами по истории памятника. Важно, чтобы поездка была интересна, рассказ не оказался перегружен сухими фактами, сложными терминами, не стал утомительным. Учитывается категория слушателей: взрослые или дети, гости города или местные жители, иностранцы или соотечественники. Узнав про памятник все, что возможно, я снова еду по маршруту, осматриваю его с учетом нового материала и написанной программы. Только после этого можно проводить первую экскурсию. На подготовку иногда уходит до двух месяцев.
Первая экскурсия всегда волнительна. Как она пройдёт? Не будет ли накладок? Понравится ли? Но, даже, если экскурсия проводится уже не в первый раз, я все равно перечитываю старый материал, вспоминаю вопросы, которые мне задавали, отвечаю на них, тем самым углубляя тему.
— Как у тебя появляются идеи для экскурсии?
— Мне интересно то, что мало известно. Конечно, область моих интересов – православная архитектура. Ее памятники, по понятным причинам, сохраняются лучше гражданских построек. Но я всегда ищу памятники вдали от туристических троп. То, чего нет в стандартных маршрутах. Куда сложно, но весьма любопытно добраться. Нередко идеи экскурсий появляются в личных поездках. Так, я нашла малоизвестные памятники вдоль Ярославского шоссе, изучила их. А через некоторые время они стали частью моего нового маршрута уже для туристической компании.
— Какие особенности у твоих экскурсий, твои «фишки»?
— Это захватывающая история, связанная с храмом или зданием, владельцем, архитектором или заказчиком. А такая есть у каждого памятника. Необычная или чем-то интересная архитектура. «Фишка» в том, что все это сходно с театром. Я пишу сценарий – маршрут. Подбираю актеров – памятники. Исполняю главную роль – выступаю перед туристами. Задаю темп и ритм, выстраиваю мизансцены, делаю паузы. В итоге, я – сценарист и режиссер «в одном флаконе». Первое образование – театральное – очень помогает мне в экскурсионной деятельности. Нужно уметь чувствовать и держать «зал». Иногда приходится изменять сценарий по ходу «пьесы». И «зал» бывает разным: как отзывчивым, так и молчаливым. Хотя чаще – открытый и доверчивый.
Но главная особенность моих поездок – это душевность места и теплота приема. Очень важна открытость и доброта людей, работающих, например, в храме. Чтобы мои туристы могли увидеть и почувствовать чуть больше ожидаемого ими. У меня, обычно, складываются дружеские отношения с настоятелем и его помощниками. Для моих групп всегда откроют летний храм, который закрыт зимой, нас пропустят в интерьеры усадьбы, дадут подняться на колокольню. Нас ждут и нам рады. Это очень важно.
— О чем тебе нравится рассказывать больше всего?
— О том, что интересно самой, о том, что трогает, что пропускаешь через себя. Тогда появляется желание узнать еще больше и этим заинтересовать других. Если тема не интересна мне самой, то как я смогу увлечь своим рассказом других? Тут все как в театре. Зритель поверит актеру, если он погрузился в роль, почувствовал ее. Очень много общего в этих двух областях – театре и экскурсиях. И я, как хороший актер, должна «поплавать» в материале, полюбить его, почувствовать и сделать своим.
— За что ты любишь свою работу?
— За то, что я всегда в поиске, всегда в пути, за калейдоскоп новых впечатлений. Поездки в новые места, поиск информации – я всегда в движении. И меня радует, когда это становится интересно туристам. Когда они восхищаются неизвестным, до этого момента, памятником, когда узнают новое, даже необычное для себя. Это творческая работа. И очень волнительно делиться ею с другими людьми. Повторюсь, что для меня каждая экскурсия — спектакль. Все, как в театре: волнение перед началом, какой сегодня зритель, поймет ли, понравится ли? Приятно, когда задают вопросы – значит, слушают, вникают. И как в театре, после спектакля, бывают аплодисменты. Это значит, что понравилось. А, если после экскурсии спрашивают: « А что вы ещё ведете? А когда?», значит, оценили. И тогда ты абсолютно счастлив. Значит, контакт состоялся, и твоя энергия была израсходована сегодня не напрасно. Это заряжает.
Конечно, были ситуации, когда в анкетах среди положительных вдруг видишь резко негативный отзыв. Вначале меня это расстраивало, я пыталась понять, что же было не так? Но поддерживало руководство турфирмы. Сейчас я понимаю, что не могу нравиться всем, и ожидания от поездки у всех самые разные.
Я всегда готовлюсь к каждой экскурсии. И каждый раз возникает ощущение, что я совсем ничего не знаю. Но именно это дает мне состояние вечного поиска нового. Появляется желание идти вперед, познавать неизведанное, совершенствоваться, ходить в музеи, на лекции, читать. И, главное, соприкосновение с искусством и архитектурой дарит состояние умиротворения.
— С чего лучше всего начинать тем, кто хочет стать экскурсоводом?
— Начинать надо с любви! С любви к прекрасному, к искусству, к архитектуре, к Родине, к истории своей страны. И, если эта любовь есть, то ей нужно обязательно делиться. И еще надо быть увлеченным человеком. Тогда все обязательно получится. Любить свое дело и ничего не бояться.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Планы сами появляются и частенько совсем внезапно, не спрашивая у меня разрешения. Вот сейчас их нет, а завтра они обязательно будут. Я не люблю планы. Сегодня готовлю маршрут по северным окраинам Москвы, потом поеду в Донской монастырь – это программа минимум. А в мечтах всегда новые архитектурные экспедиции за неизведанными памятниками.
Наша справка
Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково была построена в 1789 году. По одной, наиболее распространенной версии, проект ее принадлежит В.И. Баженову, по другим – М.Ф. Казакову или А.Н. Бакареву. Белокаменная церковь в стиле русской готики (или псевдоготики) не имеет себе аналогов в храмовой архитектуре России. В здании два храма – верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери и нижний в подклете – Христорождественский. В 1884 году рядом с храмом была построена отдельная колокольня в подражание тому же стилю.
Усадьба Воронцовых-Дашковых — усадебный комплекс в парке подмосковного села Быково, рядом с городом Жуковским. Выдающийся образец русской архитектуры и садово-паркого искусства эпохи императора Николая I. Построен по проектам архитекторов Василия Баженова, Матвея Казакова и Бернара Симона, принадлежал представителям влиятельных семей российского дворянства.
Текст и фото: Ирина Алексеенко