Дорога к себе

Жизнь человека на Руси издревле начиналась и заканчивалась общением с водой. Омовением в реке или озере сопровождалось наречение младенца именем. С водою была связана и кончина – по представлениям славянских народов души умерших не возносились на небо, а отправлялись в потусторонний мир по реке на особых ладьях славян был поистине культ воды – наши предки почитали и даже боготворили ее. Они поклонялись воде, обожествляли родники и колодцы, давали имена духам рек и дождей. Ритуальные омовения на Руси поражали своей мудростью и поэтичностью.

Вода – символ вечного обновления и изменения. Этой благодатной силой природы лечили, по ней гадали, ею смывали грехи и сглаз, кропили жилища, ее заговаривали – ведь эта стихия имеет неограниченную власть над всем сущим. Непостоянная, но всесильная, она даже камень точит! Непостижимая эта сила, умеющая хранить и переносить информацию, умеющая стать “живой” или “мертвой”, не только восхищала, но пугала и интриговала. Говорят, крещение человека – не что иное, как соединение через воду с духовными структурами Христа.
На Руси придают особенное значение освященной воде, считая, что она имеет большую силу, исключительную благодать. Обряд водосвятия совершается в праздник Крещения Господня. В каждом городе и селе 19 января совершался крестный ход из главного храма на реку, а Русь по рекам строилась. Прорубь в форме креста называется иордань (ведь именно в струях Иордана принял крещение Иисус Христос). По высоте воды в иордани предсказывается будущее. В стародавние времена со всех концов России народ съезжался в Москву, чтобы присутствовать на обряде освящения воды патриархом. На Москве-реке в день празднования Крещения Господня собиралось до четырехсот тысяч человек. Патриарх погружал крест в воду в присутствии войск, которые прибывали к иордани для освящения знамен. В крестном ходе на водосвятие обязательно участвовали “их царские величества и все знатные вельможи”.
19 января мы с фотокорреспондентом Владимиром Ештокиным приехали в деревню Исаково, что в Солнечногорском районе Московской области. Здесь строится большой храмовый комплекс. Храм Святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси уже сверкает на солнце пятью золочеными куполами. Рядом строится музей, в котором вскоре будет представлено более пятисот икон Пресвятой Богородицы. Сюда смогут приезжать тысячи паломников, чтобы поклониться Божьей Матери. В праздник Крещения Господня здесь собралось много народа, на припаркованных на специальной площадке машинах – не только московские и подмосковные номера, но даже тверские и питерские. После чина освящения воды крестный ход, который возглавляет отец Андрей, совершается к иордани на берегу Истры. Здесь и благочестивые, и грешные, как в стародавние времена, считают своим долгом окунуться в прорубь. В воду надо погрузиться трижды – для освящения, очищения и обновления плоти и духа, для просветления души. Погружаясь в “одежду нетления и источник жизни”, православный духовно омывается от греха. Это символизирует смерть и воскрешение: человек “…погребшись с Христом в водах крещения, с Ним и воскресает”.
Воскресают, возрождаются и богатые традиции Пятницких земель: день 19 января превратился в настоящий праздник. Здесь был и грандиозный ночной салют, и фольклорные песнопения и пляски, угощение горячим церковным кагором на морозе и традиционными русскими пирогами…
До вечера православный народ окунался в прорубь, которая не успевала затягиваться тонким ледком… Вода для нас всегда была и остается чем-то большим, нежели средство для мытья рук и варки супа. Она всегда – нечто одухотворенное, живое, исцеляющее или способное погубить. Да она просто – сама жизнь.

Анна Варшавская, Галина Калинина
фото владимр Ештокин



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest