«Дом» для бая

25.12.2011 | Горные лыжи

Как центр альпинизма Домбай получил известность в 30-е годы прошлого века. В 1950 – 1970-е, когда в нашей стране стал стремительно развиваться горнолыжный спорт, этот поселок на Кавказе приобрел колоссальную популярность у советских лыжников и туристов. Но сегодня сюда едут лишь немногие ценители неповторимой местной красоты.

«Лыжи у печки стоят, гаснет закат за горой, месяц кончается март,скоро нам ехать домой»…

Это Юрий Визбор, «Домбайский вальс». Именно отсюда, из Домбая, берет начало горная романтика 1960-хгодов. Крепкие люди в толстых вязаных свитерах, сидящие у костра с гитарами в окружении высоких вершин. Чтобы вдохнуть былую романтику, в этом году я взял отпуск на несколько дней именно в конце марта и махнул на Домбай.

Но оказалось, что прежней романтики здесь уже нет. По-прежнему высится в центре поселка красивая деревянная башня гостиницы «Солнечная Долина» (она построена еще в 1935‑м – первоначально как база ученых), но те, кто селится сюда сегодня, жалуются на отсутствие комфорта и недостаточную звукоизоляцию в номерах. Что касается еще одного, более позднего символа Домбая – большого гостиничного комплекса «Горные вершины» (где еще недавно была лучшая в поселке дискотека), то он и вовсе стоит без посетителей, пугая черными окнами по вечерам. Говорят, здесь намечается реконструкция…

Правда, появилось много маленьких частных отелей. Из прежних в хорошем состоянии «Снежинка», которая в советское время предназначалась исключительно для иностранных делегаций. И цены здесь не очень высокие –где-то в районе двух тысяч с человека. А в других гостиницах и того меньше…

Но что мы все о земном. Пора вверх – на широкие трассы, где открываются великолепные виды, сравнимые разве что с альпийскими. Первые бугельные подъемники на Домбае были построены еще в 1950-е годы, и строительство не прекращается до сих пор.Так, сейчас наверх можно добраться на самом новом в России гондольном подъемнике, сооруженном в 2007 году. А можно на старой маятниковой канатке или на древнего вида «двухкреселке». Вроде бы здорово – есть выбор. Но… как выясняется, абонемент, купленный на одном подъемнике, не действует на другом. То есть: или новый подъемник и потом новая «шестикреселка» почти до самого верха,или маятниковый вагончик, а потом… опять нужно покупать билет. Например, на знаменитую «югославку» – канатку, работающую уже наверху и построенную совместно с югославами – нужен отдельный абонемент, никакие другие здесь не действуют. Везде свои хозяева…

Наконец-то мы поднялись – вот они, знаменитые домбайские просторы! «Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог…» На самом деле Визбор сочинил эту песню в альплагере «Али-бек», который находится чуть выше самого поселка. И Эрцог – одна из вершин, на которые ходят именно альпинисты, это скальная, технически сложная гора. А непосредственно вокругДомбайской поляны, образованной слиянием трех ущелий – Алибек, Аманаузи Домбай-Ульген, – высятся другие горы. Например, Джугутурлучат, Белалакая и, наконец, самая высокая вершина региона – Домбай-Ульген (высота –4046 м). В переводе с карачаевского ее название означает «Убитый зубр». Когда-то в этих краях водились несметные полчища этих животных.

Катаются же горнолыжники на склонах горы Мусса-Ачитара (3168 м). Общая протяженность трасс здесь более 20 км, перепад высот в зоне катания тоже значительный – 1400 м. Но рассчитаны они только на подготовленного лыжника. Новичкам сюда лучше не соваться. Нет, пологие склоны здесь тоже имеются, однако об их «укатанности» говорить не приходится. То кочка, то камень… Только успевай уворачиваться. На склонах работают ратраки (гусеничные бульдозеры), но они, похоже, не всегда справляются. Прошлая зима вообще была малоснежная, повсюду на трассах торчали камни. И многие туристы приехали домой с покореженными лыжами и сноубордами.

Но ладно лыжи – самому бы не убиться. Наверху, на так называемой «третьей очереди», не везде есть ограничения, обозначающие зоны катания. И при плохой видимости, когда скрывается солнце и идет снег, можно легко вылететь за пределы трассы. Сам не раз наблюдал, как лыжники уезжали не туда и, сами того не желая, становились «фрирайдерами».

Устав крутиться между камней, в итоге снимали лыжи, взваливали их на плечо и, пыхтя, поднимались обратно. И все-таки на Домбай едут. Особенно с Юга России. Из Ставрополя, Ростова или Астрахани. Народ садится на машины – и уже через несколько часов наслаждается горным воздухом. Даже если это конец или начало сезона, когда Домбай стоит полупустым, на выходные гостиницы забиваются практически полностью. Днем туристы без остатка тратят силы на склонах, а вечером пополняют их в местных кафе, поедая шашлык, запивая его вином и ругая домбайские цены, которые, по их мнению, стали «ломовыми».

Доля правды в этих словах есть. Если в самом поселке цены вполне сопоставимы, скажем, с московскими не только в кафе, но и в магазинах, где можно купить продукты и готовить самостоятельно), то в живописных ресторанчиках наверху, на склонах, расценки выше. Но ведь когда напряженно катаешься, обильный обед в рот и не полезет. Обычно настоящему горнолыжнику днем, во время короткого отдыха, хватает тарелки местного супа – лагмана или шурпы (150–200 рублей) или картошки фри(100 рублей). А порой можно себе позволить стаканчик глинтвейна(150 рублей).

Вообще, развлечений на домбайских склонах нынче не так уж мало. Предприимчивые люди предложат вам езду на снегоходах или на ратраках. Для подготовленных устраивают полеты на парапланах. Те, кто не слишком считает деньги, могут долететь до вершины на вертолете или даже совершить вертолетную экскурсию. Недавно появился новый вид…скорее, не спорта, а опять же развлечения – так называемый спидрайдинг. Катишься с горы на лыжах, но с парапланом за плечами – когда едешь, а когда летишь. Еще одна «фишка» из новых – «зорбинг»: спускаешься с горы в большом полихлорвиниловом прозрачном шаре. Но лично при мне эти огромные шары простаивали без дела: смельчаков со столь устойчивым вестибулярным аппаратом не находилось. 

А вот разнообразить досуг вечером в самом Домбае не так легко. Есть ледовый каток, но почему-то в марте, когда я приезжал, он не работал. Местные парни от нечего делать, когда стемнеет, рассекают на своих машинах из конца в конец поселка. Приезжие или слоняются пешком, или опять же просиживают в кафе. Единственным хоть каким-то совместным «народным» мероприятием за время моего пребывания в Домбае был концерт полупрофессиональной рок-группы «Механизм», приехавшей из Пятигорска. Концерт в маленьком клубе был бесплатным, но собралось на него человек двадцать, из которых половину составляли прибывшие с музыкантами фанаты…

Гремела тяжелая музыка, фанаты, держа в руках бутылки с пивом,охотно подпевали своим кумирам. Но это был далеко не «Домбайский вальс». Да и прокуренный клуб совсем не напоминал поляну с костром посередине…

Местные жители, с которыми довелось общаться (скажем, водитель Ратмир, который вез меня обратно в аэропорт и уверял, что его прадедушка основал соседнюю Теберду), не теряют надежды, что когда-нибудь Домбай превратится в горнолыжный курорт европейского класса, сопоставимый с Куршевелем или Гармиш-Партенкирхеном. В принципе, почему нет? Природа здесь замечательная, горы высокие, снег есть практически всегда (а если поставить снеговые пушки, то его отсутствия и не заметишь), карачаевцы – приветливый народ, хорошо относящийся к русским. Но чтобы поставить те жепушки, нужны серьезные вложения. И чтобы сделать хорошую дорогу из Минеральных Вод – тоже. Причем местным эти затраты не осилить, необходимо государственное финансирование, хотя бы на 10 процентов от такого, как на Красной Поляне.

Более того, сюда можно проложить дорогу из Сочи, до которого будет ближе, чем до Минеральных Вод. А вообще, напрямую до моря из Домбая – всего 60 километров! Правда, это побережье Абхазии, но ведь для въезда на территорию этой республи-ки визы россиянам не нужны. Вот бы и сюда провести современную автостраду!.. Но что-то мы размечтались. Ведь денег на превращение этого края в европейскую Мекку горных лыж пока никто не предлагает.

Ближайшие планы руководителей курорта куда скромнее, и, может, это даже к лучшему. Буквально в ноябре было заявлено, что в сезоне-2011/2012 на домбайских склонах появится«пять-шесть новых трасс, сертифицированных по стандартам Международной горнолыжной федерации». А если еще и те трассы, что уже имеются, укатают как следует… Тогда, глядишь,и до нового бума, какой был здесьв 1960-е, недалеко.

Как добраться

Рейсовые автобусы из аэропорта Ми-неральных Вод до соседней с Домбаем Теберды ходят нерегулярно. Поэтому большинство туристов добираются до самого поселка на такси (стоимость машины – от 3 тысяч рублей). Можно доехать от Минвод до Черкесска,а уже оттуда до самого Домбая –на маршрутке. На обратном пути мож-но поехать не через Черкесск, а по ста-рой дороге (причем она короче) через перевал Гумбаши – не пожалеете! С перевала открывается потрясающий вид на Эльбрус, до которого отсюда –всего 30 км.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest