Ровно год назад российский туризм осиротел. Точнее, такой вывод поспешили сделать журналисты, наивно верившие в необратимость административной реформы и незыблемость президентских указов. Но за прошедший год наш президент не раз наглядно демонстрировал, что не является рабом собственных ошибок, и легко давал задний ход некогда объявленным прогрессивным реформам.
Туризму повезло, и он снова обрел свой собственный орган управления. Правда, называться этот орган стал несколько иначе, но люди им руководят прежние, проверенные – из Минэкономразвития. К тому же сейчас они получили солидную фору: теперь все ошибки и провалы в развитии туротрасли можно списать на год безвластия.
Эта чиновничья чехарда, возможно, заслуживала бы в нашем журнале больше внимания, если бы имела хоть какое-то практическое отношение собственно к туризму. А так – любопытная интрига для политологов, не более того. Турбизнесу от нее ни жарко, ни холодно. Единственный волновавший его вопрос – о возможной отмене лицензирования турагентской и туроператорской деятельности – отложен как минимум до 2006 года. Простому же туристу всегда было безразлично, кто и как о нем заботится на высшем уровне.
Если кто и пострадал от временной передачи туризма в правительственную секцию физкультуры и спорта, так это российские регионы. Их руководители в последнее время упорно соревнуются в том, кто быстрее переймет опыт Кремля – хороший или плохой, неважно. Стоило Путину в 2000 году передать туризм в Минэкономразвития и обозначить таким образом свое уважительное отношение к туристической отрасли, как все регионы начали наперебой создавать у себя соответствующие департаменты, комитеты и даже министерства. Выделялись бюджетные средства, поинтересней стали смотреться туристические выставки: некоторые субъекты федерации не терялись даже на фоне традиционной турецко-таиландской роскоши.
Но как только федеральный департамент был разогнан, последовала цепная реакция глубинки. Например, в Нижегородской области вместо целого отдела в экономическом ведомстве “на туризм” был посажен один человек в Минкульте, хотя, по оценкам туроператоров, этот регион является одним из самых привлекательных в Европейской части России. Аналогичная судьба постигла профильный комитет в озерно-лесной Карелии. А главное, “туризм” как статья расходов был тут же вычеркнут из многих региональных бюджетов.
На федеральном уровне проблемы остались теми же, что и год назад, когда туризм перешел в крепкие руки экс-защитника сборной СССР и звезды американского хоккея. Внятной статистики, учитывающей не только “правильных”, но и диких туристов по-прежнему нет, как нет и официально принятых методик. А ведь именно “дикари” держат около 80% рынка внутреннего туризма. Рекламой российского турпродукта занимаются только чиновники на заграничных выставках, да Краснодарский край на перетяжках в Москве. Единой концепции по-прежнему нет. Гостиницы все так же рисуют на своих фасадах звезды – как бог на душу положит. Попытки привести их к единым стандартам классификации, предпринятые Департаментом МРЭТ, захлебнулись с ликвидацией этого департамента. А самым публичным шагом агентства Фетисова стало создание Общественного совета по туризму, функции которого весьма загадочны.
Пожалуй, нагляднее всего состояние российского туризма продемонстрировала осенняя выставка “Отдых/Leisure 2004”. Среди пагод, пирамид, райских островов и прочих светотехнических вавилонов, построенных представительствами заграничных курортов и ведущими туроператорами аутгоинга, наших – то есть стендов российских регионов и операторов внутреннего туризма – не было. Они ютились в невзрачных каморках на галерке, куда мог забраться разве что очень скучающий посетитель, – на большее денег не хватило. А те, кто не нашел средств даже на такую “роскошь”, воспользовались милостивым предложением Московского комитета по туризму. Столичное ведомство все-таки выкупило метров пятнадцать на первом этаже, чтобы раздать самым бедным. Вот там они и толпились – пятнадцать регионов великой России на пятнадцати метрах. Как говорил герой известного мультика, душераздирающее зрелище…
Зато 2004 год был отмечен первым и единственным заседанием Государственного совета, посвященным туризму. Оно прошло в Геленджике под председательством, разумеется, Путина, но стало, по мнению присутствовавших журналистов, настоящим бенефисом краснодарского губернатора Ткачева. “Уроком лоббирования” окрестили потом многие газеты этот Госсовет. И действительно, сколько-нибудь значимые его плоды в виде налоговых преференций пожал лишь Краснодарский край. Предложения остальных губернаторов, касавшиеся развития туризма в целом, так, похоже, и останутся благими пожеланиями.
А вот тайное желание министра Грефа, многим казавшееся несбыточным, неожиданно осуществилось. Когда на заседании Госсовета Герман Оскарович начал витиевато продвигать мысль о том, что неплохо бы вернуть туризм в лоно экономики, его тираду раздраженно прервал Путин: “Что ж, предлагаете откусить у Фетисова?”
А через полгода у Фетисова таки откусили.
Значит ли это теперь, что у российского туризма вновь появились заботливые родители? Что наконец будет выработана единая рекламно-информационная стратегия, и под нее даже выделят бюджетные средства? Что на российские курорты обрушится вал инвесторов, желающих поскорее воспользоваться государственными льготами и обустроить наш курортный быт? Что монополисты-железнодорожники станут помогать туроператорам, а не саботировать их работу? Что услуги в гостиницах будут оказываться не по принципу “не нравится – не ешь”, а по принципу “не угодил – сымай звезду”? Или плати штраф. Что о безопасности туриста в незнакомом российском городе будет беспокоиться учтивый представитель туристической полиции, а не омоновец с купюрой на кокарде и немым вопросом “где регистрация?” Что государство найдет совесть и деньги, чтобы достойно представить Россию не только в Лондоне и Париже, а и на своей выставке MITT, в Москве?
Вот как раз в канун этой выставки мы и обратились с вопросами к людям, от которых зависит будущее российского туризма.
Юрий Патрин