Цирк вернулся!

В курортном Сочи и других городах России стартуют первые цирковые представления после отмены карантина

Пандемия COVID-19 катком прошлась по мировому цирковому искусству. О банкротстве объявил даже канадский Cirque Du Soleil. Российский же цирк выжил – благодаря господдержке.

Пожалуй, самым ярким аккордом коронавирусной весны стал коллективный «плач» артистов отечественной эстрады – владельцев дорогих автомобилей, особняков на Рублевке и пентхаусов на Патриарших – об утраченных за время пандемии доходах. Что же говорить о цирковых артистах, чьи заработки, между прочим, и в лучшие времена едва дотягивали до средних по стране зарплат? О банкротстве объявил даже канадский Cirque Du Soleil, считавшийся едва ли не образцом коммерциализации цирка. И тем не менее можно уверенно констатировать, что российский цирк выжил. В том числе благодаря господдержке.

Для этой козы карантин завершен.

Владимир Шемякин – генеральный директор ФКП «Росгосцирк».

В начале июля в «Росгосцирке» прошло первое заседание рабочей группы по возвращению цирков к привычной жизни – в онлайн-формате, как теперь принято. Удивительно, но пандемии удалось сделать то, к чему не смог привести ни один из прежних экономических кризисов: руководители госкорпорации и представители Минкульта, а также директора цирков, частные продюсеры и общественники выступили единым антикризисным «фронтом». Забыты все разногласия, споры, не раз выливавшиеся на страницы газет, личные амбиции уступили место решению общей задачи: вернуть зрителям цирк.

Сотрудник Сочинского цирка вычесывает верблюда.

«Впервые в истории за вот уже четыре месяца не было дано ни одного циркового представления в стране. Ситуация сложилась критическая. Всем нам нужно понять, что мы друг другу не конкуренты, а коллеги и партнеры», – такими словами открыл заседание директор «Росгосцирка» Владимир Шемякин. И он же сообщил, что с Минкультом и Роспотребнадзором уже ведутся переговоры о возможном открытии в ближайшее время Сочинского цирка. «Если на этой площадке все пройдет хорошо, то это станет прецедентом для открытия и других цирков», – выразил надежду Шемякин.

Клоуны Арто (Артур Минасов) и Стелла (Светлана Минасова) выступают на арене Сочинского цирка.

Клоун Арто (Артур Минасов) готовится к выходу на арену Сочинского цирка в своей гримерной.

По информации из «Росгосцирка», в Сочи уже начались репетиции новой программы. Ее рабочее название – «Девочка и слон», это добрая сказка в декорациях ретроцирка 20-х годов прошлого столетия. Художник-постановщик этого циркового спектакля – Нана Абдрашитова, режиссер-постановщик – Полина Стружкова. Старт репетиционному процессу в Сочи дал новый главный режиссер «Росгосцирка» Юрий Квятковский, приступивший к работе в феврале.

Прыгающие через горящие кольца тигры – один из самых эффектных цирковых номеров в мире. Знаменитый дрессировщик Николай Павленко, воспитывающий подобных «гимнастов», известен своим гуманным подходом к животным.

Пандемия COVID-19 катком прошлась по мировому цирковому искусству. О банкротстве объявили многие цирки мира, включая даже канадский Cirque Du Soleil, считавшийся едва ли не образцом коммерциализации цирка. Российский цирк выжил, хоть и немодно сейчас такое говорить, благодаря господдержке: только две страны в мире, Россия и Китай, сохранили государственные цирковые компании.

Анар Джабраилов – жонглер ФКП «Росгосцирк».

Впрочем, спасает это не только госцирки. До сих пор, если зайти на сайт «Росгосцирка», выскакивает баннер: «Подать заявку на господдержку частных цирков». То есть государство, располагая не самой большой «цирковой» строкой в бюджете, помогает всем, включая артистов и владельцев маленьких шапито, а также их питомцев. Ежедневный рацион взрослого слона, к примеру, включает около 150 кг сена, овощей, фруктов, а также любимых слоновьих «плюшек» вроде сухариков и сахара – минимум 10 тыс. рублей уходит только на корм. А тигру каждый день требуется 40 кг свежего мяса – меню тоже не из дешевых…

Участник фестиваля, посвященного 100-летию государственного цирка, на Бульварном кольце в Москве.

Выступление группы гимнастов под руководством Олега Анискина на арене Сочинского цирка.

Александр и Дарья Оноприенко — артисты ФКП «Росгосцирк».

Шоу воды, огня и света под руководством заслуженного артиста России Анатолия Сокола.

Эта забота о четвероногих артистах отчасти помогает «Росгосцирку» ломать стереотипы, уже лет десять упорно формируемые зоозащитниками. Страшилки о жестоком обращении с животными стали одной из самых «хайповых» тем в интернете, и Владимир Шемякин (пожалуй, первым из директоров «Росгосцирка») публично признает, что проблема действительно существует – прежде всего на уровне малых передвижных цирков. И именно поэтому «Росгосцирк» выступил с предложением включить в совет по выдаче лицензий на работу с животными известных цирковых артистов, практикующих гуманные методы дрессуры.

Сторонником европейского подхода в работе с цирковыми животными выступает главный режиссер Юрий Квятковский. «В Европе, – говорит он, – если животное родилось в цирке или в зоопарке в третьем поколении, его разрешают держать в цирке. К тому же там нет табу на представления с домашними животными. В Европе есть, например, потрясающие конные театры.

Полосатые артисты Аскольда Запашного любят делать шопинг со своим «шефом».

Проблема, скорее, не в дрессуре как таковой, а в безответственном отношении к животным…» Судя по всему, российский цирк ждет такой же путь развития: постепенный отказ от дрессировки диких зверей и разработка новых номеров с животными, которые исторически живут рядом с человеком.Главным же остается тот факт, что, несмотря на страшный кризис, российский цирк остался в ответе за всех, кого приручил – и за животных, и за зрителей. Первым удалось сохранить пропитание, вторым – вот-вот начнут возвращать любимые представления.

Сергей Абрамов


Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest