Что наша жизнь? Флэш-моб!

Флэш-моб, моментальное столпотворение, новейшее городское досуговое изобретение массового характера. Изобретение заокеанское, но уже хорошо знакомое жителям многих российских городов.

В августе прошлого года покупатели столичного ГУМа стали свидетелями странной сцены. Несколько десятков молодых людей, бесцельно шатающихся в непосредственной близости от знаменитого фонтана, внезапно скучковались и… устроили «бурные, продолжительные аплодисменты». Овации закончились так же неожиданно, как и начались. Не дожидаясь ринувшихся было к центру события магазинных охранников, непонятная молодежь растворилась в толпе покупателей.

На следующий день странности повторились в других местах. На Московском вокзале Санкт-Петербурга и Ленинградском вокзале Москвы в одно и то же время появились толпы, встречающие особо важных персон. Питерские тусовщики держали в руках бумажки с надписью «Татьяна Лаврухина. Общество анонимных алкоголиков». Московские, судя по инициалам, ждали гостя поважнее. На табличках, которые они держали в руках, было написано: «Владимир Владимирович».
По некоторым данным, именно последнее обстаятельство чрезвычайно насторожило представителей власти. Говорят, узнаваемые имя-отчество настолько впечатлили их, что в недрах спецслужб якобы даже было создано сверхсекретное подразделение, занимающееся изучением абсолютно нового и во многом непонятного для России явления — «флэш-моб». В переводе с английского flash-mob дословно означает «моментальное столпотворение». По-русски это явление правильнее было бы назвать «валянием дурака». Они приходят в магазины Нью-Йорка и Рима, чтобы озадачить продавцов странными вопросами о несуществующем товаре. Одеваются в красное и останавливают движение транспорта в Рио-де-Жанейро. Встречаются у американского посольства в Берлине, чтобы одновременно откупорить шампанское и выпить его с криком «За Наташу!»

Они быстро собираются и быстро расходятся. Они непредсказуемы. Но только на первый взгляд. Организовать моментальную толпу не просто, а очень просто. По электронной почте или sms рассылается несколько сотен сообщений: прийти туда-то, в такое-то время, сделать то-то и то-то и через 5 минут разойтись.
Первая «моментальная» акция прошла в Нью-Йорке в июне 2003 года. Полтораста человек, незнакомых друг с другом, одновременно пришли в мебельный отдел магазина Macy’s, чтобы спросить «любовный ковер» для своей «пригородной коммуны». А через несколько минут посетители потеряли интерес к покупке и разошлись. Действовали они по заданию, полученному по электронной почте.

Прокатившись по Европе, флэш-моб дошел до России. Первым полигоном отесчественных моберов стали Москва и Питер. В публичном «валянии дурака» участвуют в основном молодые люди. Их привлекает элемент игры и секретности, хотя настоящие секретщики – спецы из органов и журналисты несколько ломают им кайф.
Как и везде, организатором наших флэш-мобов явлется Интернет. На нескольких российских сайтах (flashmob.orgcom.ru; flashmob.ru) регулярно появляется информация об акциях в разных городах.
Вот рассказ участника «мгновенной толпы» из города Сарова:
«Я подошел в назначенное время к магазину и увидел небольшое собрание совершенно незнакомых мне людей слева от входа. Мое появление тут же запротоколировали у себя в записной книжке менты, а потом приступили к допросу:
– А у тебя дома есть компьютер?
(Думаю про себя: «А у кого сейчас его нет?»)
– Есть – отвечаю, – а еще два калькулятора и пишущая машинка…»
А задание на тот день было простым – достать продавца вопросами о пивных сухариках и разойтись. В этой акции приняло участие человек 15-20. Отличились недавно и петрозаводские моберы – они дружно раскачивались в троллейбусе.
Что касается СНГ, то флэш-моб уже имеет своих сторонников – на Украине, в Казахстане и Молдавии. Впрочем, не только сторонников. В Кишиневе существует группа по противодействию флэш-мобам. А на акции в Алма-Ате, когда моберы собрались на центральной площади, выставили перед собой пульты от домашних телевизоров и пытались выключить «самый большой телевизор города», появился некто молодой и энергичный, с изготовленным в типографии плакатом: «Долой Flash-Mob!».
Я знаю этого парня – он из общества анонимных алкоголиков.

Рубен Макаров



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest