Что наша жизнь? Флэш-моб!

Флэш-моб, моментальное столпотворение, новейшее городское досуговое изобретение массового характера. Изобретение заокеанское, но уже хорошо знакомое жителям многих российских городов.

В августе прошлого года покупатели столичного ГУМа стали свидетелями странной сцены. Несколько десятков молодых людей, бесцельно шатающихся в непосредственной близости от знаменитого фонтана, внезапно скучковались и… устроили “бурные, продолжительные аплодисменты”. Овации закончились так же неожиданно, как и начались. Не дожидаясь ринувшихся было к центру события магазинных охранников, непонятная молодежь растворилась в толпе покупателей.

На следующий день странности повторились в других местах. На Московском вокзале Санкт-Петербурга и Ленинградском вокзале Москвы в одно и то же время появились толпы, встречающие особо важных персон. Питерские тусовщики держали в руках бумажки с надписью “Татьяна Лаврухина. Общество анонимных алкоголиков”. Московские, судя по инициалам, ждали гостя поважнее. На табличках, которые они держали в руках, было написано: “Владимир Владимирович”.
По некоторым данным, именно последнее обстаятельство чрезвычайно насторожило представителей власти. Говорят, узнаваемые имя-отчество настолько впечатлили их, что в недрах спецслужб якобы даже было создано сверхсекретное подразделение, занимающееся изучением абсолютно нового и во многом непонятного для России явления – “флэш-моб”. В переводе с английского flash-mob дословно означает “моментальное столпотворение”. По-русски это явление правильнее было бы назвать “валянием дурака”. Они приходят в магазины Нью-Йорка и Рима, чтобы озадачить продавцов странными вопросами о несуществующем товаре. Одеваются в красное и останавливают движение транспорта в Рио-де-Жанейро. Встречаются у американского посольства в Берлине, чтобы одновременно откупорить шампанское и выпить его с криком “За Наташу!”

Они быстро собираются и быстро расходятся. Они непредсказуемы. Но только на первый взгляд. Организовать моментальную толпу не просто, а очень просто. По электронной почте или sms рассылается несколько сотен сообщений: прийти туда-то, в такое-то время, сделать то-то и то-то и через 5 минут разойтись.
Первая “моментальная” акция прошла в Нью-Йорке в июне 2003 года. Полтораста человек, незнакомых друг с другом, одновременно пришли в мебельный отдел магазина Macy’s, чтобы спросить “любовный ковер” для своей “пригородной коммуны”. А через несколько минут посетители потеряли интерес к покупке и разошлись. Действовали они по заданию, полученному по электронной почте.

Прокатившись по Европе, флэш-моб дошел до России. Первым полигоном отесчественных моберов стали Москва и Питер. В публичном “валянии дурака” участвуют в основном молодые люди. Их привлекает элемент игры и секретности, хотя настоящие секретщики – спецы из органов и журналисты несколько ломают им кайф.
Как и везде, организатором наших флэш-мобов явлется Интернет. На нескольких российских сайтах (flashmob.orgcom.ru; flashmob.ru) регулярно появляется информация об акциях в разных городах.
Вот рассказ участника “мгновенной толпы” из города Сарова:
“Я подошел в назначенное время к магазину и увидел небольшое собрание совершенно незнакомых мне людей слева от входа. Мое появление тут же запротоколировали у себя в записной книжке менты, а потом приступили к допросу:
– А у тебя дома есть компьютер?
(Думаю про себя: “А у кого сейчас его нет?”)
– Есть – отвечаю, – а еще два калькулятора и пишущая машинка…”
А задание на тот день было простым – достать продавца вопросами о пивных сухариках и разойтись. В этой акции приняло участие человек 15-20. Отличились недавно и петрозаводские моберы – они дружно раскачивались в троллейбусе.
Что касается СНГ, то флэш-моб уже имеет своих сторонников – на Украине, в Казахстане и Молдавии. Впрочем, не только сторонников. В Кишиневе существует группа по противодействию флэш-мобам. А на акции в Алма-Ате, когда моберы собрались на центральной площади, выставили перед собой пульты от домашних телевизоров и пытались выключить “самый большой телевизор города”, появился некто молодой и энергичный, с изготовленным в типографии плакатом: “Долой Flash-Mob!”.
Я знаю этого парня – он из общества анонимных алкоголиков.

Рубен Макаров



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest