Царство неучтенки

В редакцию довольно часто обращаются читатели, которые хотят получить статистическую сводку по тому или иному региону, по России в целом, резонно полагая, что уж мы-то, журналисты единственного в стране издания, посвященного внутреннему туризму, должны владеть такой информацией. Кому-то эти цифры нужны для дела, кто-то интересуется из чистого любопытства. Но, увы, чаще всего мы разочаровываем наших читателей.

Статистика российского туристического рынка удручает своей скудостью и неоперативностью. Если объемы аутгоинга и инкаминга еще худо-бедно поддаются оценке, то внутренний туризм представляет собой дремучий лес, населенный неведомо кем и неизвестно в каком количестве. В отличие от развитых стран наше государство не сумело заманить “диких” путешественником в турагентства. Считать их при этом оно тоже не научилось. В результате объемы инвестиций и государственных средств, необходимых на развитие внутреннего туризма, определяются в России “на глазок”.

Вот как проиллюстрировал эту проблему в своем письме один из наших читателей.
“Недавно мне по делам службы понадобилось узнать свежие данные по туризму в стране. К своему удивлению, я понял, что сведения можно найти или очень устаревшие, или сильно напрячься, чтобы получить доступ к свежей, реальной информации такого рода.
Что можно узнать в интернете? Например, британское Управление по туризму обнародовало последнюю статистику, согласно которой за первое полугодие 2004 года 12,5 млн туристов со всего мира посетили Соединенное Королевство. Можно порадоваться, скажем, и за государство Израиль. Бюро статистики Министерства туризма этой страны сообщает, что за первые 5 месяцев 2004 года ее посетили 552 тыс. туристов. Мы даже можем приятно удивиться тому отраженному в Сети факту, что туристические доходы маленькой Грузии от туризма за январь–сентябрь 2004 года составили $321 млн (или 8,4% от ВВП) и что за этот период из страны выезжало 378,2 тыс. грузинских граждан.
Что же касается России, то даже сайт Федерального агентства по туризму преподносит информацию… четырехлетней давности. Впрочем, и она не дает полной картины происходившего в российской индустрии путешествий, пусть даже в 2001 году.
Вообще наша статистика в интернете довольно лукава. В основном это общие графики и схемы, повествующие о том, что, скажем, в 2003 году 42% поездок российских граждан пришлось на страны Западной Европы, 27% – на страны Азии и 1% – на США. Абсолютные же значения с легкостью округляются до миллионов. Например, сообщается о том, что в 2003 году Россию посетило 8 млн зарубежных туристов. Или еще абстрактнее:
– за последние 10 лет въездной поток туристов в Российскую Федерацию вырос почти в 4 раза;
– в Краснодарском крае в последние годы отдыхает в среднем около 6 млн человек;
– в Карелии ежегодно бывает до 1,5 млн туристов;
– турфирмы охватывают не более 15% отдыхающих в нашей стране.
Тех же, кто захочет выяснить для себя подлинную картину “туристского бума” в России, Сеть отправляет к информации статистических органов России, которые опираются на методологические рекомендации ВТО для построения и исчисления системы показателей. Я с огромным трудом раздобыл недавно изданный справочник по туризму в РФ 1995–2003 годов (свежее информации просто пока нет в доступе). Но и там, как я понял, опубликованы цифры и факты по “подконтрольному” туризму. Что же касается туризма “дикого”, доля которого у нас в России еще очень велика, то об этом нет почти ничего. Неужели не существует способов и методик, чтобы проанализировать этот огромный сегмент туристического рынка страны?

Александр Косович, С.-Петербург”

Все, что нажито непосильным трудом

Россия всегда славилась нежеланием власти делиться с народом информацией. Причем даже такой информацией, которая абсолютно безопасна с любой точки зрения. Неужели в век компьютеров и почти тотального контроля за передвижениями граждан мы так и не научились туристов подсчитывать?

Вот какие цифры приводит специализированное издание Федеральной службы государственной статистики “Туризм и туристские ресурсы в России”,, где отражены основные показатели развития туристической отрасли России за 9 лет, с 1995 по 2003 год.

Въезд иностранных граждан в Россию (число въездов, включая граждан стран СНГ): 10,3 млн (1995 г.); 21,2 млн (2000 г.); 22,5 млн (2003 г.).
Как следует из этих данных, число посетивших Россию иностранцев за истекшее десятилетие удвоилось. Но из 22,5 млн въехавших в Россию в 2003 году туристов только чуть более 2,7 млн посетили нашу страну с ознакомительно-рекреационными целями. Остальные иностранцы приехали с чисто деловыми (рабочими) визитами или по семейным делам.

Выезжавших россиян в зарубежные страны (кроме СНГ): с 21,3 млн человек в 1995 году эта цифра снизилась до 18,4 млн человек в 2000 году, что обусловлено финансовым кризисом августа 1998 года. Уже в 2003 году число выехавших за рубеж российских граждан приблизилось к показателям 10-летней давности, составив 20,5 млн человек.

В денежном выражении “экспорт туристических услуг” (деньги, оставленные нашими соотечественниками за границей) составил $4312 млн в 1995 году. Через десятилетие эта цифра осталась практически на прежнем уровне: $4502 млн в 2003 году.

Импорт туристических услуг (деньги, полученные нашими гражданами от иностранцев за гостеприимство) в денежном выражении составлял $11,6 млн в 1995 году и выражается сопоставимой цифрой $12,9 млн в 2003 году. Эти показатели наглядно демонстрируют если не кризис, то невыразительную динамику развития отечественной туристической отрасли.
За истекшие 9 лет существенно сократилось число гостиниц и их аналогов в России: 5504 – в 1995 году, 4182 – в 2000 году и 3916 – в 2003 году.
Число специальных средств и мест размещения туристов в России (санаторно-курортные места, турбазы, организации отдыха) также снизилось с 5810 в 1995 году до 4601 в 2003 году.
Численность работников туротрасли: 35 тыс. человек (1995 г.); 68,6 тыс. (2002 г.); 55,7 тыс. (2003 г.).
Оказанные платные туристические услуги: 10,6 млрд руб. (2000 г.); 18,25 млрд руб. (2003 г.).
Санаторно-оздоровительные услуги: 16,8 млрд руб. (2000 г.); 25,8 млрд руб. (2003 г.).
Услуги гостиниц и их аналогов: 16,2 млрд руб. (2000 г.); 41,5 млрд руб. (2003 г.).
Средняя зарплата в туризме: 2474 руб. (2000 г.); 3817 руб. (2003 г.).
В 2003 году всего в России побывало 8148 тыс. иностранных граждан (без СНГ). Больше всего иностранцев прибыло из Польши (1233 тыс.), Финляндии (1154 тыс.), Китая (680 тыс.)
Даже по этим выборочным статистическим данным, картина состояния туристической отрасли в экономике России рисуется совсем не радужная. Никто не скажет, что сегодня, как, например, в 1998 году, мы переживаем серьезный “кризис жанра”. Но из состояния стагнации, неустойчивого эпизодического развития российский туризм так и не вышел.

Отзовитесь, туристы!

Возможно, наши представления о состоянии дел в российском туризме изменились бы в лучшую сторону, если бы статистика учла неорганизованных туристов. Впрочем, не исключено, что в этом случае картина стала бы еще более грустной.
Видимо, заботясь о нашем эмоциональном здоровье, Федеральная служба государственной статистики не смогла (или не захотела?) собрать данные о так называемом “диком” туризме. А ведь именно он составляет самый огромный сегмент внутреннего туристического рынка России – по разным оценкам, от 80 до 90%!
А вообще существуют ли методики подсчета, статистического учета этих самых неорганизованных туристов? С этим вопросом мы обратились к специалистам, которые участвовали в составлении упомянутого статистического сборника.

Елена Бурденкова, заместитель начальника управления статистики торговли и услуг Федеральной службы государственной статистики:
– В целом по России таких методик и расчетов пока, к сожалению, нет. Сейчас в Краснодарском крае Сочинский институт курортного дела совместно с нашим территориальным органом проводит исследования на данную тему. Мне трудно сказать точно, сколько у нас в России неорганизованных туристов. Что же касается так называемых “диких” туристов, то еще надо выяснить, что понимают под данным термином. Есть понятие “самодеятельный туризм”. С ним мы и работаем. Думаю, для того чтобы оценить масштабы такого явления, надо проводить нетрадиционные формы изучения, помимо традиционных анкет-опросников требуются дополнительные исследования этой сферы, опросы самих самодеятельных туристов. Возможно, необходимо проводить опросы о намерениях по проведению отпусков…

Таким образом, методики подсчета самодеятельных туристов находятся в стадии ранней разработки. Работа, которую власти должны были провести еще лет десять назад, когда в новой России только начался туристический бум, до сих пор не сдвинулась с места.
Сколько упущено? Подсчитать не представляется возможным. Ведь если органы власти, отделы туризма в регионах не знают даже приблизительно, сколько туристов и отдыхающих к ним приезжает (или может приехать) каждый сезон, то о чем говорить? Как планировать подготовку туристических объектов, развитие инфраструктуры, чем привлекать инвесторов?
Сегодня отечественный туризм развивается во многом “на авось”. Единой, осмысленной и компетентной политики его развития до сих пор нет. А дилетантов рынок не щадит, даже в такой “легкомысленной” сфере, как отдых и путешествия.

Анна Варшавская, Евгений Малякин



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest