Можно ли путешествовать семьей из трех человек, двое из которых – дети, автостопом? Насколько это безопасно и есть ли в этом романтика – в рассказе Алексея Егорова, отправившегося этой весной в тур по сибирским регионам и на озеро Байкал.
План путешествия был такой: сначала по железной дороге доехать из Казани до Новосибирска, оттуда на попутках – до Томска, Кемерово и Красноярска, и далее на поезде до Иркутска. Пятнадцатого мая началась наша поездка длиною в…
Колоритный Новосибирск
В Новосибирске мы пробыли два дня. Из достоинств города я бы отметил развитый речной транспорт – с окраины мы добрались до центра на «омике», двухпалубном речном теплоходе, которые массово выпускались в СССР.
Набережная Оби была многолюдна из-за обилия аттракционов и арт-объектов. Молодежи было много: кто-то пришел ради косплея персонажей японских мультфильмов. Рядом с театром оперы и балеты было сразу несколько тусовок, включая скейтеров, вытворявших на своих досках что-то невероятное.
В Новосибирске интересная советская архитектура. Это и самый большой в России оперный театр, и театр «Глобус», и здание облисполкома, и Стоквартирный дом. Один день стоит посвятить посещению городского зоопарка, он огромный. Здесь содержится почти 11 тысяч обитателей, среди которых белая медведица, приносящая раз в три года потомство, и белые бенгальские тигры.
Чтобы переждать ливень, мы зашли в еврейский общинный центр. Была суббота, что не помешало раввину Залмену Заклосу тепло нас принять. «Вот образец правильного отца», – сказал он, выслушав рассказ о нашем путешествии, после чего нам провели экскурсию. Детям приглянулась игровая комната, а я побеседовал за чашкой чая с бывшими
в тот день в синагоге прихожанами.
Город-музей Томск
Автостоп – это не столько про экономию, сколько про адреналин и общение. Выходя на трассу, в особенности с детьми, никогда не знаешь, чем это все обернется. На участке от Новосибирска до Томска
(258 километров) нам повезло: сначала нас подбросил контрактник, ехавший на медкомиссию из зоны СВО, а после – студентка-заочница, торопившаяся на сессию.
Томск понравился хорошей сохранностью исторической застройки. Настоящими архитектурными жемчужинами являются дом с жар-птицами, Воскресенская церковь, здание мэрии, Второвский пассаж и особняк купца Флеера.
В городе находится старейший в Сибири университет, выпускники которого востребованы по всему миру. Так, один из вечеров мы провели в гостях у инженера, работающего по контракту в Боливии. Его жена – архитектор; видимо, поэтому семья вложилась в ремонт деревянного особняка начала ХХ века. Ужин с барбекю в интерьерах минувшей эпохи – такого знакомства с новым городом у нас еще не было.
В Томске мы посетили областной художественный музей и «Следственную тюрьму НКВД». «Тюрьма» похожа на московский Музей истории ГУЛАГа и ничем ему не уступает. Этот музей, посвященный истории советских массовых репрессий, расположен в подвальном помещении здания, в котором в 1923–1944 годах находилась внутренняя тюрьма Томского городского отдела ОГПУ-НКВД.
Шахтерский Кемерово
213 километров от Томска до Кемерово мы преодолели на четырех попутках. Последний водитель оказался барбером. Он подарил сыну туристический нож и разрешил оставить вещи у себя в парикмахерской в центре города.
Одним из самых запоминающихся объектов в столице Кузбасса стал музей-заповедник «Красная горка» в Рудничном районе.
Красной горкой называется местность на высоком берегу Томи, где еще в 1721 году был открыт Кузнецкий угольный бассейн. Тропинка к музею проходит мимо монумента «Память шахтерам Кузбасса» работы Эрнста Неизвестного.
Фишки музея – выставка угледобывающей техники и шахта. Дети были рады залезть на БелАЗ и в ковш огромного экскаватора. Затем мы узнали, как устроен забой и как при чрезвычайных ситуациях шахтерам помогают горноспасатели. Каски и прочие предметы шахтерского быта можно брать в руки, примерять, что добавляет музею интерактивности.
Красноярские Столбы
В пятницу вечером дорога на выезде из Кемерово была забита машинами, водители которых в упор не замечали нас. Я уже искал глазами место под палатку, когда над нами смилостивилась женщина, державшая путь в Березовский. «Только из-за детей», – сказала она, давая понять, что не одобряет нашего способа путешествий. Следующую машину мы поймали достаточно быстро и на ночь встали лагерем на берегу реки Кии близ Мариинска.
Оставшиеся до Красноярска 400 километров мы осилили только к пяти вечера. Больше двух часов простояли на одном месте, совершили две пересадки в Ачинске, пережили поломку новенькой «хонды» водителя-лихача и еще больше часа прождали где-то посреди тайги…
По богатству исторической застройки Красноярск сопоставим с Томском. Памятников деревянного зодчества сохранилось мало, зато много отреставрированных каменных зданий – в стиле модерн (например, на проспекте Мира), сталинского ампира и конструктивизма. В сопровождении наших друзей мы посетили потрясающие Красноярские Столбы, памятник природы, расположенный практически в черте города.
Познавательный Иркутск
До Иркутска мы добрались на поезде. Здесь нас встретила неубранная площадь перед красивейшим зданием железнодорожного вокзала, пробки, плохо работающий общественный транспорт и разбитые дороги даже в центре города.
Хотя посмотреть здесь, безусловно, есть на что. Один только список исторических храмов впечатляет – собор Богоявления, Крестовоздвиженская и Знаменская церкви, Католический костел на улице Сухэ-Батора.
Нам особенно понравился Музей декабристов, чья экспозиция размещена в барочных особняках Волконских и Трубецких. В ее основу легли личные книги мятежников, которые еще в 1854 году передал библиотеке Сибирского отдела РГО сын декабриста Сергея Григорьевича Волконского. Со временем в коллекции появились музыкальная шкатулка, пирамидальное фортепиано, фаянсовые куклы и другие предметы, воссоздающие в динамике дворянский быт XIX века.
Если будете ехать от Иркутска в сторону Листвянки, то обязательно заверните в архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Сюда со всего Прибайкалья свезли памятники деревянного зодчества – русского (Илимский острог, каскад водяных мельниц), бурятского (улус-летник), тофаларского и эвенкийского (стойбища). Каждую неделю в «Тальцах» проходят различные мероприятия. Нам, к примеру, повезло быть зрителями фестиваля «Манящие миры», на котором в числе прочих выступили ансамбли коренных народов Камчатки, Ямала и Алтая.
В Усольском районе Иркутской области находится историческое село Тельма. Мы туда отправились ради небесно-голубого храма Казанской иконы Божьей Матери 1816 года. Вышли на станции «Тельма» и только тогда поняли, что до села топать еще без малого семь километров. Маршрут прошли вдоль реки Ангары, купаясь и фотографируя выглядывающих из норок сусликов. Обратно до Иркутска нас впервые подбросил иностранец – бизнесмен-китаец, зарабатывающий на поставках леса и зерна из России.
Поход на Байкале
И вот наконец мы едем на Байкал, в одноименный порт. Отсюда начинается маршрут по Кругобайкальской железной дороге (КБЖД). До 1949 года она была частью Транссибирской магистрали. Сегодня это тупиковая ветка, по которой в основном возят туристов. КБЖД интересна инженерными сооружениями – тоннелями, виадуками, подпорными стенками и мостами. В некоторых тоннелях имеются технические отверстия, заканчивающиеся где-нибудь посередине скалы.
Один-два раза в день по дороге, извергая клубы пара и дыма, проезжает настоящий паровоз. Мы ждали его появления с нетерпением. Машинисты отвечали нам взаимностью, приветствуя протяжным гудком. Примечательно, что туристов за три дня похода по КБЖД мы видели только на станциях. Возможно, людей напугали прогноз погоды и информация о медведице, гуляющей с тремя медвежатами в районе станции «Уланово».
Медведей мы не встречали, зато много раз видели нерп, бакланов и каких-то похожих на гусей птиц с оранжевой полосой на груди. Дочка обозвала их «баклушами». С погодой, в принципе, повезло. В первый день мы даже купались, так было жарко. Во второй шел моросящий дождик, и, чтобы уберечься от него, мы поставили палатку в заброшенном тоннеле. А на третий мы дошли до станции «Половинной» и на «Нерпочке», так называется модель рельсового автобуса, уехали в поселок Култук.
Отсюда мы отправились в курортный поселок Аршан, расположенный у подножия Тункинских Гольцов, восточного отрога Саянских гор. У меня было желание подняться на гору Пик Любви высотой 2124 метра. Водитель крана, подбросивший нас до поворота на Аршан, был, однако, настроен скептически. «Видишь, гор не видно из-за туч, – сказал он, – значит, всю неделю будут дожди».
Пик без любви
Из соображений экономии мы не стали задерживаться в поселке. Запаслись водой и пошли с рюкзаками наверх. Цель была разбить лагерь как можно выше, чтобы с утра налегке подняться на Пик Любви.
На утро дождь лил не переставая. Два с половиной километра пути давались очень тяжело. Градус склона все возрастал, порывы ветра становились сильнее, скользкие камни под ногами чередовались с не менее опасными корнями деревьев. Сначала стала отставать дочь, потом заканючил сын. Когда показалась вершина, терпение детей было на исходе. «Пошли назад, папа, – настойчиво требовали они, – мы дальше не пойдем!»
Я оставил детей под защитой деревьев и буквально побежал на вершину. Там я успел записать полуминутное видео, сделать несколько фото и, подгоняемый криками сына, поспешил вниз. Спуск к палатке занял еще больше времени, чем восхождение. Мы по нескольку раз падали на пятую точку, но дошли. В тот же день мы спустились в Аршан, где арендовали домик.
Из Аршана мы еще успели выбраться на горячие источники «Жемчуг», а после повернули в сторону дома. Наши сибирские приключения подходили к концу.
ФОТО: АЛЕКСЕЙ ЕГОРОВ / ЛОРИ / РИА НОВОСТИ