Анатолий ПАХОМОВ: “Сочи, любовь моя…”

Новый глава сочинской администрации – давний друг журнала “Отдых в России”. Мы познакомились и впервые о нем написали несколько лет назад, когда Анатолий Пахомов еще работал в Краснодаре руководителем краевого департамента курортов, а затем – мэром Анапы. Поэтому неудивительно,
что одно из первых интерв ью после избрания главой Сочи Анатолий Пахомов дал журналистам именно нашего издания.

-Анатолий Николаевич, когда вы в последний раз купались в Ч ерном море?

– Сразу и не припомню… Скорее всего, это было еще в Анапе. В Сочи этим летом я еще не купался. Просто некогда. Я не кокетничаю. Часто бывает так, что приезжаю домой в два ночи и прошу водителя заехать за мной в семь утра. Впрочем, в таком ритме работы есть и свои плюсы – сплю хорошо, засыпаю моментально. Стараюсь находить время и для семьи. Дети у меня уже взрослые, живут в Краснодаре. К сожалению, вижусь с ними не так часто, как хотелось бы, все никак не могу внука навестить. Но не подумайте, что я жалуюсь. Просто у меня такая работа… Когда я вижу фильмы об Анапе, где до недавнего времени работал, мне кажется, что это было раем. Хотя, конечно, работать в Сочи – безумно увлекательно. Масштаб совершенно другой, проекты более интересные.

Пляжный дефицит
– Откровенно говоря, в Сочи, главном курорте России, до недавнего времени попасть на берег было не очень просто…

– Сейчас ситуация изменилась. Мы предприняли все необходимые меры для того, чтобы сделать пляжи максимально доступными для наших гостей. А то до недавнего времени, как вы справедливо заметили, была ситуация, когда некоторые организации фактически приватизировали берег. Такие пляжи пришлось открывать соскандалом. Возьмите центральный пляж Сочи – “Маяк” – вход туда был платный потому, что находится он на территории аквапарка. Поэтому сначала ты платил за вход, а потом – за аттракционы. Мы в итоге сделали так: аквапарк оставили, а справа и слева берег открыли. Хорошо получилось… Вот, на Ривьере хороший пляж построила администрация Ленинградской области. И… огородила. Я дал команду – забор сваркой срезали. Их губернатору это не понравилось. Они в прокуратуру обратились. Ну, ничего, мы отбились. Главное, что мы открываем пляжи, возвращаем их народу. В этом году мы заставили практически всех открыть свои пляжи для отдыхающих. Но несколько закрытых, или, как здесь говорят, “режимных”, зон все же осталось. Закон не позволяет нам их трогать. Надо вносить изменения в нормативный акт об особых охраняемых территориях. Впрочем, я еще раз повторюсь, что мы открыли для наших гостей практически всю береговую линию.

– Сегодня в Сочи очень много зон отдыха. Но, как мы заметили, единой концепции по городским набережным нет…

– Мы это тоже видим и планируем в программу “Город Сочи – гостепри- имный город” внести пункт по набережной. Наша главная набережная будет похожа на Бродвей. Мы удлиним ее до Ривьеры, построив еще один мост через реку Сочи. От административного здания порта тоже появится навесной мост до Морвокзала, и оттуда по террасе можно будет спуститься к пляжу. Сами пляжи в этом районе станут шире за счет насыпных работ на берегу. Это потребует больших расходов – нужно подвозить гальку баржами из Абхазии. На это уйдет года три-четыре, но результат будет хорошим.

– Когда планируется запуск нового аэропорта?

– Его строительство практически завершено, а что касается его открытия – это вопрос непростой. Дело в том, что открыть его мы сможем лишь тогда, когда он сможет себя окупать. Пока с учетом того, что нынешний аэропорт обслуживает максимум 45 бортов в день, это экономически невыгодно. Но я уверен, что количество бортов будет увеличиваться по мере либерализации ценовой политики авиакомпаний. Мы сейчас активно над этим работаем. И к следующему летнему сезону новый аэровокзал обязательно откроем. Что ни проблема – главная!

– Что вы уже успели сделать в Сочи за несколько месяцев на посту руководителя города? Чем можете гордиться?

– Вы видели терренкур? В советские времена в Сочи была очень живописная пешеходная тропа, которая в перестроечные годы приказала долго жить. Она проходила через лесопарковую зону между морем и федеральной дорогой. Это великолепное место. И решение о ее реставрации было у меня одним из первых с момента вступления в должность. Что такое терренкур? Террен – место, кур – лечение. Это местечко насыщено йодсодержащим воздухом с моря, там серьезные подъемы и спуски – в общем, есть все условия для активного и полезного отдыха. Мы установили лавочки, провели красивое освещение… Уверен, что гости нашего города полюбят это место и там всегда будет очень оживленно. Кроме того, в рамках возрождения бальнеологии в Сочи мы построили первый городской бювет в Адлере. Минеральная вода здесь – лучшая в России. По утверждениям специалистов, она на 35 процентов омолаживает клетки организма.

Еще одна достопримечательность в центре города – цветомузыкальный фонтан. Он с 80-х годов толком не работал, а теперь мы его восстановили и запустили на радость жителям и гостям курорта. Установили новые цветочные часы – одни у Морвокзала, другие – на Ривьере. Когда проезжаю ночью мимо них, радуюсь, видя, как люди фотографируются на их фоне. Рядом с загсом открыли памятник Петру и Февронии – в честь Дня семьи, любви и верности. Площадь перед загсом – уголок сам по себе очень уютный. Теперь он стал еще красивее. Уверен, что сюда будут приходить молодожены, семейные пары будут здесь мириться после ссор… Думаю, благодаря этому памятнику разводов в городе станет меньше (смеется). Еще обустроили площадь перед гостиницей “Москва”. Завершаются работы на улице Конституции – это целый квартал, где теперь новая плиточка, живописные газоны… Привлекаем для этих целей в том числе деньги наших предпринимателей. Объясняем, что им же от этого и польза: если вокруг их объектов все будет красиво, у них же больше прибыли будет. И они достаточно охотно идут на такое социально- государственное сотрудничество. Часто вспоминаю, как мы начинали работу в Анапе. Поначалу это деревушка, по сути, была какая-то. Даже тротуаров не было. На набережной асфальт старый, написано на нем: “Люба, я тебя люблю”. Теперь поезжайте и посмотрите, как там все изменилось буквально за три года. И там нам тоже во многом помогли предприниматели.

– Сочи – это действительно другие масштабы, целевые программы… Как- никак, олимпийская столица…

– Да, причем для нас очень важно, что подготовка к Олимпиаде подразумевает не только строительство непосредственно спортивных сооружений, но и обновление городской инфраструктуры практически по всем направлениям – энергетики, транспорта, инженерных коммуникаций, связи и так далее. Разработан целый ряд целевых программ, реализация которых уже началась. Самая основная – федеральная программа – беспрецедентна по своему масштабу. Чего стоит один лишь проект прокладки газопровода Джубга – Сочи – Адлер по дну Черного моря. “Газпром” уже начал эти работы.

Одно из важнейших направлений для нас – модернизация энергетического комплекса. В свое время энергорайон Сочи создавался из расчета потребления в 240 мегаватт, однако уже сегодня реальные потребности превысили цифру в 600 мегаватт, и с каждым годом они продолжают расти. То есть налицо катастрофический дефицит электроэнергии. В рамках подготовки к Олимпиаде уже в ближайшие два-три года будет достроена новая сочинская ТЭС. Когда все ее четыре блока войдут в строй, город получит 1000 мегаватт. Этого хватит на все, включая энергообеспечение олимпийских объектов. Недавно начато строительство железной и автомобильной дорог на направлении Адлер – Красная Поляна. На самой Красной Поляне мы уже взяли под крышу новую больницу с поликлиническим отделением. Скоро начнутся работы по рекультивации адлерской свалки, включающие в себя строительство полигона и мусороперерабатывающего завода. Кроме того, Олимпиада для нашего города – это новые школы, детские сады, жилые дома. Всего и не перечислишь…

– Главная проблема, стоящая сейчас перед вами?

– Первое – развитие туризма как стержня экономики города. Главная задача – привлечь как можно больше отдыхающих. Здесь надо решить несколько вопросов. В первую очередь – благоустройство улиц, набережных, создание рекреационных зон, тех же самых террен- куров, бюветов, прогулочных троп. Другая важная задача – решение проблем ценообразования. Причем здесь речь идет не столько о дороговизне самого курорта, сколько о проблеме пассажирских перевозок. Сегодня авиаперевозчик предлагает билеты, за которые среднестатистическому россиянину расплатиться трудно. В феврале этого года по моей инициативе в Торгово- промышленной палате прошло совещание, в котором приняли участие руководители средств размещения Сочи, руководители перевозчиков и турфирм. Я им заявил: если мы не создадим единый турпродукт, то будем проигрывать Турции. И сказал, что главную роль в создании этого продукта должны взять на себя туроператоры. Туроператор должен созда- вать и предлагать клиентам полный пакет услуг, в который входило бы не только размещение, но и транспортные перевозки. Так поступают туроператоры практически на всех известных мировых курортах. В этом случае стоимость отдыха подешевела бы в разы. Были бы чартеры, трансферы, заработала бы система “все включено”, как в Турции, Греции, Таиланде… Но у нас внутренний туроператор пока не сложился, его как такового пока нет. Наши туроператоры, к сожалению, как были посредниками между отдыхающими и поставщиками услуг, так ими и остались.

Сегодня главная наша проблема – это не цены на средства размещения. Они такие же, как и в Турции, а может, и дешевле. Главное – это авиа- и железнодорожные перевозки. Те же железнодорожники почему-то каждый год “дарят” нам новый тариф – “летний”. С повышением цен. Ни в одной стране такого нет, напротив, в других странах к сезону отпусков тарифы стремятся снизить, чтобы как можно больше людей уехало на курорты. Чем больше пассажиров, тем больше можно заработать денег. У нас все наоборот. Летний тариф выше, а в сентябре, когда количество отдыхающих падает, цены на билеты снижаются. Это абсурд какой- то! В этом году нам удалось добиться от железнодорожников, чтобы цены в сезон не поднимались. Что касается авиаперевозок, то цены на них до сих пор только растут. Опять парадокс. Если я лечу “Аэрофлотом” из Москвы в Краснодар, то плачу в день отлета 8 тысяч рублей. А если я буду лететь из Москвы в Сочи этой же компани- ей, то за купленный в день отлета билет придется заплатить 16 тысяч рублей. Хотя расстояние такое же. В чем же дело? Отчасти на этот вопрос мне ответил мой “соперник” – мэр Стамбула, крупнейшего города Турции, страны, в которую из Москвы ежедневно отправляется больше десятка бортов. Он говорит мне: “Ваши перевозчики без откатов не работают. Если стоит перелет борта по маршруту Москва – Стамбул 30 тысяч долларов, то 10 тысяч долларов в виде отката отдадут авиакомпании”…

Конкуренты и дотации
– Вы обращали внимание на турецкую рекламу, которую практически везде можно сегодня встретить в России? А как Сочи пропагандирует свой отечественный турпродукт? Какой у вашей администрации бюджет на рекламу?

– Весь вопрос в том, что бюджетных денег на рекламу явно недостаточно. Но даже в условиях нехватки средств мы в преддверии активного летнего сезона провели достаточно масштабную рекламную кампанию – 17 презентаций в разных городах страны, распространение печатной продукции через сеть магазинов “Магнит” по всей России, только в Москве и области наша реклама была опубликована в 113 печатных изданиях. И результат не заставил себя ждать. В июле в Сочи отдохнуло на 17 процентов больше людей, чем за аналогичный период прошлого года. – Если говорить о развитии туризма, привлечении иностранных туристов, то встает вопрос о строительстве отелей, в том числе и недорогих, маленьких… – Как это ни парадоксально на первый взгляд, сегодня наши усилия направлены на сдерживание городской застройки. В последние годы она велась бессистемно, хаотично, портя облик города. Ведь что происходило – выкупался какой-нибудь барак, расселялись шесть-семь семей, и появлялось у новоявленного за- стройщика свободных 10 соток. А затем как грибы после дождя выраста- ли небоскребы в 25–30 этажей… …И вот с этого момента для города начинались проблемы. О подъездных путях к этим небоскребам никто не заботился. Припарковаться у них негде. Новые инженерные сети не подводились, дома подключали к старым сетям, увеличивая и без того огромную нагрузку на ветхие коммуникации. Таких примеров в Сочи, к сожалению, много. Вот стоит в центре города многоэтажный дом, прозванный в народе “Титаником”, но туда никто не едет, квартиры не распродаются. Или, например, печально известный “Александрийский маяк”. Ну это вообще надо было додуматься, зашуровать практически на самой набережной такой огромный дом! Опять же стоянку решили обустроить возле “Парк-отеля”, а там и без нее особо не повернуться… Говорят, поначалу застройщики вообще планировали по набережной подъезжать к этому своему дому. Конечно же мы никому такого не позволим. В общем, градостроительную политику мы резко меняем. Никакого строительства в прибрежной зоне отныне не будет. Хотите строить жилье – пожалуйста, перемещайтесь поближе к горам и стройте… Теперь вести эту работу будет гораздо легче, поскольку недавно городское Собрание утвердило Генеральный план развития города. Я считаю это событие важнейшим для Сочи! Отныне любое строительство на курорте будет вестись только в строгом соответствии с утвержденным Генпланом. Малейшие отклонения от норм будем пресекать самым строгим образом!

Город, который построит Пахомов
– Вас знают в лицо горожане? Вы можете пройтись по набережной инкогнито?

– Инкогнито пройтись вряд ли получится. Горожане меня знают и очень часто видят на улицах. Я стараюсь лично следить за порядком в городе, каждый рабочий день обязательно начинаю с обхода. Кабинетная работа – это не мой стиль. Мне необходимо живое общение с людьми, нужно все видеть своими глазами, чтобы правильно оценивать ту или иную ситуацию, принимать единственно верное решение. За каждой улицей у нас закреплены сотрудники администрации. Их задача – прийти пораньше, посмотреть, как управляющая компания справилась с уборкой, вывозом мусора. Затем на этом же месте могу появиться я сам, и мои сотрудники об этом знают. И если я нахожу грязь где-то, то человеку, закрепленному за этим местом, приходится увольняться. Или самому брать метлу и подметать. В этом деле у меня подход предельно простой: не можешь организовать уборку, тогда убирай лично! И не важно, что на тебе строгий костюм и галстук, что ты пахнешь дорогим парфюмом, а рядом ждет служебная машина. Может, метла в руках солидному имиджу и не подойдет, но, как говорится, сам виноват… Не об имидже надо думать, а реально работать, без имитации бурной деятельности. Еще одно наше нововведение – это закрепление шефов за школами и детсадами. Я собрал 217 предпринимателей и пояснил, что Россия всегда была сильна меценатством. Даже первый санаторий в Сочи был построен на пожертвования. Я попросил бизнесменов оказать помощь детям – отремонтировать школы и детские сады. Отказываться никто не стал…

Свежий пример результативности такого подхода – городской детский сад № 33. Шеф – “Горгаз”. Он заменил им полностью канализационную систему, отопительные трубы, счетчик новый поставил, благоустраивает терри торию… К 1 сентября дети получили великолепный детский сад. Вот такие факты и дают силы работать. Как-то во время избирательной кампании ко мне обратилась одна журналистка, с НТВ, кажется. Назовите, мол, своего конкурента из кандидатов – Лебедев, Немцов, балерина… Я ей ответил: поймите, не они мне конкуренты. Мои главные конкуренты – это городское хозяйство, канализация, заборы вокруг пляжей, пробки на дорогах… Глава города – это не политическая, а хозяйственная должность! Это громадная ответственность перед сотнями тысяч людей! Ну, представьте себе – город разви- вался только при Сталине. Но в те времена на него работал весь Советский Союз. Строили дворцы, санатории, создавали всесоюзную здравницу! А потом уже мало что развивалось. Вот объездная дорога, например, которую мы в этом году достроим… Она ведь была запланирована еще в 54-м году. А приступили к ее достройке лишь когда Сочи получил Олимпиаду. Она необходима Сочи не только ради 14 дней спортивного праздника, а для того, чтобы привлечь инвестиции, чтобы создать для россиян курорт высочайшего уровня! Естественно, предстоящая Олимпиада – это гордость России. Честно говоря, я горжусь, что принимаю участие в этом историческом для России проекте.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest