Алтайский край: Баден-Баден отдыхает

Вице-губернатор Михаил Щетинин не только знает все о положении дел в родном регионе и о перво-степенных задачах его развития, но и делает все возможное, чтобы они были воплощены в жизнь. С этим человеком – прекрасным собеседником и компетентным руководителем мы познакомились в Москв е. Затем была встреча в Бийске, втором по величине городе края, к которому доктор наук, судя по всему, испытывает особую привязанность.

А вскоре после этого увидели вице-губернатора еще раз – на телеэкране во время репортажа из Новосибирска, где Владимир Путин проводил межрегиональную конференцию партии “Единая Россия”. Щетинин сидел напротив премьера и смотрелся вполне убедительно. Как и полагается человеку дела. Серьезного дела. Ведь не просто на партконференцию ездил в Новосибирск – Щетинин доложил премьеру проект Алтайского края о строительстве аэропорта в городе Бийске. И, судя по всему, доложил весьма успешно, заручился поддержкой Самого. Поэтому с чего ему было тушеваться перед Путиным, когда он получил добро? Да и потом на то он и профессор, чтобы уверенно чувствовать себя в любой аудитории. Признаться, очень приятно говорить и писать такие добрые слова о человеке, в котором доброжелательность соперничает с компетентностью, а чувство юмора – с чувством меры. В беседе с нами он рассказал о том, чем и дальше Алтайский край будет приваживать к себе туристов. И начал как бы с шутки:
– Знаю, что у вас состоялся разговор с губернатором, что вместо отведенного часа вы беседовали добрых два с половиной. Это значит, что вы обо всем поговорили. Мне, поверьте, всегда тяжело после губернатора выступать. Мы, в общем-то, в паре работаем. И когда он выступает, то не может удержаться. И в разговоре, можно сказать, выбивает из моих рук все мои заготовки. И мне приходится в итоге начинать с чистого листа…

– Да, вы правы, у нас с губернатором сложился хороший разговор. Но это ведь не означает, что все темы уже заиграны… Алтайский край велик и, если так можно выразиться, бескраен!

– Насчет незаигранных тем – это забавно. Возьмем тогда тему игорных зон – ведь одна из них, немногих, расположена в нашем крае. Причем рядом с другой – особой экономической под названием “Бирюзовая Катунь”. Они спина к спине расположены. Обе зоны – в стадии развития. “Бирюзовая Катунь” – рекреационно-оздоровительная зона. Она уже действует, туда приезжают отдыхающие. Что касается игорной, то там, как говорится, пока не до игры. Хотя у нас уже есть первый резидент и мы рассчитываем в конце текущего года открыть первое казино. Ну а пока нам приходится договариваться с игорным бизнесом. Сделаем все, чтобы у нас отдыхающие смогли поиграть, а играющие – отдохнуть.

– И в этой связи какой вопрос для краевой администрации представляется наиболее злободневным?

– Один из таких вопросов – реконструкция Бийского аэропорта. Вот, скажем, сейчас идет реконструкция горно-алтайского аэропорта, расположенного в соседнем регионе. Казалось бы, чего голову ломать – бери и пользуйся.

Но, к сожалению, это довольно специфический аэропорт – там затруднены взлет и посадка. Это связано именно с особенностями ландшафта, из-за чего там проблематичен прием определенного класса самолетов.

И его реконструкция этого недостатка не устранит. Поэтому дальнейшее развитие туризма мы связываем с Бийским аэропортом – последним из равнинных аэропортов в этой части России. Дальше – к монгольской границе, к китайской – равнинных аэропортов нет. После реконструкции Бийск сможет принимать самолеты любого класса, кроме самого большого. Остальные все смогут безопасно садиться. Нам нужно отремонтировать взлетно-посадочную полосу, обзавестись современным светосигнальным оборудованием. Понимание этого в принципе есть на всех уровнях, думаю, мы воплотим проект реконструкции. (Напомним, беседа состоялась до встречи вице- губернатора с Путиным. – Ред.).

Прошли экспертизу. В принципе мы готовы. Завтра нам дают отмашку, говорят: вот федеральное финансирование открывается на взлетно- посадочную полосу и на все остальное. У нас даже есть подрядчик уже, серьезный федеральный подрядчик, который готов заниматься этими вопросами.

– Чувствуется, вы системно к решению этой проблемы подходите…

– А как же иначе? Речь-то ведь идет о развитии туризма здесь, в Бийской зоне. Для этого нужно, чтобы было открыто финансирование строительства аэропорта и реконструкции Чуйского тракта, чтобы сделать его четырехполосным – две в одну сторону, две в другую. И все. Все остальное мы решим сами. В прошлом году мы уже построили 8,5 километров прекрасной автострады в сторону “Бирюзовой Катуни”, включая мостовой переход через горную речку. Осталось 6,5 километров. И в “Бирюзовой Катуни” тоже идет интенсивное строительство инфраструктуры. Надеемся, летом уже полностью будет решена эта проблема. Благодаря собственным ресурсам строим второй мостовой переход через Катунь – уже стоят две опоры, третья опора заканчивается металлоконструкцией, заказанной на одном из уральских заводов. Так что к концу года будем иметь полностью собранный мост.

Может, правда, без асфальтового покрытия – видимо, не успеем в летний период, а зимой его, как известно, укладывать нельзя. Решаются также вопросы газификации – должна быть построена ГРЭС. Есть варианты строительства энергоцентра в “Бирюзовой Катуни”, который обеспечит и электроэнергией, и теплом наши обе зоны – туристическую и игорную. Не исключаю, что нам еще запаса хватит помочь и нашим соседям за Катунью. По большому счету все инфраструктурные вопросы закрываются. А мы сегодня уже идем дальше, рассматриваем проект “Белокуриха-2”. Дело в том, что в непосредственной близости от первой Белокурихи найдено еще одно месторождение радоносодержащих вод. Мы рассчитываем, что Белокуриха продолжит свое развитие, что появится еще целая группа санаториев…

– И это все располагается на юге края?

– Точнее, на юго-востоке – четыре района плюс Белокуриха. Мы называем это туристско-рекреационной местностью.

Это своеобразный проект, точнее, первый этап развития туризма в Алтайском крае. Мы доведем до абсолюта этот кусок и будем двигаться дальше. У нас великолепные места не только в предгорье, но и в степной зоне. А если еще взять культурно-историческое наследие? Губернатор в разговоре с вами не мог не сказать о том, что в этом году мы празднуем столетие посещения Петром Столыпиным Алтайского края…

– Он очень подробно, чуть ли не в лицах рассказал об этом. О том, что именно по инициативе Столыпина началось массовое переселение немцев на Алтай и что он сам лично приезжал сюда, чтобы проконтролировать, как здесь немцы обустраиваются. Как мы понимаем, те немцы были своего рода инвесторами – они вкладывали в Алтай свой качественный труд, свое отношение к делу, свою знаменитую педантичность и свой не менее знаменитый Ordnung, то есть порядок. И тогдашняя власть всячески помогала им. А как нынешняя власть? Чем она привлекает современных инвесторов? Не сомневаемся, эти две проблемы – аэропорт и дорога – будут решены. Но развитие самой инфраструктуры зависит, прежде всего, от того, какие условия вы создадите для бизнеса, частного инвестора.

– Начнем, наверное, с преференций для работы в особой экономической зоне – они определены законодательством. Это налоговые преференции как по федеральной, так и по региональной составляющей. Любому рези- денту зоны, который зарегистрирован на территории Алтайского района или Алтайского края, они предоставляются автоматически. Это что касается налога на землю, транспортного налога и еще целого ряда льгот. Если же говорить в целом о туристическом бизнесе, о туроператорах, то я не исключаю возможности предоставления иных преференций. Но, на мой взгляд, туристический бизнес на Алтае еще недостаточно развит. Уверен, наши туркомпании ждет объединение, укрупнение. Это естественный процесс, через него прошли и компании центральной России, ибо иначе невозможно устоять на рынке. В итоге кто-то объединится, кто-то уйдет с рынка. Но сюда обязательно придут крупные туроператоры. Вот с ними, считаю, и нужно иметь дело. При условии, что они будут не только выкачивать деньги из региона, но и вкладывать в него деньги. Тогда и можно говорить о каких-то преференциях.

Тем более что у нас на Алтае уже на протяжении ряда лет действует наше региональное инвестиционное законодательство, которое позволяет предоставлять многие дополнительные льготы. Таких, как субсидирование налога на прибыль, налога на имущество, субсидирование процентной ставки по кредитам… Есть еще такая форма, как субсидирование процентной ставки по корпоративным облигациям. Правда, кризис помешал двум-трем компаниям воспользоваться этой возможностью…

– Вообще, кризис сильно ударил по вашим планам?

– Я бы не сказал, что сильно. Если говорить в контексте туризма, мы участие наше в основных туристических выставках не сократили. Скажу больше: число участников у нас увеличилось в разы. Нет пока и оснований полагать, что федеральное финансирование по проекту “Бирюзовая Катунь” может сократиться. Можно с уверенностью говорить, что Бирюзовая Катунь – это единственная из семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа, которая не только работает, но и приносит осязаемый финансовый результат. Как говорится, судите сами: если в 2008 году в “Бирюзовой Катуни” отдохнуло 158 тысяч туристов, то в 2009-м – 256 тысяч. Фактически удвоение произошло. Мы ожидаем роста и в текущем году, несмотря на то, что инфраструктура еще не завершена, что не хватает мест для всех желающих. Главное – бренд работает на всю катушку. А если все же говорить о кризисе в целом, то, конечно, он не мог нас не затронуть. Промышленность, такие крупные предприятия, как “Алтайкокс”, “Алтайвагонзавод”, просели. Это касается и УГМК – холдинга с месторождением полиметаллических руд.

Предприятия как бы и не останавливали производство, но в большей степени работали на склад, а вот сегодня снова набирают обороты. “Алтайвагонзавод” вышел на суточное производство выше докризисного. “Алтайкокс” тоже наверстывает, к концу года выйдет на нормальные показатели.

А вот село демонстрируeт силу: мы имели 119 % роста против 107 по России. Да и по промышленности мы просели ниже, чем по России. А в туризме мы почти ничего не потеряли. Да, говорят, будто меньше туристов было, а я считаю, что пошло замещение объема въездного туризма на туризм внутренний. То есть те, кто отдыхал, выезжая из края, остались отдыхать в крае. У нас некоторые санатории в прошедшем сезоне были переполнены, из-за чего отдыхающих приходилось размещать в лечебных кабинетах. И меня это радует, хотя кое-кто из руководителей санаториев, по-крестьянски прижимистый, не хотел бы, чтобы этот факт стал достоянием гласности.

– Где-то их можно понять – а вдруг их за это заругают? Скажем, та же санэпидстанция, пожарные, да и финорганы могут заинтересоваться…

– Разберемся. Я вот что хочу сказать. У нас в Алтайском крае есть уникальные объекты, такие, скажем, как в той же Белокурихе – санаторий “Россия”, водолечебница… Это сказка. Все, что связано с водой и лечением, там выполнено на высочайшем мировом уровне. Как говорит наш губернатор Александр Богданович, Баден-Баден отдыхает. И в этом нет никакого преувеличения. Вообще у нас, если не ошибаюсь, 41 санаторий. И я очень надеюсь, что в ближайшее время на одной из выставок мы представим раздел под названием “Курорты Алтайского края”. Как это делает Краснодарский край.

Мы начали свою выставочную деятельность в Берлине с павильончика площадью 36 метров. Сейчас имеем 300 и более. И в павильоне, где представлены Канада, США и Россия, стенд нашего Алтайского края – самый заметный.

– И самый шумный. Губернатор рассказал нам, что американцы жаловались, грозились даже покинуть выставку…
– Да, в прошлом году они протестовали, требовали, чтобы мы изменили формат своего экспонирования. А что нам было делать? Как девчонки наши запоют, запляшут, так вся выставка у нас… Не знаю, почему американцам это не понравилось.

Михаил Щетинин

Окончил Алтайский политехнический институт и Алтайский государственный университет по специальности юриспруденция. Вице-губернатор Алтайского края, профессор, доктор технических наук.
Возглавляет одну из ключевых структур краевой администрации – Главное управление экономики и инвестиций, в компетенцию которого входят и вопросы развития туризма.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest