Кто же она все-таки по жизни – спринтер или стайер? Почему-то невольно задалась этим вопросом после интервью со Светланой Журовой, которую знаю много лет и как великую спортсменку, и как успешного политика, а главное – как красивую, умную и при этом счастливую женщину! Непостижимое, честно говоря, сочетание – особенно в глазах мужчин. Сейчас мало кто помнит, сколько жестоких разочарований было в ее судьбе. Как незадолго до Олимпиады-2006 в Турине – той самой, которую она потом выиграла – Журову лишили положенной всем членам российской сборной правительственной стипендии (15 000 рублей. – Прим. авт.). А все потому, что результатов после родов не показывала. Но страшнее всего было даже не это, хотя приходилось кормить маленького ребенка на 3000 рублей в месяц, а то, что в нее перестали верить! От обиды и отчаяния Светлана готова была бросить спорт, ради которого месяцами не видела семью, выкладываясь на сборах, сжигала нервы на соревнованиях. Но, к счастью, не сделала этого. И за три недели до Игр‑2006 выиграла чемпионат мира в спринтерском многоборье. А потом завоевала олимпийское золото и всем все доказала. Однако не остановилась на достигнутом. И, едва закончив спортивную карьеру, феерически ворвалась в политику, вскоре заняв и там прочные лидерские позиции. Сначала стала вице-спикером Госдумы РФ, теперь блестяще справляется с ролью сенатора…
-Как говорится, жизнь научила удерживать планку… Честно скажу, смотрю на тебя и восхищаюсь: как ты все это успеваешь, как у тебя получается всегда и во всем добиваться абсолютного успеха? Ведь далеко не все заслуженные спортсмены, в свое время ринувшиеся в политику толпами, сумели в ней остаться…
– Наверное, мой секрет в том, что я всегда занималась только тем, что мне было искренне интересно.
– Именно поэтому одной из главных тем, которую ты сегодня продвигаешь в Совете Федерации, стал российский туризм?
– Безусловно. Причем туризм в России стал важной темой для меня далеко не сегодня, а еще два года назад. С того момента, как вице-президент Олимпийского комитета России Ахмед Билалов предложил идею государственного проекта «Курорты Северного Кавказа» (КСК), которая на самом деле напрашивалась уже давно. Ведь это же уму непостижимо, что в такой огромной стране, как Россия, с ее невероятным природным богатством, которому любое другое государство может позавидовать, по сути, нет цивилизованных курортов. В том числе горнолыжных. После развала Союза мы потеряли практически все лучшие базы, которые у нас были, – Цахкадзор в Армении, Карпаты на Украине, Бакуриани и Гудаури в Грузии, легендарное Медео в Казахстане… А у себя в России с тех пор ничего не построили, хотя Кавказские горы ни в чем не уступают европейским Альпам.
– А в чем все-таки суть проекта КСК?
– Это государственный проект, направленный на создание принципиально новой для России курортной инфраструктуры по принципу кластера – в данном случае в горах Северного Кавказа.
А вот теперь вопрос: что же это все-таки за зверь такой – кластер? Дело в том, что конкретного определения этого слова я пока ни от кого не услышала. Посему решила посмотреть имеющиеся определения в известных поисковых системах. Оказалось, что в переводе с английского «кластер» означает «пучок, рой, скопление». А в научном смысле – группы близко расположенных, тесно связанных друг с другом атомов, молекул, ионов… По аналогии получается, что в нужном нам значении кластер – это система связей всевозможных интересов и технологий по географическому, финансовому и социальному принципу, направленная на создание с нуля и дальнейшее всестороннее развитие какого-либо крупного предприятия. В данном случае – строительства прибыльных курортов. По крайней мере, так я для себя это поняла… У нас ведь главная проблема в том, что инвесторы не знают, куда им идти! Вроде бы и хотят вложить деньги в развитие туристической инфраструктуры, а сделать этого не могут. Взять простейшую ситуацию. Есть конкретное место – потенциальный процветающий курорт. Есть владельцы этого места, которые нуждаются в инвестировании. Есть инвестор, который готов дать им денег. Но прежде всего те, кто просит денег, не готовы что-либо предложить в качестве надежного обеспечения, зато хотят, чтобы им сначала предоставили средства, а они потом – когда- нибудь – их вернули. Инвесторы, со своей стороны, требуют гарантий и не желают ничего давать, пока их не получат…
– Это как у Ильфа и Петрова: «Утром деньги – вечером стулья, вечером деньги – утром стулья!» А другая сторона, наоборот, предлагает: «Утром стулья – вечером деньги, вечером стулья – утром деньги!»…
– Вот и получается, что без серьезной управляющей структуры эти две стороны никогда между собой не договорятся. Более того, скорее всего, они даже не встретятся. Поэтому нашему туризму совершенно необходима организация, через которую инвестор сможет выйти на перспективный проект, а проект, соответственно, сможет найти инвестора. Кроме того, задача такой структуры в том, чтобы обеспечить инвестора не просто гарантиями, а государственными гарантиями. Именно по такому принципу существует проект «Курорты Северного Кавказа».
– Недавно прошла информация, которая вызвала резонанс в средствах массовой информации, – о том, что якобы «Курорты Северного Кавказа» претендуют на то, чтобы монополизировать туристический рынок в стране.
– Это абсолютно неверно истолкованная мысль. У «Курортов Северного Кавказа» никогда не было цели монополизировать туристический рынок. Более того, многие курорты сами заинтересованы в том, чтобы попасть в этот проект и получить имеющиеся у него льготы. КСК – это пока единственная компания, управляющая туристическим кластером с уже имеющимся, пусть и небольшим, но небезуспешным, опытом использования нового механизма управления, который правительство и президент поручили ей опробовать. Мы знаем первые результаты работы этой структуры. Президент их озвучил: это соглашения на 6 млрд долларов с частными инвесторами и начавшиеся стройки. Поэтому наделить КСК дополнительными функциями и полномочиями по выполнению тех же работ в других регионах – значит сэкономить и время, и деньги. Поскольку не придется тратить бюджетные средства на создание новой структуры и терять при этом еще год или два. Однако это вовсе не означает, что из КСК собираются сделать очередное мини-министерство или госкорпорацию, сотрудники которой поедут хозяйничать по всем регионам. Хочу подчеркнуть: ключевые участники отрасли – федеральное ведомство, определяющее стратегию развития, а также региональные власти и бизнес-сообщество. Управляющая компания в этой системе – технический исполнитель стратегии развития, механизм, определенный правительством России для создания условий ускоренной реализации проектов и принятия решений, а также для координации действий на региональном и федеральном уровнях, для обеспечения принципа «единого окна», для защиты интересов инвесторов и снижения административных барьеров.
– Почему же активная работа КСК вызвала такой ажиотаж, кого-то даже напугала?
– Знаете, у нас вообще такой менталитет, что как только начинаешь что-то сдвигать с мертвой точки, все сразу пугаются. Получается: лучше сидеть на месте и вообще ничего не делать, чтобы всем было спокойнее!
– Коли речь зашла о визах, хотелось бы узнать: происходят ли сейчас какие-то подвижки в этой области в отношении как российских виз для европейцев, так и европейских виз для россиян?
– У европейцев почему-то сложилось определенное стойкое отношение к россиянам, которым более 25 лет. Это невозможно до конца понять, однако они считают данную категорию наших граждан продуктом советского времени. И уверены, что все мы только и жаждем уехать куда-нибудь в Европу на ПМЖ. Особенно это относится к незамужним женщинам. Однако к молодым ребятам, рожденным в 1989 г. и позже, эти опасения абсолютно не относятся, и европейцы, возможно, рассмотрят вопрос о том, чтобы разрешить им безвизовый въезд на территорию Шенгена. По крайней мере, есть совместное заявление сопредседателей комитета парламентского сотрудничества Россия – Европейский союз, сделанное в мае 2011 г., в котором это предложение озвучено. Надеюсь, в недалеком будущем инициатива реализуется.
– Насколько я понимаю, сенатор – фигура не совсем свободная. Все-таки ты являешься официальным представителем губернатора Кировской области Никиты Белых в Совете Федерации. Однако сумела развить такую активную самостоятельную деятельность в области всероссийского туризма… Твой непосредственный руководитель не возражал?
– Наоборот! Губернатор, которого я представляю, очень прогрессивный человек и приветствует все мои инициативы, за что я ему искренне благодарна.
– Прогрессивное мышление политиков – на редкость отрадный фактор для всей страны. Однако в России по-прежнему одно министерство объединяет три абсолютно разные и слабо пересекающиеся сферы: спорт, туризм и молодежную политику. Планируется ли в будущем все это как-то разделить?
– Честно говоря, я тоже никогда этого объединения не понимала. И согласна с тем, что Министерство туризма в любом случае должно существовать отдельно, чтобы эта отрасль в России начала наконец полноценно развиваться.
– В случае если у нас в стране все-таки будет создано Министерство туризма, какие функции за ним будут закреплены?
– Это туристическое ведомство должно не просто определять стратегию развития туризма, но и иметь возможность оперативно решать вопросы по развитию соответствующих территорий, в том числе по управлению землями. Но все должно быть прописано применительно к любому региону, иначе мы годами будем готовить и согласовывать решения по каждому туристическому проекту. Туризм в России не сводится только к туристско-рекреационным особым экономическим зонам. Это очень широкая сфера. Хотя на данный момент мы и делаем основной упор на строительство качественных, грамотно организованных курортов, без которых туризма как такого просто не может быть. Однако, помимо этой задачи, я считаю необходимым развивать те благие начинания, которые у нас уже есть, пусть пока лишь в зачаточном состоянии. К примеру, «отдых выходного дня». Невероятно перспективное направление. Долгий отпуск, как правило, нужно планировать заранее. А «отдых выходного дня» вполне можно организовать и поблизости от дома, лишь бы событие интересное происходило. Ведь красивейших уголков природы у нас везде хватает, стоит только оглянуться. А мы порой совсем не знаем собственной страны. Недавно вот побывала в фантастическом месте, увидела плавающие острова. Делюсь с местной жительницей восторгом от небывалого зрелища, а она смотрит на меня круглыми глазами: «Что-что? Какие такие плавающие острова? Никогда о них не слыхала…» А вот если бы информация грамотно распространялась и туры хорошо организовывались (в первую очередь удобный транспорт и временные кафе), разве бы наши туристы с радостью не отправились на уик-энд в такое интересное место? Когда и за руль садиться не надо, и вещей собрать всего ничего: взял ребенка и поехал! Однажды я так ездила смотреть соревнования среди пастухов: кто быстрее выгонит стадо. И ведь глаз было не оторвать – до того захватывающее оказалось зрелище.
– Прямо-таки в шотландском стиле мероприятие. Правда, шотландские пастухи деревянными палками камешки в кроличьи норки закатывали, так и зародился гольф…
– Это игра, без которой, честно говоря, я уже просто не могу представить свою жизнь. И очень хочу, чтобы туристическое направление, связанное с гольфом, тоже успешно развивалось в России. Благо, открываются все новые и новые прекрасные клубы с чемпионскими полями. Словом, потенциал у нашего туризма – как элитного, так и общедоступного – велик. Главное – его реализовать!
– Всем известно: если Светлана Журова задастся какой- либо целью, то непременно добьется своего. Может, у тебя особый дар – даже самый тернистый путь в быстрый лед обращать, как у доброй волшебницы из русской сказки?
– Мне, как дважды маме, тема сказок особенно близка, потому что больше всего на свете хочется сыновей от компьютера отвлечь. И, главное, все чаще с грустью задумываюсь о том, что мы не только сами почти не знаем своей страны, но еще и детям своим ее не показываем, все за границу рвемся. Хотя, например, наша Камчатка, если говорить о природной красоте, абсолютно не уступает тем же Гавайям. И очень важно, чтобы наши дети узнали об этом не когда-нибудь, а сегодня, сейчас…
От редакции: В настоящее время рабочая группа во главе со Светланой Журовой готовит ряд изменений в действующие законодательные и нормативные акты с целью выполнения поручений президента России о развитии туризма в стране.