Анна Сизова – певица, работающая на стыке жанров этно- и фолк-музыки. Она автор музыки и слов своих песен, которые так полюбились многим россиянам. Анна находится в творческом поиске, стремясь соединить душевное, «теплое» исполнение, свойственное народной традиции, с современными музыкальными ритмами. О своих творческих планах певица рассказывает журналу «Отдых в России».
– Аня, понимаю, что у артистов плотный рабочий график, но все же, давайте поговорим об отдыхе.
– Отдыхать мне некогда. Как поется в песне, покой нам только снится.
– Какие же места вам грезятся во сне?
– Мой муж Сергей – туляк, я – сибирячка. Тула и Сибирь с ее Байкалом – края наших грез. Мы много гастролировали и путешествовали за рубежом, но по истечении какого-то времени для себя вывели прописную истину – нет ничего лучше родной земли. Отдыхать надо на Родине. Поэтому нашим гостям, которые приезжают из-за границы, мы предлагаем проехаться по тем местам, где нам интересней всего. Да и им хочется увидеть то, что нам близко, чего у них нет.
– Начнем с Тулы.
– Да, совсем недавно при поддержке губернатора Тульской области В.С. Груздева мы сняли клип на песню «Тульский пряник» о главном символе Тулы. Снимали в Музее самоваров и в Тульском кремле, он старше Московского на год. У меня в репертуаре много песен о русских городах и традициях, о символах России, в частности о тульских достопримечательностях. Нас с Сергеем министерство образования и культуры Тульской области даже отметило благодарностью за внимание к тульским символам, преданность национальным корням и народному творчеству.
Мы часто бываем в усадьбе Льва Толстого в Ясной Поляне. Это уже Тульская область. На территории усадьбы расположены оригинальные, еще времен Льва Толстого, постройки. Там все как было при жизни классика: конюшня с лошадьми, гуси, гуляющие по лугу и дорожкам меж старинных домиков. Это что-то особенное. Аутентичная обстановка, простая и в то же время величественная в своей простоте. Потому что идет, как все в творчестве Толстого, от земли, от корней. И это впечатляет даже самого взыскательного эстета.
Когда ты хочешь совсем отключиться от ритмов города, отдохнуть от суеты современности, ты стремишься к истокам. В этом случае Ясная Поляна – то, что доктор прописал. Туда можно ездить бесконечное количество раз. И в каждой поездке ты откроешь для себя что-то новое. В последний раз мы обнаружили в усадьбе купальню Льва Толстого. Это пруд, огороженный деревянным забором, к нему ведут мостки. Эх, подумала, сейчас бы в баньку да нырнуть в купальню с головой. Такую прелесть можно увидеть только на сказочных картинках. Вы не поверите, но у Льва Толстого была эстрада – это деревянные подмостки посредине большой поляны. Акустика потрясающая! Наверное, Толстые устраивали на ней семейные концерты. Я тоже решила воспользоваться случаем – взошла на сцену и спела свою песню «Загляни в глаза». Сорвала аплодисменты туристов.
Очень любим Куликово поле – первое ратное поле России, рядом с ним россыпь достопримечательностей: Прощеный колодец с часовней, в котором вода в любое время года плюс четыре градуса по Цельсию, и паломники со всей страны круглый год погружаются в источник; село Монастырщина с великолепным светлым красным храмом Рождества Пресвятой Богородицы (цвета крови русских воинов, проливших ее за свободу Родины и похороненных здесь же – у впадения реки Непрядвы в Дон); старинное купеческое село Епифань – там потрясающе вкусный хлеб выпекают, и конечно же село Себино, в котором родилась тульская и московская святая матушка Матрона.
Не могу не сказать и про русский Север с его неброской, но такой глубинной красотой – Архангельск, Соловки. Мы бывали в Архангельске, очень понравился город – уютный и красивый, величественная Северная Двина, Музей деревянного зодчества в Малых Карелах – Русь деревянная, допетровская. Мы были там на Рождество – впечатления, как от сказки «Морозко»!
– В России много интересных мест, о которых мы даже не знаем. Зато хорошо изучили самые отдаленные уголки Турции.
– У нас много интересней, чем в Турции. Понимаю, что Ясная Поляна в Тульской области привлекает туристов такой величиной, как Толстой.
– А как иначе, Толстой для кого-то, скорее, бренд, а не классик.
– Как шутит мой муж, нынче время, когда человек человеку бренд. Когда он это произносит, меня в дрожь бросает. Да, с одной стороны, время рекламы и потребителей, но нельзя думающему человеку в эту воронку погружаться. Потому что она может закрутить и не вернуть обратно. Это страшно. Сейчас людьми руководит идеология денег. А так нельзя. Для меня деньги не самоцель. К сожалению, деньги портят людей. В моей жизни деньги – это лишь средство к существованию, реализации каких-то задач. Конечно, денег часто не хватает на реализацию этих задач. И наши творческие фантазии могут достигать самых невероятных размеров. Но все должно быть в меру…
– Ученые вывели, что для женщин прогулка по магазинам оказывает более положительный эффект, чем прогулка в лесу. Во времена настали. Гормонов счастья во время шопинга вырабатывается больше.
— Ну вот вам пожалуйста, результат идеологии рекламы.
– Может, и реклама всему виной, а может, голодное детство? Тогда ничего не было – и вдруг все свалилось.
– Я, не скрою, тоже люблю шопинг. Но только по необходимости. Хотя странно, наверное, от артистки такое слышать. Люблю прогуляться по бутикам, но приятнее шопинг за границей. В плане финансовом это гораздо интересней. Хотя, посчитав затраты на транспорт и гостиницу, ты понимаешь, что можно и в России одеться не так дорого и чувствовать себя комфортно. В последнее время я открыла для себя и увлеклась заново российскими этномотивами в одежде, в тканях. Это так красиво.
– Даже западные дизайнеры выпускают коллекции с русскими мотивами.
– У людей с внутренним патриотизмом всегда была тяга к исконно русским традициям. Руки сами тянулись к павловопосадским платкам, жостовским подносам, домашней утвари с хохломской росписью. Меня недавно приглашали в радиоэфир, и там зашел разговор о моде на этно. Мне пытались возразить, что этно-стиль непопулярен. В действительности он набирает в России былую популярность, так что не все потеряно. Надо возрождать, популяризировать. Во всем мире тенденция возвращения к истокам и в музыке, и в одежде.
– Японцы очень чтят свою культуру.
– В России тоже есть подвижники- патриоты. Иностранцы ведь просто без ума от русских палантинов, платков, оренбургской паутинки, а какие сарафаны сейчас опять вернулись в моду! Вы знаете, я часто бываю на Измайловской ярмарке-вернисаже. Там продают изделия народных промыслов. Вот где раздолье для иностранных туристов! И все гораздо доступней, нежели в сувенирных лавках в центре Москвы.
– Коли вы радеете за возвращение к истокам, то наверняка любите и русскую кухню. Есть ли у вас любимое блюдо русской кухни?
– Это, скорее, не русская кухня, а бурятская. Блюдо, очень похожее на манты, называется бурятские позы. Их готовят так же, на пару. Нет ничего вкусней, чем мясной сок из готовых поз. Каждая хозяйка готовит по- своему. Но моя мама делает их так. Берется мясо – говядина и свинина, очень много репчатого лука, перец черный молотый, соль и немного воды в фарш. И пресное тесто: яйцо, мука, вода, соль. А тетя готовила позы на сдобном дрожжевом тесте. Мне такой вариант очень нравился.
– Вы говорили, что любите отдыхать на родине. Ваша родина – Байкал. Вот уж где заповедные места.
– Я на протяжении нескольких лет отдыхала на Байкале. Приезжала туда на месяц. Приезжала домой к родителям в село Усть-Када Куйтунского района, и мы все вместе выезжали на побережье Байкала со стороны города Байкальска. Там очень интересное природное явление – если на Байкале шторм, ураган, то на берегу затишье. Какое-то чудо природное. Как будто Байкал тебя успокаивает, мол, не переживай, не бойся, все будет хорошо. Там есть такое место, которое в народе называют Гранатовый берег. Название по цвету скал. Они там сиренево-фиолетовые. А Байкал в этом месте – изумрудный.
– А что, Байкал разного цвета?
– Конечно. И удивительно то, что и природа на островах, расположенных на Байкале, отличается друг от друга. Уникальное место. Какие там разноцветные мхи, вековые кедры. Особенно осенью красива природа на Байкале. Несмотря на то что на Байкале страшно вырубается лес, живность еще осталась.
– Похвастаться путешествием на Байкал могут немногие – по причине дороговизны.
– Да, дороги именно дороги: перелет, переезд. Мы обычно на нашем любимом фирменном поезде «Байкал» путешествуем. Железнодорожники просто молодцы, такие условия создали на время длительного переезда. Привычка передвигаться на поездах у нас с мужем осталась еще со студенчества. Трое с половиной суток поезд идет до Иркутска. Это очень романтично. Едешь с комфортом, смотришь природу, останавливаешься на станциях и покупаешь вкусности. Например, в Барабинске – вкусная копченая рыба, в Нижнеудинске – вареники с картошкой, на станции Тайга и на подъезде к Иркутску – кедровые орехи. А добравшись до Иркутска, мы далее путешествуем своим ходом. Берем автобус, в него грузим палатки, и это нам обходится дешевле, нежели организованный туризм. Чаще всего наша поездка выпадает на август. В это время там проводится фестиваль «Байкал», на который приезжают таланты со всей страны. Добираются кто на чем. Многие приезжают автостопом. Это такая романтика. Утром рыбаки проносят по берегу, предлагая туристам, ведра со свежевыловленным омулем. Ты его покупаешь и тут же варишь уху. Кроме любителей на «Байкал» приезжают и наши «звезды». Когда-то я выступала на фестивале вместе со своими сестрами. За исполнение песни «Россия» мы стали лауреатами. Популяризировать русскую культуру просто жизненно необходимо. Ведь вы знаете, какая проблема существует в Сибири и на Дальнем Востоке? Китай. Китайцы активно заселяют нашу территорию.
– Мне рассказывали, что такая проблема есть в Читинской области.
– А я вам говорю, что она уже есть и в Иркутской области. Иркутск уже сам стал напоминать Гуанчжоу. Поэтому сохранение традиций сейчас – очень важная задача. Возможно, есть необходимость в государственной программе по поддержке не только российского сельского хозяйства, промышленности, но и культуры. Нужно что-то делать, чтобы люди возвращались к земле, к истокам, а не к брендам. Заметьте, сейчас и по телевидению не показывают русскую песню. Раньше была «Играй гармонь». А сейчас она хоть и идет по Первому каналу, но время – 7 часов утра, когда многие еще спят. Я называю это издевательством. Может быть, это мелочь, но если мы не будем об этом говорить, то нас никто не услышит. Ведь те увлеченные люди, которые еще занимаются народным творчеством, делают это вопреки всему. Занимаются этим, потому что любят, болеют, переживают.
– На Байкале есть и другие проблемы – вырубается лес.
– Эта тема сидит занозой в сердце. Я каждый год стараюсь выезжать на свою малую родину. И каждый раз смотрю и вижу, как меняется природа. Даже в деревне, где живут родители, чтобы пойти по грибы, надо ехать на машине. А раньше лес был рядом. Сейчас все вырублено, уплыло в сторону Китайского моря. Любят у нас говорить, что вся надежда на Сибирь. Мол, леса много, легкие России. Какие надежды, надо же понимать, что и за то, что есть, надо бороться. Мы не замечаем, как вымираем. Так что туристов призываю быть бережней к природе. Не стоит мусорить там, где некому убирать за тобой. Каждый должен задуматься о том, что оставит после себя.
– Скоро лето. Опять собираетесь на Байкал?
– Конечно. Мало того, мы устроим в этом году тур по городам Сибири, посвященный пятилетию нашего этношоу «Красная горка». А на Байкале мы наметили устроить съемки клипа на «Песнь шамана».