Сафари по-русски

18.05.2012 | Адреналин

«Территория Русь» – совершенно новый туристический продукт на отечественном рынке. Впрочем, «продукт» слишком сухое обозначение того, что задумали его создатели. Их замысел как раз и состоит в том, чтобы уйти от уже сложившихся в туризме стереотипов, отказаться от традиционных маршрутов и осмотра уже известных достопримечательностей. Совладелец компании, которая организует эти необычные маршруты, Игорь Рыжов, сегодня – гость «Отдыха в России».

-Игорь, путешествия по России в последнее время действительно становятся все более популярными. Да и ваш сайт утверждает, что в этом нет ничего удивительного. Мол, пресытившись турецко-египетскими пляжами, альпийскими склонами, парижскими музеями и миланскими бутиками, россияне начали вспоминать о том, что и на родине есть что посмотреть. При этом вы также пишете, что предлагаете не просто «съездить в глубинку», а по-настоящему погрузиться в глубину русской жизни, оторваться от городской рутины и серых будней. Звучит заманчиво. А как это выглядит на практике?

– Нас – троих партнеров – объединила страсть к поездкам по стране. Один из нас – профессиональный гонщик-раллист, другой – по образованию историк, третий – юрист. Мы ездили сами и возили с собой друзей. Всем это очень нравилось – поехать туда, куда ты сам никогда не доберешься. Едешь по каким-то заброшенным дорогам, вокруг старые и такие же заброшенные церквушки… Словом, места совершенно недоступные и нереальные по своей красоте. И в итоге решили расширить круг наших гостей.

Так минувшим летом и появилась наша турфирма, которая показывает отечественным и зарубежным туристам не то, что предлагают автобусные туры по «Золотому кольцу», а то, что мы назвали «нетелевизионная Россия». Конечно, прокатиться по России люди могут и без нас. Но сделать это будет непросто. Во-первых, для этого нужно иметь соответствующий транспорт. К примеру, для поездок по нашим маршрутам нужна не только полноприводная, но еще и подготовленная машина: это большие колеса, лебедки, шноркеры. Они нужны для преодоления вполне серьезного бездорожья, с бродами, с полным отсутствием дорог – причем в любой сезон. – Это напоминает африканское сафари…– С той лишь разницей, что там ездят на больших машинах, а к услугам наших туристов – маленькие, очень легкие в управлении полноприводные внедорожники «Сузуки Джимми» автомат. Ими могут управлять даже девушки. К тому же эти автомобили очень экономны, оборудованы кондиционерами, АБС, музыкальными установками. В таких условиях можно с удовольствием совершать броски по 100–200 километров в день с остановками, прогулками и пикниками. Разумеется, по маршруту идет и один большой автомобиль – так сказать, гидмобиль с двумя нашими представителями. Один за рулем – он отвечает за техническую, дорожную, точнее, внедорожную часть. Рядом с ним сидит гид-экскурсовод. Это профессионал – искусствовед, историк, краевед, который прекрасно знает свое дело. Он также держит контакт с контрагентами, которые отвечают за гостиницы, питание и т. д.

– Сколько машин идет в вашем экскурсионном караване?

– От двух до четырех.

– Так мало?

– Да. Максимальная группа –8 взрослых, по двое в машине. И могут быть еще дети. Чаще всего ездят пары – муж с женой, парень с девушкой, два друга, две подруги. Чем меньше туристов, тем лучше они могут отдохнуть, от большого количества людей, от города. В дороге им всегда очень весело. На маршруте есть места, куда можно попасть только пешком. Поверьте, это какая-то награда приехать в такие места, сфотографироваться. И, конечно, особое удовольствие людям доставляет рулежка. Наш маршрут – это сплошное бездорожье. Правда, легкое, без сильного экстрима.

Разумеется, каждый маршрут тщательно разработан – даже по часам. Машины оснащены рациями. И экскурсия начинается сразу за МКАД. Связь с туристами двусторонняя, они не только слушают рассказ гида, но и сами вступают в беседу. То есть это похоже на некий автобусный тур. Мы приезжаем на первую точку. Глушим машины. Гуляем час-другой, рассказываем и показываем. Едем дальше. И так – три-четыре точки в день. Вечером отель. Размещаемся, ужинаем, пьем вино, делимся впечатлениями, обсуждаем завтрашний маршрут и так далее.

– Поездки рассчитаны только на выходные?

– Есть и туры на несколько дней, на которые обычно идут повторные клиенты – те, кто уже попробовал, что такое поездка на выходные. Это меньшие деньги: попробовали – поняли, что это такое. Люди сами должны решить, что теперь хотят ехать в отпуск с нами, допустим, на неделю.

– Стоимость выходного дня?

– На двоих – 39 тысяч рублей. Возможно, кому-то это покажется недешево. Но ведь это практически индивидуальный отдых. Плюс аренда автомобиля, экскурсии, питание, отель – входит абсолютно все.

Стартуем мы не из нашего офиса, а из точки, которая расположена чуть за МКАД. Чтобы сразу выехать в том направлении, куда нам нужно, не толкаться ни в каких пробках. Тут же легкий завтрак, инструктаж. Как я уже говорил, мы сразу что-то интересное рассказываем. Обед у нас в ресторане или в расположенном на маршруте монастыре. Это настоящая монастырская трапезная, едим то, что едят монахи. Стараемся разнообразить наши туры разными видами достопримечательностей. Посещение монастырей мы всегда разбавляем осмотром каких-нибудь объектов советского периода. Например, по одному из маршрутов у нас есть заброшенная военная база. Есть уникальные природные объекты, например, пещеры. С нами сотрудничает опытный спелеолог, который водит людей в пещеры. Для таких походов мы выдаем туристам спецодежду, каски, налобные фонарики – чтобы получше разглядеть висящих под сводами летучих мышей…А иногда, в поисках клада, мы даже раскопки проводим.

В этом году количество туров у нас удвоится. Сейчас, скажем, заканчиваем разработку недельного маршрута «Москва – Питер» – вне питерской трассы, разумеется, по очень интересным местам.

– А какие маршруты предлагаете сегодня?

– К примеру, «Переславское кольцо» – Александров, Переславль, другие стоящие на пути городки и поселки. Второй – в сторону Старицы: Тверская область, Верхняя Волга. Мы проезжаем через Волоколамск, Ярополец, Лотошино, Старицу, Зубцов. Тур на Торжок имеет рабочее название «По следам архитектора Львова» – это был гений усадебной архитектуры XVII века, несколько подзабытый сегодня, но о нем напоминают многочисленные сооружения, которые мы и предлагаем посетить туристам.

– Это, видимо, в основном дворянские усадьбы?

– Да, дворянские, но там есть еще и очень интересные мосты, построенные без единого гвоздя. К сожалению, львовские усадьбы находятся в достаточно ветхом состоянии. Эти уникальные сооружения мы хотим показать туристам, пока они до конца еще не разрушились – может, кто-то из них организует движение по их спасению. Жалко, если все это пропадет. Взять ту же усадьбу Никольское и построенный там редкий по оригинальности погреб – трехуровневую пирамиду. Они разрушаются на глазах…

Но вернемся на маршрут. Обед второго дня мы по традиции организуем на открытом воздухе в большом шатре – зимой его обогревает тепловая пушка. Кстати, зимой и блины печем. Все это происходит на живописном берегу Волги в тишине леса. Сидим и наслаждаемся…

Честно говоря, у многих наших туристов до поездки превалирует этакое заниженное ожидание. Мол, ничего особенного не будет. А потом чуть ли не захлебываются от восторга – маршрут оказался столь насыщенным и интересным, что не передать словами…

– Включает ли в себя сценарий поездки общение с местными жителями, какие-то приключения, словом, некий экшн?

– Да, все примерно так и складывается. С каждым километром маршрута программа усложняется. Вначале мы идем по трассе, затем съезжаем на какие то уже второстепенные дорожки. Дальше – больше: дороги становятся деревенскими, грунтовыми. Останавливаемся, например в Гадино, церкви, где венчался Шаляпин. Слушаем его «дубинушку», поем ее вместе с ним. Отправляемся дальше. Возле Никулино, на границе Московской и Тверской областей, осматриваем очень старый, XIV века, собор. Потихоньку углубляемся в лес, двигаемся по бездорожью, иногда даже пользуясь лебедкой. Туристов мы полостью экипируем, даем им резиновые сапоги, дождевики. Хотят – пожалуйста, расскажем, покажем, научим, как вытаскивать застрявшую машину. Раза три машина засядет и все. А дальше едем спокойно. Но это интересно. Мы учим, как правильно ехать , как объезжать.

В нашем портфеле немало новых замыслов. Планируем довести количество туров до десяти коротких (выходного дня) и четыре длинных – недельных. Хотим также открыть филиал где-нибудь за Уралом. Скорее всего, на Байкале. Надеемся, что наши туры, сочетающие активный и познавательный отдых, абсолютно европейский комфорт, должны стать популярными. Надеемся, что с нами будут ездить иностранцы. Они смогут для себя открыть Россию иную, более интересную, чем ту, что показывают им турфирмы на традиционных маршрутах.

– А какие-нибудь забавные ситуации случаются в путешествии?

– Ну, забавных, т.е. внештатных, ситуаций мы на выездах с клиентами стараемся не допускать, а вот на разведках новых маршрутов, когда мы забираемся иногда в самые дикие и непролазные места, бывает всякое. Вот, например, на одной из разведок маршрута «Переславльское кольцо» был такой случай. Проехав мимо одной из точек нашего маршрута – Свято-Лукиановой пустыни – мы углубились в лес прокатывать возможный путь до соседней деревни Румянцево. В прошлый раз мы для себя отметили, что в лесу дорога сложная, –глубокая и вязкая колея, разбитая «Уралами» и тракторами, но нам по маршруту подходящая. Углубляясь все дальше, ехать становилось все труднее, подсаживались, тянулись лебедкой, но ехали. Победа была уже недалеко – каких-нибудь 200 метров, но это были отнюдь не простые метры. Попробовали выбраться из колеи, но справа от нее оказалось болото, куда успешно погрузилась передняя часть машины. Ну, дело обычное, лебедка – наше все! Размотали, зацепились за более-менее крепкий куст и… лебедка, как полагается в таких ситуациях, сказала «кряк!». Достали инструмент, разобрали – видим, что сгорел блок соленоидов, а, возможно, и мотор лебедки. А время было уже позднее. Стало понятно, что ночевать придется тут же, в лесу. Грязь по колено, по обе стороны колеи непроходимые заросли…

Как-то приготовили ужин, пошли искать место для палатки, и по дороге обнаружили огромные звериные следы. Ну, что ж, ночуем в машине, так оно спокойнее.

На утро было решено идти за помощью в монастырь, поскольку самостоятельно выбраться означало целый день раскапывать и перекидывать кубометры глины, а в монастыре, еще в прошлую поездку мы заметили пару тракторов. К тому же в прошлый приезд настоятель монастыря, встретив нас на дороге, остановил свой минивэн, угостил пятью литрами свежего молока и благословил в добрый путь. Мы были уверены, что нам не только помогут, но и будут рады.

Собрали всякий инвентарь для прогулок по лесу и пошли. Идти всего 2,5 километра, но по сильно пересеченной местности. Жара, вокруг барражируют огромные слепни, пот градом, в общем, нормальная такая «физуха». Дошли, спросили первого встреченного послушника, кто у них тракторами заведует. «Отец Кирилл-тракторист». Он с настоятелем уехал в город, должен быть через час». Минут через 10 подошел еще один труженик монастыря, послушал нашу историю, пригласил отобедать в трапезной. Вкуснейшая еда! Хоть и постная, зато душевная.

Вскоре и минивэн с настоятелем показался. Я подошел с улыбкой до ушей, памятуя, что мы уже встречались, и озвучил свою просьбу о помощи: «Мы тут в лесу застряли, трактор нужен!». Меня поразил ответ: «А ты что такой радостный, думаешь, мы тут только и ждем, чтобы вытаскивать всяких экстремалов? Думаешь, других забот нет»? Потом неожиданно поостыл: «Ладно, если отец Кирилл согласен, что с вами поделаешь…»

Отец Кирилл-тракторист завел К-700 с железным отвалом. В общем, приехали, прицепили, выдернули и на «галстуке» поехали обратно. И тут отец Кирилл тоже сменил наконец гнев на милость. Мы рассказали, что делаем, что для людей маршрут прокладываем. Он в ответ признался, что сам любит «это дело». Что УАЗик, конечно, всего лучше – везде едет. Рассказал про окрестные дороги. А напоследок мы случайно от него узнали, что же это за зверь такой у них тут в лесу, из-за следов которого пришлось в машине спать. Оказалось, что это собаки, послушники монастыря с ними в этот самый лес гулять ходят. Так что, зря опасались…

Приятно, что поддержку мы получаем от многих людей. Возможно, они чувствуют, что то, чем мы занимаемся, не просто коммерция.

Не открою секрета: сегодня мы переживаем кризис идентичности. Россия потеряла ориентиры, под сомнением оказалась вековая система нравственных ценностей. И очень важно, что мы из «иванов, не помнящих родства» смогли стать теми, кем мы всегда были – сильным народом со своей культурой, историей и верой. Как это ни пафосно звучит, но свою скромную миссию мы видим в том, чтобы дать всем и каждому возможность увидеть своими глазами, почувствовать, как, где и чем жили наши предки, прикоснуться к историческим стенам храмов и крепостей и унести с собой эти переживания.

Мы говорим своим потенциальным туристам: если вы хотите проехать по живописным дорогам вдали от федеральных трасс, увидеть архитектурные памятники, остающиеся в стороне от туристических путей, посидеть «за жизнь» с простыми людьми, значит, вам стоит ехать с нами. Главное, что вы и ваши дети окунулись в совсем иной мир, о котором безвизовые путешественники в Хургаду и на Пхукет разве что в книжках читали. Читали и не подозревали, что он, этот мир, совсем рядом…

СПРАВКА

Все автомобили – полноприводные внедорожники «Сузуки Джимми» автомат – для путешествий по России оснащены:

  • зубастой резиной летом, зимней резиной зимой, чуть большего размера, чем штатная;
  • шноркелем (воздухозаборником) для преодоления водных преград;
  • железными бамперами спереди и сзади для борьбы со всякими твердыми препятствиями на лесных дорогах;
  • лебедкой, которая вытащит из любой грязи;
  • защитой всех агрегатов снизу;
  • рацией – чтобы держать связь со всеми участниками пробега и слушать увлекательную экскурсию гида.


Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest