Пушистые и клыкастые

Ведущие дрессировщики государственной цирковой компании «Росгосцирк» рассказали, почему активность зоозащитников может навредить их же подзащитным

Как-то слишком быстро современный мир переходит ту грань, за которой благородные на первый взгляд призывы сменяются откровенной агрессией. Диктатура «толерантности», установленная киноакадемиками «Оскара»; пиратские набеги Гринписа на нефтяные платформы; протесты представителей #BlackLivesMatter, нередко завершающиеся разграблением магазинов – это уже не борьба, а настоящая, согласитесь, война…

Участники шествия артистов «Росгосцирка» в Севастополе.

В рамках того же тренда российские зоозащитники сегодня призывают закрыть все цирки с животными, а дрессировщиков объявить «преступниками». Сверхактивностью в СМИ, часто похожей на рекламу своих организаций, эти люди рискуют навредить не только цирковому бизнесу, но и самим животным.

Между тем в условиях затянувшейся отмены цирковых представлений компания «Росгосцирк» делает все возможное, чтобы не допустить ухудшения условий содержания как своих животных, так и питомцев маленьких частных цирков.

Генеральный директор ФКП «Росгосцирк» Владимир Шемякин.

Надо признать, что заявления о жестоком обращении с животными в некоторых цирках не лишены оснований. С одной стороны, конечно, свидетельства «очевидцев», якобы случайно пробравшихся за цирковые кулисы, особого доверия не вызывают. С другой – есть доказанные факты безответственного отношения к цирковым животным. Их действительно бросали в отцепленных вагончиках хозяева обанкротившихся бродячих цирков, их перевозили в ненадлежащих условиях и плохо кормили. Но подобные случаи касались маленьких частных шапито.

Четвероногие артисты готовы за лишнее лакомство расцеловать своих наставников на арене.

Чтобы избежать повторения подобных историй, в самом начале пандемии государственная компания «Росгосцирк» вывесила на своем сайте заметный баннер: «Подать заявку на господдержку частных цирков». О необходимости оказать финансовую помощь российским зоопаркам, циркам, океанариумам говорил и премьер Михаил Мишустин. То есть государство и чудом сохранившаяся с советских времен система управления цирковой отраслью (кроме России, государственная цирковая корпорация есть только в Китае) спасали и артистов, оставшихся без средств к существованию, и животных, которых в определенный момент попросту не на что стало кормить. На этом фоне нельзя не вспомнить о печальной судьбе канадского Circue Du Soleil: он, как известно, находится в стадии банкротства.

Эти пудели вполне могли бы сыграть сказке «Репка».

В конце августа «Росгосцирк» объявил о готовящемся возобновлении цирковых представлений. И, как следовало ожидать, в общественном поле с новой силой вспыхнула дискуссия о морально-этической стороне дрессуры животных и вообще об их участии в программах. Преимущество ярых зоозащитников в этой дискуссии вовсе не очевидно: соцопросы показывают, что большинство россиян все-таки не готово изгонять собачек, медведей и слонов с цирковых арен. Однако голоса возмущенного меньшинства всегда звучат громче, и самое интересное, что эти голоса часто распространяют, скажем так, не самую достоверную информацию. А проще говоря, слухи и мифы.

Давайте пройдемся по главным мифам, связанным с участием зверей в цирковых представлениях.

Миф первый: животных для цирков отлавливают в дикой природе и силой принуждают к покорности.

Хвост канатоходцу не помеха, а помощник при балансировке на тонком «мостике».

Представим себе гипотетическую (но, к счастью, нереальную) ситуацию. Что случилось бы, если бы цирки, пользуясь кризисом, пошли навстречу чаяниям зоозащитников и начали выпускать зверей «обратно» в дикую природу? Ответ специалистов однозначен: ничего хорошего. В тайге цирковой мишка не протянул бы и дня, та же печальная участь ждала бы слона в его якобы родной саванне.

А все потому, что уже давным-давно никто не берет для работы в цирках диких животных! В этом просто нет никакого резона: животные рождаются и вырастают в цирках, буквально на руках у своих дрессировщиков. И воспитывать таких животных с рождения в тысячу раз проще, чем подавлять инстинкты диких зверей.

Экзотические артисты всегда пользуются успехом у взыскательной публики.

Очень показательна в этом плане история с цирковым слоном по кличке Буба, судьбу которого недавно решал суд в Нидерландах. Этот гигант много лет исправно служил в цирке «Фрейвальд», радовал зрителей своими выступлениями. Однако активисты-зоозащитники добились конфискации животного и его передачи в зоопарк. В зоопарке, в изоляции от людей и других цирковых животных, Буба загрустил и стал чахнуть на глазах. В итоге назначенные судом эксперты констатировали, что перемещение слона из его привычной среды, то есть из цирка, было серьезной ошибкой. И после вынужденной двухлетней «ссылки» Буба решением суда был возвращен в цирк «Фрейвальд». Адвокаты назвали этот вердикт важным прецедентом, который ставит под сомнение ранее принятый голландскими властями закон, запретивший циркам использовать животных.

Миф второй: о том, что животных в цирке содержат в «нечеловеческих» условиях, поэтому они там не размножаются.

Такого наездника даже носороги охотно готовы возить.

Действительно, любой зоолог вам скажет, что подавляющее большинство представителей дикой фауны в неволе не размножаются. Однако в цирке появляются целые династии четвероногих и пернатых артистов – потому что условия позволяют! Медвежата, морские львы, даже тигрята (как, например, в труппе известного дрессировщика Николая Павленко) регулярно становятся новыми членами большой цирковой семьи. В этом смысле цирковые звери очень похожи на цирковых людей: так же, как их дрессировщики, животные работают в цирке целыми поколениями, цирк – это их общий (с людьми в том числе) дом, их семья. И как человеку «с улицы» практически нереально пробиться в семью цирковых, так и животному из дикой природы вход в современный цирк практически закрыт. И как тут снова не вспомнить слона Бубу, которого ярые зоозащитники попросту оторвали от семьи?..

Шоу «Королевские тигры Суматры» под руководством дрессировщика Николая Павленко – один из уникальнейших номеров в мировом цирковом искусстве.

Миф третий: ради жажды наживы дрессировщики заставляют выступать на арене животных в любом состоянии – больных, в стрессе и т.д. Вот тут вам любой цирковой менеджер, бизнесмен скажет, что как раз из экономических соображений он никогда не выпустит в номер больное животное. Во-первых, потому что лечить животных очень дорого, особенно экзотических. Специалистов мало, и все они на вес золота. А потеря животного, звезды номера, часто означает закрытие программы на многие годы, если не навсегда.

Во-вторых – и это уже слова дрессировщиков Росгосцирка – заставить выступать на арене животное, которое находится в стрессе, невозможно. Звери выступают довольные и здоровые, иначе никак.

«Мы удивляем зрителя не тем, ЧТО животное делает, а КАК, – говорит известный дрессировщик тигров, народный артист России Николай Павленко. – Надо, чтобы животное делало трюк легко и непринужденно, с удовольствием и радостью (не важно, ворчит оно или не ворчит – это его характер), без тычков, без «подтырок».

Если бы проводились спортивные соревнования среди животных, то тигры Павленко наверняка были бы чемпионами в прыжковых дисциплинах.

Миф четвертый: плохой уход, слабое питание, отсталая ветеринария. Этот миф опровергается опять же арифметикой. На воле тигру отмерено от силы 8–10 лет жизни, в цирках же полосатые артисты нередко выступают даже в 16–18-летнем возрасте. Бурый медведь живет в среднем 20–30 лет в дикой природе и 40 лет в цирке. Известный дрессировщик, заслуженный артист России Олег Красов рассказал, например, о медведе по кличке Сережа, который прожил 42 года. «И более того, в 38 лет (за 100, по человеческим меркам) он еще выступал на арене!» – говорит Красов. Так о каком плохом уходе и питании может идти речь?

Единственное, в чем дрессировщик может ограничить своего питомца, так это в дополнительном лакомстве – за плохую работу. Тот же Николай Павленко говорит, что «тиграм нельзя грубить, за это можно поплатиться». А вот лишить порции мяса, чтобы выразить свое недовольство работой питомца, дрессировщик может. «Не даю мясо, и всё. За что ж давать, если он ничего не делает? Сделал трюк – получи еду, – смеется Павленко. – Но это не значит, что они сидят голодные, нет, конечно!»

Ап! И тигры у ног моих сели!

Миф пятый: цирк якобы подталкивает детей к жестокому обращению с животными. Психологи, вообще-то, называют подобные мифы подменой понятий, а социологи – манипуляцией общественным мнением. Потому что жестокого обращения с животным на арене цирка никто никогда не видел – ни ребенок, ни взрослый. К примеру, одна из возмущенных зоозащитниц распространила в интернете такую тираду: «Когда вы пойдете со своим ребенком в цирк, подумайте, а не отложится ли у ребенка то, что он увидит: животные должны страдать?» Какие именно «страдания» могут поразить маленького зрителя – не уточняется. То ли собачки, умеющие считать, то ли мишка на велосипеде…

Зато на 100 процентов известно и доказано врачами, что общение с животными не только делает детей добрее, но и помогает преодолевать болезни. В России уже несколько лет проходит федеральная социальная акция «Доктор цирк», в рамках которой детям с особенностями здоровья не только показывают специальные цирковые программы, но и предоставляют возможность контактного общения с животными-артистами. Доктора отмечают хороший терапевтический эффект подобного общения, говорят, что это способствует социализации детей, испытывающих сложности в общении со сверстниками.

Такие зубки ни один стоматолог не осмелится запломбировать.

Да и обычный, вполне здоровый ребенок тянет маму за руку в цирк, увидев нарисованного на афише слона, тигра или мишку, – это факт.

К примеру, в начале сентября в Cочинском цирке после длительной паузы, вызванной карантином, состоялся предпремьерный показ спектакля «Девочка и слон». Это очень добрая и трогательная сказка для детей по мотивам рассказа Александра Куприна «Слон». Сказка, рассказанная языком цирка, которую подарил детям и взрослым коллектив народной артистки России Таисии Корниловой. Детей было просто не оторвать от представления! Глядя на растроганные лица ребят, кто-то мог бы вымолвить, что представление может научить чему-то плохому?

«Спектакль «Девочка и слон» – первый результат работы новой творческой команды Росгосцирка, – рассказал о спектакле глава компании Владимир Шемякин. – Он открывает череду премьер, каждая из которых станет настоящим событием в культурном мире. Тема его перекликается с нашими сегодняшними реалиями. И оптимистичный финал представления вселяет уверенность в том, что с пандемией наше общество обязательно справится».

«Черно-оранжевые» хищники выступают обычно всегда в финале представления, как и полагается цирковым звездам.

Убрать из цирка зверей – значит, сделать его чем-то возвышенно-концептуальным, оторвать не только от детской, но и от семейной аудитории. Наверное, и такие перформансы, программы имеют место быть. Но вот потерять старый добрый цирк из-за старательно распространяемых «страшилок» совсем не хочется…

Максим Андреев



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest