Алтайский художник Аржан Ютеев пишет картины в стиле магический реализм, каждая из которых завораживает зрителя и заставляет заглянуть внутрь себя
Аржана я встретил впервые год назад на фестивале в Горно-Алтайске, где он продавал репродукции своих картин. Пройти мимо них было невозможно. Купив пару особенно понравившихся экземпляров, я отправился посмотреть, чем торгуют местные производители. Внезапно мне навстречу вышел глава Республики Алтай Олег Хорохордин. Увидев у меня в руках картины, он обрадовался и сказал: «Вот такая же у меня на стене в кабинете висит!»
В июне в Красноярске завершилась очередная выставка Аржана Ютеева. Оказывается, после окончания института он еще три года стажировался в Российской академии художеств, отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток». Ему выделили квартиру, предоставили мастерскую и даже платили небольшую зарплату. Теперь он официально стал художником высшей квалификации. О своем пути к искусству и планах на будущее Аржан Ютеев поведал нашему изданию.
– Аржан, ты помнишь, когда начал рисовать?
– До восьми лет я жил в селе, затем наша семья переехала в Горно-Алтайск. В семье нас четыре брата, я самый младший. Они все спортсмены, борцы, а я пошел другой дорогой. В детстве больше всего любил лепить, и во втором классе родители-педагоги отдали меня в художественную школу, где я проучился до 14 лет и получил свидетельство о ее окончании. С 9-го по 11-й класс я не рисовал вообще, думал, куда идти учиться дальше. В итоге пошел в колледж культуры и искусства. После окончания колледжа меня забрали в армию.
– Где служил?
– В Забайкальском крае в бронетанковых войсках. После армии я вернулся совсем другим человеком. Передо мной стал вопрос, учиться или работать. Желание учиться взяло верх. И родители убедили, что после колледжа необходимо получить высшее образование. По моей специальности возможность продолжить учебу была только в Красноярске. Тогда там был сильный Художественный институт (в 2017 году Художественный институт был присоединен к Красноярской академии музыки и театра, ныне: Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского). Был большой конкурс среди абитуриентов (пять человек на одно место). Бюджетных мест было всего восемь, и я оказался в списке восьмым.
– Учиться трудно было?
– Первый год особенно: новый город, друзей мало. Стипендия была маленькая, а так как зимнюю сессию сдал с одной тройкой, то потерял возможность получать ее на полгода. Тогда поставил перед собой цель – я должен учиться без троек и стать лучшим в учебе. Эта мотивация дала мне возможность попасть в десятку лучших студентов вуза и получать повышенную стипендию. А вскоре я стал первым в рейтинге. Там оценивались успеваемость и участие в выставках, особенно высоко – в международных. Так я стал получать очень приличную стипендию. На пятом курсе благодаря участиям в выставках меня приняли в члены Союза художников России.
– Там ты окончательно понял, что будешь художником?
– Да. Также я понял, что нужно оттачивать мастерство, совершенствовать свои навыки. Здесь, как и в любом деле, необходимо много работать. Если поначалу я сомневался в выборе профессии, то сейчас уже накопил определенный опыт. Ведь картины – это продукт, который я создаю. А его надо продвигать. Нужно постоянно организовывать выставки, заводить новые знакомства. Это и будут твои клиенты. Сейчас я делаю постеры, календари, футболки со своими картинами. Их легче перевозить, реализовывать.
– А выставки трудно организовывать?
– В 2015 году я впервые поехал за границу, в Турцию, на международный пленэр художников. Получил массу новых эмоций и впечатлений, ведь помимо Красноярска я вообще никуда не выезжал за пределы Алтая. В 2018 году пригласили на фестиваль в Берлин, там тоже была моя персональная выставка. Каждая из них для меня определенный опыт, благодаря им я развиваюсь. Персональные выставки дали возможность оценить положительные и негативные моменты их проведения. Одной из лучших стала выставка, которая состоялась в прошлом году на моей родине, в Горно-Алтайске, в Национальном музее имени Анохина. Было очень много людей, много восторженных отзывов, что особенно приятно.
– Написание картин белым карандашом на черном фоне – это твоя «фишка»?
– Там не только карандаш, еще и мел. С этого я начинал свое творчество и продолжил заниматься в Академии художеств. Но эти картины очень хрупкие, мел осыпается, бывает, после выставки приходится их реставрировать. Сейчас я пишу акриловыми красками, постепенно перехожу на масло. Масло просто дольше сохнет. Но эти картины более долговечны.
– Откуда черпаешь темы, образы для своих картин?
– Я с этим, наверное, родился. Все, что есть в картинах, – это мое воспитание, жизненный путь, подсознание. Мне важно делать глубокие вещи. Не хочу создавать картину, которой можно было бы просто любоваться. Живопись, влияющая в духовном плане на зрителя, – моя цель. Чтобы она заставила человека преобразиться. Я – как проводник, передающий послание предков в сегодняшний день.
Я читаю много исторических книг, ищу героев из древнего эпоса, меня интересуют магия и мистика. В литературе есть такой термин – магический реализм. Например, в серии «Послание», созданной в этом году, я использовал иероглифы из старомонгольской письменности.
– Какие художники твои любимые? Чему ты у них научился?
– У меня нет любимых художников. Но я стараюсь смотреть разные работы, в том числе современных мастеров. Например, игра света и тени, точки на темном фоне, натуралистичность мне нравятся у Караваджо.
Мне запомнилась одна встреча в институте. Это был 2012 год, к нам пришел известный скульптор и художник Даши Намдаков, он, кстати, выпускник этого института. Я до этого даже не знал о нем. Его жизненный путь оказал на меня сильное влияние. У него свой язык, которого он придерживается.
Мне же хочется создавать живые картины, то есть картины, которые могли бы заставить человека, зрителя, задуматься о прошлом, о будущем, вообще о жизни. Я пишу свои работы с натуры. Костюмы берем напрокат в музее, театре, а потом додумываю образы.
Или еще один очень известный художник – Никас Сафронов. Не буду говорить о художественном достоинстве его картин, есть там интересные вещи, например, серия, где голова животного, а тело человека, но, безусловно, его можно уважать. Он умеет себя подать, сумел себя раскрутить. Он зарабатывает своим делом, тем, что он любит.
– Пишешь ли ты картины на заказ?
– Иногда я делаю авторские копии с моих картин. Портреты писать мне неинтересно.
– Какие планы на ближайшее будущее?
– Я только что приехал из Красноярска. Пока намерен работать на себя, писать картины, готовить новые выставки. В следующем году уже запланированы передвижные экспозиции в Новосибирске, Иркутске и других городах.
– О чем ты мечтаешь?
– Выйти на мировой уровень.
Интервью: Антон Семёнов