Самое романтическое место в Тюмени – вантовый мост или «Мост Влюбленных», перекинутый через реку Туру и соединяющий центр и Зареку (Заречный район). Мост похож на Крымский в Москве.
Есть у тюменского моста и еще кое-что, что роднит его с Ригой: как и на мостике в тамошнем парке «Бастионка», молодожены вешают здесь замки со своими именами, а ключик кидают в реку. Работники городского хозяйства регулярно спиливают излишки замков и ворчат, но беззлобно: сами были молодыми.
Когда-то в самом начале моста стояло первое в Тюмени каменное строение (кремля, в отличие от Тобольска, в Тюмени не построили) – Благовещенский собор, возведенный по указу Петра I и освященный в 1705 году. В начале 30-х годов прошлого века храм, как и многие другие его товарищи по несчастью, чем-то помешал большевикам, и его взорвали. Кирпич уничтоженного храма, впрочем, сохранился до сих пор: рачительные «новые хозяева» сложили из него круглую баню в духе конструктивизма на улице, переименованной из Спасской в Ленина.
К счастью, совесть (а может, практические соображения) не позволили новой власти так же поступить и с Вознесенско-Георгиевской церковью, освященной в 1789 году, и с дивным Крестовоздвиженским (Никольским) собором XVIII века. А главное – судьба была милосердна к красующемуся чуть в стороне от моста на противоположном Зареке высоком берегу Туры Свято-Троицкиму мужскому монастырю, что рядом с улицей ямщиков – Ямской слободой (ее сохранившиеся дома отличаются удивительным резным декором). Большевики разместили в его постройках склады, музей и горводоканал. Белый куб собора с золочеными главами причудливой барочной архитектуры вздымается над рекой и издалека привлекает взгляд. Монастырь обведен невысокой каменной стеной.
Из православного храма мы переместились в своеобразный «храм торговли» – торговый дом купца Ивана Колокольникова, превращенный в музей. Купец вел широкую торговлю чаем не только в Тюмени, но и на крупнейшей в Сибири Ирбитской ярмарке. После смерти главы семьи бразды правления торговлей переняли его вдова и сыновья.
Купеческих домов, превращенных в музеи, в Тюмени несколько, и это не должно удивлять. В ХIХ веке город был промышленным и торговым центром Сибири. Именно здесь, а не в официальной сибирской столице – Тобольске – жили богатые купцы, именно на здешней верфи в 1836 году сошел со стапелей первый в Сибири пароход, и город надолго стал центром сибирского кораблестроения.
Буквально «дверь в дверь» с домом Колокольникова – особняк другого известного в старой Тюмени купца – Иконникова, потомка иконописца Спиридона из Устюга Великого. Тот перебрался в Тюмень и написал чудотворную икону Знамения Богородицы для местного Знаменского собора. Купец Иконников прославился не только успешной торговлей, но и тем, что ему, в бытность городским головой, довелось дважды – 31 мая и 4 июня 1837 года принимать у себя венценосного гостя – будущего императора Александра II. В память о знаменательном событии музей украшает мемориальная доска с золотыми буквами. Но у публики куда большим успехом пользуются другие экспонаты: модель лодки, специально построенной для переправы цесаревича через Туру, и восковые куклы – Александра II, его воспитателя поэта Жуковского и… красного командира Блюхера. Во время Гражданской войны Блюхер был комдивом 51 стрелковой дивизии, и в иконниковском доме размещался его штаб.
Центр Тюмени довольно компактен, здесь все рядом. На одной-единственной улице с абсолютно нерелигиозным названием – Ленина – соседствуют несколько православных соборов, костел и синагога. Раньше имелась и мечеть, но ее, к возмущению четверти населения города, исповедующего ислам, недавно поспешно снесли под предлогом аварийности здания. Пять минут на автобусе от этого «культового центра» – и нам показывают ресторан с разухабистым названием «Потаскуй» (район, где теперь расположилось питейное заведение, прежде назывался именно так и был знаменит как квартал красных фонарей) и довольно неприглядное кирпичное здание одного из корпусов городской больницы. Оно знаменательно тем, что именно сюда привезли самого, пожалуй, скандально известного в мире уроженца тюменской земли Григория Распутина – после того, как его в его родном селе Преображенском пырнула ножом в живот сумасшедшая бывшая проститутка Хиония Гусева.
Со времен лечения Распутина в Тюмени стиль работы учреждений здравоохранения там сильно изменился. Чтобы убедить в этом, нас отвезли на пригородную базу отдыха «Верхний бор», где даже зимой можно искупаться в открытом бассейне с горячей термальной водой. Над двумя бассейнами с бурой, непрозрачной, специфически пахнущей горячей жидкостью стоит гам и визг: купаются ребятишки. Пожилые дамы степенно присели в воде вдоль бортиков: людям зрелых лет купание в источнике предписано по медицинским показаниям. Ванны в бромной хлоридно-натриевой воде помогают при болезнях печени, почек, желчного пузыря и других внутренних органов. После бассейна отдыхающие освежаются свежевыжатыми соками и даже менее невинными напитками в баре, расписанном ню – копиями с весьма выразительных фантастических картин Бориса Валеджо.
История Тюмени – первого в Сибири русского города – началась в 1586 году, когда «воеводы съ Москвы, Василей Борисович Сукинъ, да Иванъ Мясной, да письменный голова Данила Чулковъ съ тремя сты человек поставиша град Тюмень». Эти триста человек были стрельцами, посланными царем в помощь воинству уже погибшего за год до того завоевателя Сибири Ермака и укрепления восточных границ страны. Место для крепости-острога Тюмени было выбрано вблизи полуразрушенного татарского города Чимги-Туры, столицы Сибирского ханства. На месте основания Тюмени ныне разбит сквер с памятным знаком Ерамаку. Тюмени, впрочем, в те времена не удалось стать столицей новой, русской Сибири – этой чести удостоился основанный годом позже Тобольск.
Свято-Троицкий (изначально – Спасо-Преображенский) мужской монастырь основал в 1616 году казанский монах Нифонт. К началу XVIII века деревянная обитель обветшала, и святитель Филофей Лещинский, митрополит Тобольский и всея Сибири, добился у благоволившего к нему Петра I разрешения на каменное строительство в монастыре (в то время из камня строили только в Петербурге). Сам Филофей, ставши схимником, жил в обители до 1727 года. Монастырь был центром монашеской и миссионерской жизни, в нем работала латинская школа, иконописные мастерские. После революции храм разорили, конфисковали богослужебную утварь, а могилу святителя Филофея вскрыли: с тех пор его мощи считаются утраченными. Правда, монахи под большим секретом утверждают, что в результате долгих, почти детективных розысков мощи якобы уже обретены, и дело стало только за тем, чтобы «легитимность» святыни признали в патриархате.
Прикоснись к истории
Не только нефтью и газом богата Тюменская земля. Ее недра хранят и другое, не менее ценное сокровище – археологическое наследие, оставленное поколениями тех, кто осваивал просторы Зауралья в доисторические времена. Особенно славится своими древностями Ингальская долина. Здесь, на стыке Истеского, Ялуторовского и Упоровского районов, где среди лугов и перелесков петляют две похожие речки, две Ингалы – Луговая и Боровая – сосредоточено около 600 археологических памятников, относящихся к каменному, бронзовому и железному векам.
Попасть в затерянный мир доисторических культур можно менее чем за полтора часа езды по любому из двух шоссе, которые ведут из Тюмени к центрам соседних областей – Курганской и Омской. Примерно в 75 км от города обе дороги огибают обширную низменность, раскинувшуюся между Тоболом и Исетью, у слияния этих рек. Это и есть Ингальская долина. Изучая ее территорию площадью 1500 кв. км, ученые сделали немало археологических открытий. И сегодня прикоснуться к истории может каждый, кто решил посетить эти места.