Отдохнем, помоляся

На благо ли дана человеку праздность? Паломничество – страдание или разновидность туризма? В чем древнее предназначение постов и праздников? Как влияют молитва, литургия и исповедь на душевное состояние человека? Какое место занимает здоровье в системе культовых табу и предписаний? Мировые религии дают различные, а порой и достаточно схожие ответы на эти вопросы.
Всякий ли отдых полезен? Обратимся к первым советчикам в этой области – мировым религиям. Начнем с христианства.

Не развлечение, но необходимость

В Библии сказано, что сам Бог был первым «отдыхающим»: «В шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился». Как видно, даже Богу требуется отдых. Что ж говорить о нас, простых смертных. Чтобы укрепить свои силы, христиане должны отдыхать умственно и физически. Ведь по учению церкви, здоровье – это дар Божий, как и сама жизнь. Потому-то люди должны относиться к себе крайне внимательно. Но излишней заботой о теле и здоровье можно развить в себе страсти и пороки. Например, потребность в пище может перерасти в чревоугодие.
Отдых не должен проходить в виде беспечного и бессмысленного веселья. Это не простое наслаждение, а скорее насущная необходимость. Праздность и развлечения согласно канонам христианской церкви, православия – в том числе, могут доставлять радость, но для внутреннего мира человека они являются тем же, чем волокнистый леденец для пищеварительной системы. По словам священника Даниловского монастыря Михаила Дудко, физически и духовно человек восстанавливается только в молитве.
Святой Иоанн Кронштадский говорил так: «Я знаю, что после молитвы даже короткий сон будет для меня освежающим и вернет мне силы». В течение всей жизни он работал по 18–20 часов, заметьте, без отпусков и выходных, и никогда не жаловался на усталость. Вообще, в древности у монахов было такое правило: «Трудись и молись». Казалось бы: велика ли радость? Но жили-то они долго и счастливо. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II практически не отдыхает. Когда медики пытаются убедить Его Святейшество, что и расслабляться иногда не повредит, он отвечает так: «Я знал многих людей, которые излишне берегли себя и которые до моих лет не дожили. Как Бог даст, так и будет».
Разумеется, если человек болен, находится на грани физического или морального истощения, ему отдых необходим как воздух. Христианская церковь не запрещает совершать туристические поездки и посещать рестораны, ездить за город и отправляться в круиз. Единственное «но»: все должно быть в меру. В еде, развлечениях и сне. «Главная цель у большинства туристов, – говорит отец Михаил, – выпить, погулять, насладиться мирскими радостями. После такого отдыха они возвращаются не то что отдохнувшие, а наоборот, уставшие и набравшиеся каких-нибудь болезней. Отдых – это восстановление сил для того, чтобы потом можно было вновь работать, а не способ нарваться на неприятности или подцепить интимную болезнь.

Культовый туризм для христиан?

На первый взгляд, паломничество схоже с туризмом. Хотя раньше оно было скорее наказанием, эпитимией, чем отдыхом. Паломничество – хождение верующих к Святым местам на поклонение, известно еще в глубокой древности; оно основано на веровании, что молитва более действенна в местностях, которые имеют то или иное отношение к богам. Так греки и римляне собирались в отдаленных храмах, германцы – в священных рощах, иудеи в великие праздники ходили в Иерусалим. В христианском мире паломничество входит в обыкновение в конце IV в. по примеру св. Елены, бывшей матери императора Константина Великого, отправившейся для поклонения в Палестину, где жил и наставлял Спаситель. Св. Елена воздвигла там найденный ею Крест, на котором распяли Христа.
Эпитимия, добровольная или вмененная, заключалась в том, что человек должен был пройти до Иерусалима. Сейчас на Святую землю пешком не ходят, а летают на самолете. Но многие христиане – люди небогатые. И трата 500–700 долларов на билет до Иерусалима является для них своего рода эпитимией. Ведь приходится экономить на еде, одежде и на том же самом отдыхе. Собрав достаточную сумму денег, они отправляются в паломничество по святым местам либо российским, либо зарубежным. Существуют традиционные маршруты паломничества православных: в Иерусалим, к гробу Господнему, к мощам святителя Николая в Бари в Италии, на святую гору Афон в Греции. На Руси это – Киево-Печерская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, Оптина Пустынь, Дивеево близ Сарова и другие места, где находятся чудотворные иконы и покоятся мощи святых. Общим для всех христиан является паломничество в Иерусалим.

Не испытывай Господа!

Каждый верующий, как и атеист по российскому законодательству имеет право на отпуск. Как его провести, дело сугубо личное, “удел совести”, как сказали бы раньше. Но тяги к экстремальным видам отдыха у христианина быть не должно. Причина проста: от здоровья – Божьего дара – просто так, по собственной инициативе, добровольно отказываться нельзя. Занимаясь же экстримом, человек сознательно идет на риск для жизни. Так что истинным христианам не рекомендованы сноубординг и скейтбординг, вейкборд и парашютный спорт, вертикальное скалолазание и подводное плавание. Иначе, потеряв Божий дар, снищут его гнев, т.к. написано “Не испытывай Господа, Бога твоего”. Таков комментарий нашего священника – отца Михаила.
Теперь обращаемся к любителям поохотиться. Господа, замените ружье на фотокамеру с телевиком! Охота согласно христианским заповедям – занятие, Богу неугодное. Ради забавы убивать живых существ грешно. Истребление же дикой природы корысти ради осуждают все законы – и мирские, и церковные. А вот «охотиться» на рыбу, большую и маленькую, христианство позволяет всем. Ведь даже Христос выходил в море с рыбаками и с удовольствием вкушал рыбные яства. Объясняется такая, казалось бы, несправедливость просто: для рыбаков ловля морских и речных «тварей» – способ существования.
Кстати, о яствах. Так называемые отрыв и гудение в барах и ресторанах как вид отдыха церковь относит к занятиям сомнительным. Жить-то ведь надо скромно, без излишеств и чрезмерных пристрастий. Церковь вообще всячески стремится к умерению паствы. К умерению как в радости, так и в скорби, в труде и в отдыхе. Еду тоже нельзя превращать в культ. Что же еда в ресторанах, если не культ? Конечно, можно не поддаваться на провокации шеф-поваров, отводить глаза от аппетитных названий в меню и довольствоваться, например, лишь скромным ланчем или бокальчиком сухого вина… Но мало у кого это получается. Кстати, еще один аргумент в пользу умеренности: хорошо покушав и отведав игристого вина, забористого пива или перченой горилки, многих тянет на приключения и подвиги, о возможных последствиях которых рассказывать можно очень долго. Этого, естественно, христианская церковь принять не может. Хотя, с другой стороны, на церковных праздниках угощение подается далеко не скоромное. Доброе вино да водочку “и монаси приемлют”. Но это скорее, хоть и нередкое, но исключение. Что-то положено и по уставу. А уставы и законы, как известно, порой не вторят друг другу, и не только церковные.

Таков наш первый, разумеется, далеко не полный обзор некоторых положений одной из мировых религий – христианства, – трактующих и регламентирующих понятие отдыха для верующего. На самом деле, тема отношения религии к отдыху гораздо глубже и полезна она отнюдь не только верующим. Мы будем рады дискуссии как исследователей и священнослужителей, так и простых верующих, независимо от их вероисповедания.

Ольга Филатова



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest