Покорение Лапландии

Наш корреспондент ввязался в опасную авантюру – участие в трофи-экспедиции «Лапландия». она проходит на Кольском полуострове с 2003 года. Готовясь к эспедиции, прочитал рекомендации по экипировке и понял, что глобальное потепление Кольскому не грозит. «… шерстяные носки, шерстяной свитер, шапочка…». Надо учесть, что еду я летом. Кроме теплых вещей, пригодятся спортивный костюм, пара кроссовок, треккинговые ботинки, резиновые сапоги про запас, костюм «анорак». Остальное снаряжение (спальник, палатка, туристический коврик, посуду и прочее) предоставляют организаторы. Эта экспедиция – один из редких пока для России приключенческих проектов, где можно участвовать обычным туристам. Не обязательно принадлежать к какому-нибудь джипперскому сообществу, иметь собственную машину, даже водить уметь не обязательно – можно всю дорогу ехать пассажиром.

Маршрут экспедиции был разделен на две части – южную и северную. Старт намечен в Мурманске – от памятника Неизвестному Солдату, который в простонародье зовут Алешей.

В первой части экспедиции, собралось чуть больше двадцати человек. Пять экипажей на своих автомобилях, один «УАЗ» организаторов и «ГАЗ-66» «Вахта» в качестве головной машины, экспедиционного штаба, эвакуатора и технички. Состав конвоя участников был следующий: «Тойота» «восьмедисятка» с российскими финнами – очень приятной семейной парой, два экипажа московских «геокешеров» на «Мицубиши L-200» и «Поджеро» и «короткий» трехдверный «Дефендер». Автомобиль, в составе которого предстоит путешествовать мне, – стандартный «УАЗ». Оказалось, что кроме меня, в составе экспедиции есть еще один турист из Москвы – Иван. Правда, в отличие от меня, он свое путешествие начал в роли штурмана прямо от МКАД. В течение экспедиции и Ивану, и мне удалось поездить практически на всех вышеупомянутых автомобилях – ее участники напоминают большую веселую свору воинов-кочевников, которые неустанно общаются между собой, вступают в веселые перепалки по любому поводу, шумно обсуждают достоинства своих железных коней и не прочь пустить за руль даже московского «чайника».

Заправившись «под завязку» топливом и закупив провизии на пять дней вперед (так как магазины на крайнем севере Кольского – большая редкость), мы общей колонной двинулись на север.
Восемьдесят пять километров асфальтовой дороги отделяли нас от начала многодневного внедорожного путешествия. Средняя скорость в колонне – 55-65 километров в час. Когда сошли с асфальта на грунт, и далее на старые военные дороги и бездорожье, скорость не превышала и 20 километров.
Следующие шесть дней мы передвигаемся по бездорожью на полуостровах Средний и Рыбачий. Проходим несколько бродов, в том числе один – через Западную Лицу, где машины скорее плыли, чем ехали. А в основном преодолевали каменистые подъемы и спуски. Так что вволю можно любоваться панорамами – с Рыбачьего видели Норвегию, а потом – Северный Ледовитый океан.
Насколько хватает глаз, повсюду хаотично разбросано бесконечное множество камней самой причудливой формы и размеров, оставленных некогда ледником. Сразу становится понятно, почему именно на этой земле возникла культура поклонения сейдам, и почему до сих пор местные жители придают им такое значение, а пришельцы из других мест начинают искать следы доледниковой Гиперборейской цивилизации.
Вообще, на Кольском смешалось несколько пластов истории. Стоянки человека «арктического палеолита», старинные оленьи пастбища саамов, древние волоки, которыми пользовались викинги и русские поморы.

Распорядок дня всю дорогу был одинаковый. Утро начиналось в 9–10 утра под бодрые рок-н-роллы Элвиса Пресли, дальше завтрак, общий сбор лагеря и часов до семи вечера – дорога.
Периодически я просился за руль «УАЗа», и инструктор Денис занимал место штурмана. Передвижение по каменным россыпям – дело непростое. Постоянная игра «газ–сцепление» начинает через 2–3 часа сильно утомлять. Но уже к концу первой недели я достаточно сносно прохожу неглубокие броды в заливах Баренцева моря и каменистые спуски-подъемы. Тут мы снова выбираемся на асфальт и идем на юг – в Оленегорск, где назначена встреча с участниками северной части маршрута. Дальше вместе с пополнением мы двинулись в сторону южной части Кольского полуострова.

В первый же день организаторы предложили очень сложный набор препятствий. В маршрут был включен настоящий спецучасток одного из самых сложных отечественных трофи-рейдов «Арктик-Трофи». Все участники должны были преодолеть более 20 километров заболоченной дороги, а затем форсировать достаточно серьезный брод на реке Печа. Первым на переправу отправили «ГАЗ-66». На другой стороне реки прямо на дороге расположились небольшим лагерем рыбаки. Видно было, что они не верят даже в то, что мы предпримем попытку перейти эту реку вброд. И напрасно. «ГАЗ-66» чинно и вальяжно, погрузившись по бампер, вошел в реку. Уже через несколько минут выползая на противоположный берег, уперся этим самым бампером в палатку рыбаков. Пришлось им убрать с дороги свой скромный скарб. Второй пошла «Тойота». Ребята, имея опыт подобных экспедиций, достаточно легко справились с задачей. За ними прошли «Поджеро» и два «УАЗа». Настала очередь L-200. Увы, длинная база вкупе с низкой посадкой сыграли свою роль. Собрав все камни на реке днищем, в десяти метрах от берега машина встала. Через капот, красиво бурля, перетекала вода. Дальше брод форсировался на лебедке.
На следующий день предстояло через тот же брод и уже другую заболоченную дорогу выбираться назад. Впереди нас ждали вершины Ловозерских и Хибинских хребтов, дальше запланировано покорение «тысячника» – горы Аллуайв (1106 метров над уровнем моря).
Общая высота подъема от подножья горы до вершины – около 800 метров. Преодолевается он по дороге, когда-то накатанной геологами. Она представляет собой «змейку» с яруса на ярус, и чем выше, тем более чувствительным становится уклон. Техника начинает перегреваться и «захлебываться». Ближе к вершине нас накрыла линия облачности. Пелена такая, что руки вытянутой не видно! Вообще, очень необычное зрелище – прямо на глазах приплывает облако и накрывает нас.

От Аллуайва до вершины Кедикверпакх шли по перевалу Геологов. Это не дорога, а всего лишь гусеничный след на камнях. Перевал с обеих сторон обрывается скальными стенками высотой около 200 м. Очень страшно… Раньше я думал, что местные инструктора набивают себе цену и рассказывают традиционные страшилки. Тут я понял, что они говорят правду. Они до сих пор и живы, и работают только по тому, что выполняют свои же негласные правила: в горы – только до кромки облаков!
До Хибин доехали без приключений, по красивым дорогам еще довоенных лет. Часть пути лежала по треку бывшей «сталинской» узкоколейки, мимо лагерей политзаключенных, от которых осталась печальная память в виде рядов колючей проволоки, остатков бараков, землянок и наблюдательных вышек.
Ночевали в Хибинах на новой турбазе, была банька с мостками в ледяной горный ручей. Очень кстати – к этому времени я порядком устал от ночевок в палатках.
Дальше путь лежал на Терский берег – к Белому морю. Здесь находится самая северная в мире песчаная пустыня. Прямо абсурд какой-то! Пески, барханы. Самая настоящая Сахара, только холодно. Неподалеку – брошенное месторождение аметистов. Оно открыто и доступно – несколько аметистовых щеток на память может увести любой настойчивый турист, пару часов покопавшийся на отливе.
На обратном пути посещаем маленькую рыбацкую деревню, на местном диалекте – тоню. С любовью обустроенное и реставрированное селение из двух домов с амбарами и прочими хозяйственными постройками на берегу Белого моря.
И как-то неожиданно мы добрались до Кандалакши – к финишу нашей экспедиции. Две недели пролетели незаметно.

Материал подготовлен совместно с RussiaDiscovery. Отдых и приключения в России. Активные и экспедиционные туры. Москва,
ул. Садовническая, 72/1.
Тел. (495) 589-20-20 (многокан.).
e-mail: go@russiadiscovery.ru www.RussiaDiscovery.ru



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest