Как отличить настоящего кубанца (обязательно – с ударением на последнем слоге)? Да элементарно. Задайте ему любой вопрос – и получите исчерпывающий ответ. Из которого не поймете ни слова.
Вы высовываетесь из своего авто и кричите стоящему у обочины хуторянину:
– Где тут можно найти станцию техобслуживания?
Исполненный достоинства собеседник радушно машет рукой:
– Оце пид гору до базарю, там повэрнэшь, трохи проидышь до хаты головы, вылыка така, и перелаз рудый, а биля ёго – сельпо. Зайдешь у сельпо – спытай в Нюрки, дэ йии мужик. Йии Мыкола дэрже, вин у нас пэрший механик и в кишечках разумие.
Вы что-нибудь поняли? Вы подумали, что вы на Украине? Что за глупость! Украинцы так же не понимают кубанцов, как обитатели Подмосковья или Псковщины. Просто не стесняйтесь попросить: «Говорите, пожалуйста, по-русски». И селянин тут же вспомнит, чему его учили в школе, и переведет свои слова:
– Поезжайте вниз до рынка. Поверните и следуйте до дома председателя сельсовета, – большой, за красным забором. Возле него – магазин. Спросите у продавщицы Анны, как найти ее мужа. Она замужем за Николаем, а он у нас лучший автослесарь, любую машину может починить.
Кто такой кубанец?
Кубанец – это человек, который никогда не ответит вам отказом. Но и откровенности от него сразу ждать не стоит. На любой свой вопрос вы получите пять вопросов, и только ответив на все, удостоитесь ответа. Не потому, что люди на Кубани слишком любопытны. И не оттого, что им нечего делать. Просто они – казаки. Жители пограничья. А значит – не доверяют чужакам:
– А как проехать в хутор Светлый?
– А кого вам треба?
– Петренко.
– Це яки Петренки? Васьки Шклявого чи Котопаса диты?
– Александр Федорович.
– А якый там Александр Федорович? Погодьтэ.
Собеседник подходит к ближайшему забору. В лае заходится собака. Ей вторит весь квартал.
– Ивановна. А якый на свинячем Петренко – Александр Федорович?
– Ни, той Сашка – Васькин. А Федорович – це Котопаса внук, шо женився. Федора Балабая сын, от Лозынчихи.
– А колы вин жынывся? Вин же в армии був?..
Вы начинаете нервничать? Не торопитесь. Получите удовольствие от новых знаний. Например, теперь вам известно, что прозвище на Кубани дают на всю жизнь. И, если когда-то бригадир в шутку послал вас, дошкольника, пасти котов, то даже ваши внуки для земляков будут не Петренко, а Котопасы. А хутор Светлый таковым стал в годы электрификации, но до сих пор в обиходе именуется «Свинячим» (такой хутор действительно существует в станице Ивановской Красноармейского района).
Ваш собеседник выяснил родословную того «Петренка» (ударение на «А»), что вам нужен, и направился к вам. Надеетесь получить, наконец, ответ? Ну-ну…
– А вы ему хто будете? Бо я дывлюсь – вы не Петренкивской породы.
Пристальные глаза аборигена видят вас насквозь. Он слушает ваши объяснения, но уже приготовил следующий вопрос:
– А шо вин вам так забажався? (Значит, зачем он вам нужен, чего от него хотите?).
И только увидев, что вы начинаете закипать, ваш Сусанин ответит. Подробно и детально. С указанием места, времени и даже примет Сашки Петренка, даже если вы его родной брат-близнец. Как это будет звучать? Вернитесь в са-мое начало статьи.
Что любит кубанец?
Да ничего такого особенного. Покой и волю. Достаток. Порядок. Работу. Здесь, возле любой обитаемой хибары (сторожки, будки стрелочника, КПП), разбит огород. Если б Останкинская телебашня находилась на Кубани, газоны вокруг нее непременно были бы засажены картошкой. И обнесены заборчиками.
Жителя Средней полосы это может удивить, но на Кубани у каждой грядки – оградка. Потому что кубанец не любит, когда к нему лезут без спросу. Зато все, что за забором, принадлежит каждому. Летом на тенистых улицах кубанских городов и станиц с высунувшихся из-за заборов ветвей вам на голову будут падать слива и алыча, абрикос и яблоки, шелковица, вишня, черешня. Со-бирай их, рви, ешь – на здоровье. Попросите хозяина – вам дадут пакет, чтоб было куда собрать. Главное – не лезь за забор. Без спросу.
Вас может обидеть недоверчивость кубанца? Напрасно. Ведь с той же дотошностью и въедливостью, с которой он охраняет свой покой, он будет беречь вас, ваш покой и ваше имущество, после того, как признает в вас достойного человека.
А еще кубанец очень любит опрятность. Здесь снисходительно отнесутся к расточительности и прижимистости, к болтливости и неразговорчивости, не позавидуют чужому богатству и не осудят бедность. Но неряшливости не простят. Просто кубанцы – очень самостоятельны, а самостоятельный человек должен созерцать окружающую действительность в порядке и чистоте. Вот такой национальный колорит.
Где найти кубанца?
С каждым годом этот вопрос становится все более актуальным. Уровень образования, уровень бизнеса в крае давно не приемлет неправильного русского языка. А темп жизни горожан, которых в Краснодарском крае, по статистике, 53 %, не располагает к неспешному копанию в городе. Молодые хозяйки, умеющие варить борщ с галушками и вареники с творогом, предпочитают, не тратя времени, купить пельмени в магазине. И даже во время застолий, свадеб и юбилеев магнитофон – враг фольклора – потеснил хоровое пение. Оставляя его только легендарному и неповторимому Кубанскому казачьему хору.
И все же, если задаться целью, кубанца можно найти. И на закате, сев с ним на дощатый стол под жерделой, отведав огненно-горячего борща и ледяной «тётимотивки» (по имени соседки-кудесницы), услышать все, что поют кубан-цы уже двести лет. Про «варенички», про «Марусю, раз-два-три, калина», и про Галю, обманутую казаками, и, конечно, про атамана Сагайдачного, променявего «жинку на тютюн да люльку» (табак и трубку), но приведшего-таки запорожцев на Кубань воевать с турками и защищать рубежи Российской империи. Об этом в станицах поют до сих пор. Чтоб услышать, как поют, нужно хотя бы приехать на Кубань. И спросить (о чем угодно) первого встреченного, прямого, как палка, сухого, как кость, и словно лунь седого станичника.
Станислав Касавченко