В середине ноября столица Приморья принимала фестиваль «Вузовское кино» – уже второй за последние три месяца кинофорум. Главным же культурным событием уходящего года для Владивостока стал, безусловно, кинофестиваль «Меридианы Тихого», состоявшийся в сентябре. Не обошлось без забавных нестыковок, но в целом форум оставил самые приятные впечатления и занял достойное место в киноиндустрии Азиатско-Тихоокеанского региона.
Сентябрьский Pacific Meridian стал всего лишь третьим по счету, но составу его участников могли позавидовать многие кинофорумы не только национального, но и международного масштаба. На суд жюри были представлены 88 фильмов, причем не только российских и азиатских режиcсеров, свои работы показали кинематографисты из Германии, Испании, Франции, других стран, не имеющих, на первый взгляд, отношения к тихоокеанским меридианам. В жюри заседали такие корифеи, как аргентинский критик Эдуардо Антин или отборщик фильмов Каннского кинофестиваля Жюль Шапрон; авторами многих конкурсных фильмов были режиссеры, уже не нуждающиеся в представлении, – например, австралиец Пол Кокс. Из российских мастеров можно выделить Светлану Проскурину с ее «Удаленным доступом» и Алексея Кравчука, который впервые показал во Владивостоке «Итальянца» – фильм, впоследствии номинированный на «Оскар».
«Меридианы Тихого» проходят под патронажем администрации края, а почетным президентом фестиваля является губернатор Приморья Сергей Дарькин. Он же учредил и свой, губернаторский, приз с символичным названием «9288» – таково расстояние от Москвы до Владивостока в километрах. Кстати, на прошедшем фестивале этот приз достался именно «Итальянцу», так что выбор губернатора оказался в какой-то мере пророческим.
А Гран-при Pacific Meridian-2005 получил перуанский фильм «Дни Сантьяго», снятый режиссером Энидом Кампосом. Критики сочли выбор жюри весьма спорным с точки зрения «чистого искусства», но политически безупречным. Дело в том, что Перу входит в число чрезвычайно бедных развивающихся стран, для которых подобные награды должны служить стимулами к развитию киноиндустрии. В этом, собственно, и заключается значительная часть гуманитарной миссии любого представительного кинофорума.
Так что политическую нагрузку, надлежащую статусу международного фестиваля, организаторы тоже вынесли с честью. Тем более, что призов на «Меридианах Тихого» было предостаточно: общий призовой фонд составил 105 000 долларов. Из других открытий фестиваля стоит отметить фильм «Правда о «Курске», признанный лучшей документальной лентой.
Впрочем, на закрытии фестиваля организаторы и участники говорили не столько об итогах, сколько о перспективах форума. И потому символичным выглядит тот факт, что на смену «взрослому» кино во Владивосток два месяца спустя пришли студенческие работы.
Юрий Михайлов