К теме развития туризма участники заседания Президиума Госсовета относились по-разному. Для Челябинской или, скажем, Липецкой областей эта тема менее значима, чем для Петербурга или Краснодарского края. По завершении заседания мы обратились с вопросами к губернатору Краснодарского края Александр Ткачеву, который фактически инициировал сбор президиума Госсовета на своей территории; к губернатору Санкт-Петербурга Валентине Матвиенко, чей регион первым, в порядке эксперимента, ввел налоговые льготы для инвесторов в сфере туризма; а также к Юрию Барзыкину, заместителю председателя Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, который проделал огромную работу по подготовке этого форума.
АЛЕКСАНДР ТКАЧЕВ: «Нам нужны федеральные законы. Все остальное у нас есть»
– Александр Николаевич, Вы были первым российским губернатором, официально объявившим о приоритетности развития туризма в своем регионе…
– Не знаю, первым или нет. Туризм давно и успешно развивается в Москве, Карелии, Санкт-Петербурге… Мы действительно заявили о приоритетности курортно-туристского комплекса в нашем регионе. И это не просто слова. Приоритетность эта во всем – и в структуре органов власти, и в бюджетном финансировании отрасли.
Ощутимые плоды этой политики – прежде всего хорошая динамика развития курортно-туристского комплекса края. Вы наверняка помните, что с отменой финансирования санаторно-курортного лечения из Фонда социального страхования, пресса предрекала банкротство по крайней мере 40 процентов здравниц. Но в Краснодарском крае сезон-2003 прошел прекрасно (6 миллионов отдыхающих). Значит, можно обойтись и без денег соцстраха.
Мы строим свою политику так: вся транспортная инфраструктура, продукты питания, стройматериалы, оборудование в здравницы должны поставляться нашими кубанскими предприятиями. Это дает возможность развиваться местному «малому бизнесу».
– Какими реальными преимуществами и льготами пользуются инвесторы в сфере туризма на Кубани?
– Объем услуг курортно-туристического комплекса Краснодарского края огромен. У нас около 1200 здравниц и более 400 туристических предприятий. Здравницы в период «высокого сезона» могут принять 220 тысяч отдыхающих (это треть емкости всех курортов России). Частный сектор в летнее время – около 200 тысяч. Чтобы сделать этот комплекс конкурентоспособным, необходимы серьезные вложения. Поэтому инвестору мы всегда рады.
На данный момент существует ряд инвестиционных предложений по курортному комплексу. Например, проекты развития этнографического и экстремального туризма, агро- и экотуризма, которые предполагают вложения от 500 тыс. рублей до 400 млн долларов США.
Что касается реальных преференций, в крае действует закон «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности», согласно которому инвестору предоставляются налоговые льготы, государственные гарантии по инвестиционным проектам и кредиты из краевого бюджета. На конкурсной основе за счет бюждетных средств возможно субсидирование части процентной ставки по кредитам.
– Может ли, по-вашему, Краснодарский край служить моделью развития туристской отрасли для государства в целом?
– Да, наверное. Уже многие называют Кубань «законодательницей моды в области курортного дела». Многие проблемы курортов нашего региона типичны для курортов всей страны: сохранение и развитие инженерной инфраструктуры, добыча и рациональное использование лечебных минеральных ресурсов, контроль за частным сектором в курортной сфере и т.д.
В крае нам удалось выстроить систему управления курортами. На краевом уровне – это департамент комплексного развития курортов и туризма, на местном уровне – управления и отделы по курортам и туризму городов. Всего 11 муниципальных образований в крае имеют такие структуры. Также действуют 27 муниципальных унитарных предприятий, ведающих вопросами инфраструктуры пляжных территорий, территорий отдыха.
– Можно ли решать проблемы развития туризма без помощи Москвы?
– Многие наши нововведения, напротив, берутся на вооружение федеральными структурами и другими регионами. Например, субсидирование процентов по кредитам, аттестация специалистов туристкой отрасли, создание государственного реестра организаций, порядок медицинского обслуживания и сопровождения детей, прибывающих на отдых и лечение в Краснодарский край. Администрация края наделена полномочиями по лицензированию турагентской деятельности и сертификации.
Но без помощи Москвы нам, конечно, не обойтись. Иногда необходимы федеральные законы. ВАЛЕНТНА МАТВИЕНКО: «В 2008 году Петербург примет 5,5 миллиона иностранцев
– В 2003 году в нашем городе побывало 3,2 миллиона иностранных туристов. Это на 15,5 процента больше, чем в 2002 году. А к 2008 году мы прогнозируем прибытие 5,5 миллиона иностранцев. Доходы предприятий сферы туризма и смежных отраслей Петербурга возрастут до 3 миллиардов долларов в год, что даст более 600 миллионов долларов налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Санкт-Петербург гордится своими инициативами в области туризма. У нас появились первые международные туристские выставки, создана Национальная академия туризма, создаются ассоциации и фонды туристской направленности, впервые в России создан государственный туристско-информационный центр.
Вместе с тем перед туристской отраслью Санкт-Петербурга стоят серьезные проблемы. Первую из них – недостаточное обеспечение гостиницами – мы активно решаем на городском уровне.
Другая проблема – визовые формальности. Из-за бюрократических сложностей, связанных с получением виз, тормозится развитие въездного туризма в Россию. В этой связи мы выступили с инициативой введения в Санкт-Петербурге упрощенной системы выдачи краткосрочных виз для въезда в РФ на период «низкого сезона» – с 1 октября по 31 марта. Такие визы мы предлагаем выдавать на 5 полных суток, причем как для индивидуальных, так и для групповых туристов. Это может стать также стимулом для притока инвестиций в туристскую отрасль.
– Петербург – не только мировой культурно-исторический центр, но и здравница северо-запада России. Как обстоят дела в санаторно-курортном комплексе?
– Наш город обладает уникальными территориями с природными оздоровительными ресурсами. Прежде всего это побережье Финского залива.
В настоящее время в административных границах Санкт-Петербурга расположены 63 курортные организации. Количество отдыхающих в них растет год от года. В 1999 году они приняли 240 тысяч человек, а уже в 2002 году количество отдыхающих превысило 277 тысяч. Близость к Петербургу, как туристскому центру, делает этот рекреационный район вдвойне привлекательным для жителей других регионов России и иностранных граждан.
Сейчас наметилась тенденция к улучшению материально-технического оснащения здравниц. Значительно увеличился номерной фонд класса «люкс» и «полулюкс». Важно отметить, что при увеличении спектра дополнительных услуг не пострадала лечебная функция здравниц.
Но развитие курортного дела должно находиться под государственным контролем, требует постоянной государственной поддержки. Только при этих условиях будет обеспечено эффективное использование ресурсов для развития лечебно-рекреационных территорий.
– Какое значение в ряду прочих мер вы придаете рекламе национального туристского продукта?
– Реклама имеет огромное значение для развития любого бизнеса, в том числе и туристского. Я глубоко убеждена в том, что нам общими силами и средствами на федеральном уровне нужно создавать систему продвижения туристского продукта России.
Нам нужны новые крупные межрегиональные программы, маршруты, новые бренды, такие как «Серебряное кольцо России», «Белые дни Санкт-Петербурга» и другие. Они нуждаются в систематизации и серьезной рекламной поддержке.
Юрий БАРЗЫКИН: «Мы говорим о комплексных мерах, а не о создании «черных дыр»
– В ходе подготовки этого заседания рабочая группа сформулировала перечень первоочередных задач – их всего четыре. Можно назвать это нашей формулой успеха. В нее входит комплекс мероприятий а) организационнно-правового, б) экономического, в) социального характера плюс г) создание рекламно-информационной системы. Под организационно-правовыми задачами понимается создание эффективной отраслевой структуры управления и законодательной базы, подготовка и переподготовка кадров. Экономические меры – это развитие отраслевых программ, разработка особых экономических механизмов для привлечения инвестиций и развития инфраструктуры. Социальный пакет – это прежде всего адресные программы, которые придут взамен существующих льгот. Ведь сейчас на санаторно-курортное обслуживание льготников отводится 1, 7 миллиарда рублей, а после запланированной замены льгот на денежные компенсации эта цифра возрастет до 11 миллиардов. Эти деньги, так же как и личные средства граждан, предприятий, нужно привлекать в санаторно-курортную отрасль. К социальным задачам мы относим и стимулирование работодателей в предоставлении возможностей для отдыха и лечения своим сотрудникам. В перечень рекламно-информационных мероприятий входит не только продвижение национальной марки, рекреационных возможностей нашей страны через СМИ, выставки, прямую рекламу, но и ведение полноценной статистики.
В итоге весь спектр этих задач обсуждался на президиуме Госсовета, и по каждой из них даны поручения правительству. Так что заседание можно считать очень плодотворным.
– В России федеральный опыт часто перенимается регионами в гипертрофированном виде. Стоило вывести туризм за рамки экономического ведомства, как ряд региональных администраций сделали «соответсвующие» выводы. Совсем недавно в Нижегородской области был расформирован департамент туризма при минэкономразвития, и теперь за развитие отрасли отвечает один человек в Министерстве культуры. Как вы относитесь к подобным прецедентам?
– Мы также обеспокоены ситуацией в Нижнем Новгороде. Но я считаю, что регионы вправе сами определять приоритетные для себя отрасли. Там, где в туризме видят некий локомотив, который может тянуть за собой экономику области или края, эта отрасль должна управляться более серьезными институтами. Мы специально подсчитывали: туризм способствует развитию тридцати других отраслей хозяйства! Это поняли уже во многих регионах, которые делают ставку на туризм: взять, к примеру, Краснодарский край, Калининградскую область.
Но я бы не стал сводить все проблемы к созданию каких-то структур. Надо понимать, что административная реформа «прошлась» по всем отраслям и понижение статуса касается не только сферы туризма. Те полномочия и функции, которые существовали, они никуда не ушли. Какая-то часть передана общественным организациям, переведена на уровень регионов. Недаром на Госсовете обсуждалась возможность выделить территории приоритетного развития туристско-рекреационных сфер в России, применить по отношению к ним особые механизмы госрегулирования.
– Не означает ли это создания новых особых экономических зон внутри страны, практика которых недавно была признана порочной и неэффективной?
– Зоны могут быть разными. Но здесь речь идет даже не о зонах,
а о применении особых экономических механизмов по отношению к туризму в отдельных регионах. Это определенные преференции, которые могут предоставляться приоритетным направлениям в региональной политике и экономике, практикуются во всем мире и не противоречат требованиям Всемирной торговой организации, к вступлению в которую готовится Россия. Это не только налоговые меры и меры по защите инвестиций, это и упрощение визовых формальностей, правовых норм, и многие другие шаги. То есть мы говорим не о создании безналоговых «черных дыр», а о комплексе мер, направленных на развитие туризма.
– Участники туристского рынка ждали от заседания Госсовета прежде всего налоговых послаблений, «налоговых каникул» по примеру Египта, где инвестор, вложивший деньги в строительство отеля, на несколько лет освобождается от обязательств перед госказной. Возможна ли такая практика у нас?
– Мне представляются более эффективными другие налоговые послабления. Госсовет рассматривал стимулирование работодателей, расходующих средства на «социалку» – санаторно-курортное лечение и отдых своих работников. Вот эти расходы было предложено включить в себестоимость, то есть вывести из-под налогового бремени. Сегодня главная проблема заключается в том, что услугами туристского рынка готовы воспользоваться далеко не все: нет средств у людей, нет средств у предприятий. Если мы высвободим для них эти средства, это увеличит и поток, и, соответственно, обороты турфирм.
Но если говорить о развитии инфраструктуры курортов, строительстве баз размещения, здесь может быть оказана и прямая налоговая поддержка. Президиум не исключил введения «налоговых каникул» на территориях, о которых мы говорили выше.
– Если обобщить сказанное, как результаты этого форума могут сказаться на интересах, с одной стороны, простого обывателя, туриста, с другой – представителя турбизнеса?
– Конечно же для нашего рядового обывателя – это толчок к развитию социального туризма, на чем был сделан главный акцент заседания президиума госсовета. Именно этим должно и будет заниматься государство. Что касается тех, кто работает в туризме, их коснутся прежде всего изменения и дополнения в законодательную базу туристской деятельности. Правила игры будут определены на перспективу. И это даст возможность предпринимателям выстраивать стратегию ведения дел. Ну и, конечно, информационное обеспечение, продвижение российского турпродукта на внутреннем и международном рынках.
Записал Юрий Патрин