Круиз по рекам и озерам России – отличная возможность увидеть страну, не отрываясь от привычных благ цивилизации. Тот, кто впервые решился провести выходные или отпуск в речном круизе, и речной турист со стажем задаются вопросом – какой маршрут выбрать?
Наибольшей популярностью у россиян и иностранцев пользуются круизы по маршруту Москва – Санкт-Петербург. Маршрут чаще всего проходит через острова Валаам и Кижи, старинные Углич и Ярославль. Туристы посещают Кирилло-Белозерский и Александро-Свирский монастыри, любуются красотами Ладожского и Онежского озер. Выбирая теплоход для путешествия, следует обратить внимание на несколько деталей.
Во-первых, большинство судов перевозит иностранных туристов. Россияне могут приобрести по невысокой цене оставшиеся свободные места. Уровень сервиса и питание здесь всегда на высоте, однако развлекательная программа, бывает, вгоняет россиянина в скуку уже на третий день. Для весельчаков эти теплоходы не подходят, а вот для ценителей сервиса, комфорта и спокойной обстановки на борту – это самый лучший выбор.
Многие круизы по этому маршруту «односторонние», то есть начинаются в Москве и заканчиваются в Санкт-Петербурге, или наоборот. Для тех, кто любит начать и закончить круиз в родном городе, это недостаток. Таким путешественникам следует выбрать маршрут Москва – Санкт-Петербург – Москва или наоборот.
Наконец, теплоход не может посетить все возможные города, поселки и острова на маршруте. Все корабли заходят на остров Кижи, со знаменитым музем деревянного зодчества под открытым небом. А в остальном маршруты значительно различаются. Поэтому те, кто хочет обязательно увидеть остров Валаам, или, например, побывать в Петрозаводске, должны выбрать круиз, в котором предусмотрены заходы в эти пункты. Россиян на маршруте обслуживают теплоходы «Константин Коротков», «Илья Муромец», «Очарованный странник», «Карл Маркс» и «И.А. Крылов».
По Волге-матушке
Очень популярны круизы из Москвы по верхней Волге. Их продолжительность – от трех до восьми дней. В зависимости от маршрута туристы посещают Углич, Тверь, Мышкин, Ярославль, Кострому, Плес, Нижний Новгород. На верхней Волге есть и такие города, которые весьма интересны, но редко посещаются туристами. В прошлом году этот пробел восполнил круиз «Жемчужина провинции» на теплоходе «Илья Муромец». Теплоход останавливался в Рыбинске, Тутаеве, Кинешме, других малых городах России. Теперь многие круизные компании включили в свои маршруты по верхней Волге остановки в малых городах.
Речные круизы представляют не только города, стоящие на реке, но и несколько удаленные от нее. К примеру, туристы теплохода «Василий Чапаев» во время стоянки в Ярославле посещают на автобусах Ростов Великий, а во время стоянки в Череповце – Вологду. Когда теплоходы заходят в Тверь, туристам иногда предлагается экскурсия в Торжок.
От Москвы и до… Москвы
Особняком среди речных круизов стоит знаменитая «Московская кругосветка». Это очень популярный десятидневный маршрут. Теплоход отправляется из Москвы и следует в… Москву, ни разу не проходя дважды по одному месту. Путь его пролегает по Волге до Нижнего Новгорода, а дальше по Оке и Москва-реке до Москвы. Следующий круиз выполняется в обратном направлении. «Московская кругосветка» – это сочетание интересной экскурсионной программы в городах Верхней Волги с неторопливым плаванием по Оке с посещением Касимова, Рязани, Мурома и Константинова – родины Сергея Есенина. Ока – река настолько узкая, что у людей, находящихся на борту теплохода, иногда возникает ощущение, что они движутся по полю или деревне. Общаться с местными жителями можно почти не повышая голоса.
В 2004 году на Оке будут работать теплоходы «Александр Пирогов», «Григорий Пирогов», «Бородино», «Профессор Звонков», «Рихард Зорге» и «Н.Г. Славянов», причем организаторы круизов предусматривают на случай обмеления Оки альтернативную программу. Рейсы в основном запланированы на июнь, когда глубины на реке еще достаточны.
Петербург и севернее
Традиционно высокой популярностью пользуются короткие, от трех до шести дней, круизы из Санкт-Петербурга, причем не только у петербуржцев. В такие круизы со всей страны едут люди, чтобы посмотреть Валаам, Кижи, Петрозаводск, побывать в Александро-Свирском монастыре и хорошо отдохнуть на теплоходе. К услугам туристов на этих маршрутах – такие известные суда как «Санкт-Петербург», «Кронштадт», «И.С. Тургенев», «Валериан Куйбышев», «Родина» и «А.С. Попов».
Беломорье, Соловки
Нельзя не упомянуть круизы по Беломоро-Балтийскому каналу на Соловецкие острова. Собственно на Соловки планируют пустить только двухпалубный теплоход «Белинский», совершающий туда регулярные рейсы с туристами из Москвы. Другие теплоходы доходят до Белого моря, а в Беломорске туристы пересаживаются на морские катера и доставляются на Соловки. Теплоход «Г.В. Плеханов» ходит в Беломорск из Москвы, «И.С. Тургенев» – из Санкт-Петербурга, а «Рылеев» – из Самары и Нижнего Новгорода.
Продолжительность такого круиза – от десяти до семнадцати дней. Маршрут примечателен изумительной нетронутой природой на Беломоро-Балтийском канале, остановками в Кижах, Петрозаводске и других городах и поселках. Эти круизы не для тех, кто хочет подробно ознакомиться с Соловецкими островами. Одного дня на это, конечно, не хватит.
В дальние-дали
Для любителей дальних речных путешествий выбор круизов не столь велик, но выбирать им тоже есть из чего. Многие туристы мечтают проплыть на теплоходе по всей Волге, до самой Астрахани. Самый простой и недорогой способ осуществить эту мечту – отправиться в путешествие на теплоходе транспортной линии Москва – Астрахань. Это не круизная линия, а скорая, на которой корабль является, прежде всего, средством передвижения. Что, впрочем, не мешает большинству пассажиров прекрасно проводить на борту таких судов свои отпуска. Каждый день теплоход останавливается в разных городах – Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Чебоксарах, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Волгограде. Весь рейс от Москвы до Астрахани и обратно длится восемнадцать дней. Кстати, можно купить билет не на «полный круг», а на любой участок пути – скажем, от Москвы до Волгограда или, например, Самары.
Любителей полноценных круизов из Москвы до Астрахани и обратно круизные компании не балуют – таких круизов предлагается обычно не более двух-трех за навигацию, что, впрочем, удовлетворяет существующий спрос. В Астрахань также ходят туристические суда из Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани и Самары. Продолжительность этих круизов ниже, чем тех, которые начинаются в Москве, цены – тоже. В последние годы многие москвичи это поняли, и теперь их часто можно увидеть на нижегородских и самарских теплоходах.
По притокам
Круизы по притоку Волги, красивейшей реке Каме, в последние годы набирают популярность. Из Чайковского туристов везут в Воткинск, где они посещают дом-музей Петра Ильича Чайковского. Из Перми туристы на автобусах едут в Кунгур, где спускаются в уникальные ледяные пещеры, к подземному озеру. Продолжительность круиза Москва – Пермь – Москва – шестнадцать дней. В 2004 году по одному такому круизу выполнят теплоходы «Ильич», «Салават Юлаев», «Николай Щорс», «Президент» и «Сергей Абрамов». Для тех, кто не располагает шестнадцатью днями, но хочет побывать на Каме, лучшим выбором будут восьмидневные круизы из Самары и Нижнего Новгорода.
Круизы по притоку Камы, реке Белой, до Уфы тоже интересны. Предлагаются они не каждый год. Для тех, кто желает побывать на Белой, можно порекомендовать совершить круиз на одном из уфимских теплоходов по таким маршрутам, как Уфа – Пермь – Уфа, Уфа – Астрахань – Уфа, Уфа – Казань – Уфа и другим. Садиться на теплоход придется в Уфе.
До Дона и с Дона
Круизы по Дону до Ростова-на-Дону считаются почти экзотикой. Совершить такое путешествие можно на теплоходах из Перми, Казани и Самары. Из Москвы предлагаются круизы в один конец: Москва – Ростов-на-Дону или обратно на дизель-электроходе «Виктория». Этот же дизель-электроход совершает серию пятидневных круизов Ростов – Волгоград – Ростов и круизы большей продолжительности по Волге и Дону.
В верховья Волги и выше
Восьмидневные круизы по Сухоне, Кубенскому озеру и Мариинской шлюзованной системе совершает уютный однопалубный теплоход «Н. Яковлев». Круизы начинаются и заканчиваются в Вологде. Желающие прокатиться по Северной Двине могут воспользоваться теплоходом пассажирской линии Архангельск – Котлас, который доставляет пассажиров из Архангельска в Котлас. Главной достопримечательностью реки является старый колесный пароход «Н.В. Гоголь», построенный аж в 1911 году. Рейсы возможны только в июне.
Сибирь неохватная
Для любителей полной экзотики лучшим выбором могут стать круизы по рекам Сибири и Дальнего Востока. У некоторых круизов по рекам Сибири вообще нет фиксированного расписания. В хорошую погоду теплоход может остановиться рядом с живописным таежным уголком или в сибирской деревушке, где из-за отсутствия пристани туристы доставляются на берег шлюпками. Маршрут проходит по местам, практически недоступным для человека. Такое путешествие запоминается на всю жизнь.
На Енисее лучшим маршрутом является двенадцатидневное путешествие Красноярск – Дудинка – Красноярск. Можно выбрать туристический, либо рейсовый теплоход. В последнем случае стоянки будут непродолжительными, а путевой информации и развлечений на борту не будет вообще, хотя и стоить такое путешествие будет относительно недорого.
Круизы по Лене, в основном, ограничиваются поездками выходного дня из Якутска на Ленские столбы. Житель европейской части России вряд ли полетит в Якутск ради трехдневного круиза. Два-три раза за навигацию теплоходы «Демьян Бедный» и «Михаил Светлов» выполняют длительные круизы к Северному Ледовитому океану – в Тикси, или вверх по Лене до Ленска. Побывать в этих круизах действительно интересно, но цены на них весьма высокие. В качестве более дешевой альтернативы можно выбрать путешествие на колесных пароходах «Красноярск» и «Благовещенск» по маршруту Осетрово – Якутск. Путь от Осетрово до Якутска занимает пять суток, обратно – восемь. Из Якутска в Тикси можно добраться на рейсовом теплоходе «Механик Кулибин». Круизы по Оби, Иртышу и Амуру совершаются на нерегулярной основе. Думается, что этим круизам не хватает рекламы. На Оби и Иртыше действует рейсовая линия Омск – Салехард, но это транспортный рейс.
Кому Днипро, а кому – Днепр
Наконец, существует еще одна река, круизы по которой очень популярны среди россиян. Эта река – Днепр. Круизы по ней и территориально, и финансово доступны для наших соотечественников. Сами круизы начинаются в Киеве и делятся на две части – путешествие по Днепру и путешествие по Черному морю. Путешествуя по Днепру, туристы знакомятся с городами Украины и украинской экзотикой. Теплоход останавливается в Одессе и Севастополе, а в некоторых круизах также в Ялте и Евпатории.
Круизная прогулка
В Москве уже много лет существует популярный маршрут от Новоспасского моста (метро Пролетарская) до Киевского вокзала и обратно. Теплоходы типа «Москва» летом работают ежедневно. Есть маршруты из Коломенского вниз по течению реки до Марьино, Братеево, от Южного речного вокзала и пристани Печатники — до центра Москвы и Парка им.Горького, маршрут-переправа в Серебряном Бору.
Интересны речные прогулки от Северного речного вокзала на Ленинградском шоссе.
Это, например, часовая прогулка по Химкинскому водохранилищу без высадки на берег. Но особенно хорош «выезд на природу», то есть маршрут продолжительностью 6 часов, из которых 4 часа — это дорога на теплоходе туда и обратно до одной из пристаней на подмосковных водохранилищах, и два часа на живописном лесном берегу с полоской пляжа.
В Питере также существуют речные прогулки. По рекам и каналам Санкт-Петербурга ходят специально сконструированные небольшие теплоходы типа «Фонтанка».
По Неве и ее рукавам, от Дворцовой набережной и Сенатской площади также ходят теплоходы типа «Москва» (Невской модификации), многие из которых переоборудованы в плавучие кафе и рестораны. Надо сказать, что и в Москве таких переделанных теплоходов немало, и большинство из них предлагают в том числе и заказное обслуживание свадеб, банкетов, выпускных вечеров.
Александр Соснин, Андрей Рассамахин
Infoflot.ru