Даже по среднеевропейским меркам у Нэли и Габи есть все! А уж на «среднестатистический» русский стандарт – много выше крыши: трехэтажный особняк в центре Санта-Крус-де-Тенерифе (на Канарских островах, кто не знает), три особнячка в другом живописном месте Канар городке Гарачико, бургомистром которого был Нэли, дом на берегу Северного моря в Бремерхафене (Германия, Габи – немка), машины, антиквариат, серебро, фарфор, картины… И наверняка что-то еще, о чем мне знать не положено. Эти супруги-непоседы объездили весь цивилизованный мир. Посетили все мало-мальски престижные галереи и концертные залы Европы и Америки. Дразнили крокодилов в питомнике на Кубе. Ловили на удочку форель в норвежских фьордах. Целовались в Булонском лесу. По молодости купались в фонтанах Рима. Катались на дилижансе по ночной Вене. Разыгрывали доверчивых англичан на лужайке Гайд-парка. Кормили с ладони белок у Белого дома. Фотографировались в обнимку с австралийскими кенгуру и шимпанзе…
Но клянутся, что не видели стороны лучше России.
Любимая дочь командира немецкой подлодки
Нэли (муж Габи) – гуанчо. Это редкое, уже реликтовое племя на Канарах – некогда острове ссыльных солдат, священников и рабов. Гуанчо дистанцируются от испанцев (кто же, скажите, любит пусть и бывшего, но жестокого хозяина), но очень любят кубинцев и Кубу. Канары сравнивают себя с островом Свободы, только сильно оцивилизованным и, конечно, более богатым. Точка пересечения здесь, очевидно, в менталитете тех и других – и гуанчо, и кубинцы превыше всего ценят свободу. Уточнение не праздное – в этом я вижу хоть какое-то «оправдание» любви выросшего под вечным солнцем испанского гуанчо Нэли к таинственной, далекой, заснеженной России. Мы, русские, тоже дорожим свободой, правда, не умеем ей должным образом распорядиться. (Наша свобода превращается для нас в рабство привычек. Или в откровенную разнузданность).
Причина глубокого русофильства чистокровной немки Габи Шилгалис – загадка. Мало того, что Габи – плод своего марширующего поколения, Габи – любимая дочь командира немецкой подлодки. И командира очень удачливого. Весь Бремерхафен хоронил его с высшими воинскими почестями.
Но стоит Габи услышать где-либо русскую песню в исполнении Кадышевой, Шавриной, Бабкиной, ансамбля «Яблоко», группы «Ариэль» или еще кого-либо, она бросает все, чем занималась, бежит подпевать и пританцовывать. Русской фонотеке Габи позавидует даже специалист нашего фольклора. В смешанных застольях (коих я вынес с десяток с ее и с Нэли присутствием) не было человека, знавшего русские песни так, как потомственная немка Габи, – от «А» до «Я». Коллекция самоваров, утюгов, прялок, подносов, ковшей, другой русской утвари – на самом видном месте в ухоженном особняке Нэли и Габи.
– Будущим летом поеду в Россию в десятый раз, – говорит Габи на вполне сносном русском языке. Кроме русского, Габи знает испанский (муж все-таки испанских корней и прожила более полжизни в Испании), немецкий (раз по рождению немка), английский (считающийся международным языком общения цивилизованных людей), немножко (наскоком) итальянский и французский. – Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, была в Нижнем Новгороде, Астрахани, Архангельске. Хочу забраться на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток.
Вслух мечтает Габи, делает глубокий вдох, будто вдыхает спелый запах воображаемых снегов России. Вот простодушный рассказ причудливой иностранки. Без затей и без прикрас. Как есть.
Черная икра на завтрак и ужин
– Русский язык завораживает меня своей нежной музыкальностью. Если бы можно было начать сначала, я занялась бы русской филологией. Впервые я побывала в СССР в 1992 году. За 10 дней объездила Ленинград, Таллинн и Москву. Потом бывала в России почти каждый год. Посетила Калининград, Архангельск, Астрахань, Нижний Новгород…
Только первый раз я останавливалась в очень своеобразной гостинице класса «Bed & Breakfast» («Кровать и завтрак») в Ленинграде. Это была очень маленькая комната, которую выделила мне и подруге одна семья, принимающая туристов. В комнате помещались два диван-кровати, шкаф и стол-книжка. Чтобы разложить стол, надо было сложить диваны, чтобы разложить диваны, надо было убрать стол-книжку и прислонить его к стене. И хотя семья была стеснена материально (хозяин по имени Игорь временно не работал, так как искал подходящее место, а его жена Елена работала кассиром в магазине), нам отдали комнату бабушки и внука, которых Игорь и Лена отправили на дачу.
Игорь и Лена были очень гостеприимны. Игорь на время стал нашим персональным шофером и гидом. В то время доллар очень котировался, мы сами себе казались богатыми. В кафе мы пили кофе с бутербродами с черной икрой. Это было приятным ритуалом. Каждый день! В каком городе мира, скажите, мы смогли бы почти за бесценок есть икру на завтрак и ужин?
Как-то мы ужинали в ресторане очень элегантной гостиницы, и я впервые в жизни не на телеэкране или в кино, а наяву, на расстоянии вытянутой руки увидела кейс, полный денег! А мы-то с подругой думали, что богаты…
Все-таки я не такая, как все, туристка. В России у меня много друзей, поэтому я, как правило, останавливаюсь у них. В конце 90-х годов дома, квартиры, обстановка в них были точь-в-точь, как в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» – все одинаково. Сейчас остались фасады многоэтажек, и хотя входные двери, подъезды в основном запущенные или очень запущенные, за квартирными дверьми уже все индивидуально. Один превратил свое жилище в картинную галерею, другой разгородил комнаты и превратил жилье в огромную светлую современную студию… Большинство моих друзей сделали евроремонт, их быт ничем не отличается от европейского. Разве что, зимой в домах Москвы и Питера теплее, чем, скажем, в Париже, Лондоне или Мюнхене, где экономят на отоплении.
Запах свежих ватрушек
– Слышала, что Санкт-Петербург – «столица» коммуналок. Город, занимающий первое место в мире по количеству нерасселенных семей. Слышала, но в коммуналках останавливаться не приходилось – мне повезло на друзей.
Огромное неудобство, когда не знаешь русского языка. Названия улиц, станций метро, дорожные указатели написаны на кириллице, иностранцу ориентироваться сверхсложно. Те же трудности – в магазинах.
Дорожное движение в городах России (особенно в мегаполисах) оставляет жуткое впечатление. Опасны не ночные хулиганы, о которых много пишут, опасны безбашенные автомобилисты. Они ездят, как у вас говорят, не по правилам, а «по понятиям».
Страшновато переходить дорогу. «Кто не спрятался, я не виноват». Такое впечатление, что, приближаясь к пешеходной зебре, машины не тормозят, а газуют.
Поскольку в России у меня много друзей, я останавливаюсь у них, и, значит, ем домашнюю пищу, приготовленную лучшими (в чем я уверена) домохозяйками России. Ни секунды не сомневаюсь, что нет в мире ресторана, где готовят, скажем, плов так, как мама моих питерских друзей на своей даче на берегу Ладожского озера. На природе, в специальном казане, привезенном из Узбекистана.
Приготовление плова – настоящая церемония. А как описать запах свежих ватрушек?! Мне нравится вся русская кухня, особенно супы: окрошка, борщ, свекольник, о котором раньше и не слыхивала. Конечно, пельмени! С запотевшей водочкой, с хрустящими огурчиками… Это не штамп – это мой личный опыт.
Стол русские хозяйки всегда сервируют красиво, даже элегантно – на это невозможно не обратить внимание.
Еще один огромный плюс отдыха в России – за четыре недели, разрешенные визой, можно посетить престижные концертные залы, театры, выставки… Увидеть и услышать звезд первой величины.
Среди моих русских друзей есть художники, пианист, фотографы, поэты, писатели, преподаватели университетов… Я дружу с Андреем Вознесенским, бывала у него в Переделкине. И Андрей был у нас в Гарачико на фестивале лучших поэтов Европы и Латинской Америки, который организовал мой муж Нэли, тогда бургомистр города.
И космонавт Сергей Крикалев бывал у нас в гостях. В Книге почетных посетителей Крикалев написал: «С орбиты я видел Гарачико, он прекрасен. Но на земле Гарачико еще красивее».
В позе пистолета
– Русские дачи – особый разговор. Я жила на разных. В том числе и на тех, где все удобства во дворе, а чтобы умыться, надо залить в умывальник воду, принесенную из колодца. Русские на дачах не отдыхают, а работают, что меня всегда удивляло. Женщины от зари до зари в позе пистолета. Выращивают овощи, фрукты, ягоды… И все счастливы! Бытовые неудобства не омрачали моих встреч, потому что русские очень гостеприимны. Конечно, я была и на других дачах, которые больше похожи на поместья на берегу пруда или озера: со своими яхтами, моторными и весельными лодками, на которых можно уплыть на рыбалку и никого не видеть долгое время. Но и богатые хозяева, вопреки слухам и тем же публикациям в прессе, к нам очень доброжелательны.
Далеко не каждый мужчина на Западе заплатит за обед в кафе или ресторане с едва знакомой женщиной или коллегой по работе. Русский же «мужик» посчитает личным позором, если женщина, с которой он ужинал или обедал, потянется за своим кошельком, чтобы рассчитаться. Он скорее свое пальто (перстень, часы, машину…) заложит, но не облажается перед дамой.
Скажу тебе откровенно, Сергей. Иностранцы едут в Россию прикоснуться к ее загадочной душе. И что-то в себе понять. А, поняв, по-старому уже жить не смогут. Как я, например.
Сергей Рыков
Отдыхать в России? Ни под каким соусом
Я не люблю российские курорты
Андрей Тихонов, звезда отечественного футбола:
– Обычно я отдыхаю в каких-нибудь экзотических странах. Например, на Мальдивских островах или в Таиланде. И дело не в том, что я не патриот и не люблю российские курорты. Просто в ноябре, когда заканчивается футбольный сезон, в нашей стране уже холодно. А нам, футболистам, очень уж хочется погреть свое бренное тело на солнышке, покупаться в теплом море и попить холодное пиво!
Да и будем откровенны: при одинаковых ценах на отечественных и заграничных курортах сервис на заграничных гораздо выше. Там ты ощущаешь себя человеком, который действительно отдыхает от всех забот.
Конечно, не всем по карману Таиланд и Мальдивы, но точно так же хорошо можно провести свой отпуск в менее дорогих Турции, Египте, Тунисе…. Кстати, в этом году на отдых я поеду как раз в одну из этих стран.
Удобнее и ближе поехать за рубеж
Андрей Савельев, депутат Госдумы:
– Я бы не ездил за рубеж и предпочел бы отдыхать в России, желательно рядом с морем. Но тот сервис, который меня встретил в этом году в Сочи, был сущим кошмаром. Уверен, что в Дагомыс я больше ни под каким предлогом не поеду.
И еще одна деталь заставляет выбирать отпуск за рубежом: в России отсутствует цивилизованная форма экстремального отдыха. Я отношу себя к людям, которые не хотят лениво лежать на пляже, и в то же время я не хочу зазря кормить комаров. К примеру, я замечательно провел две с половиной недели, сплавляясь по горной реке в Непале и путешествуя по Гималаям.
В европейской части России организацией подобных туров вообще никто не занимается. Есть, правда, маршруты для сплава по северным рекам в Сибири. Но там свои сложности: и комары, и отсутствие более-менее обустроенного ночлега, не то что гостиниц. Поэтому удобнее и ближе поехать за рубеж. Туда и самолеты доставляют прямо к месту отдыха, и туроператоры гостей встречают и провожают. Такого сервиса ни в Сибири, ни на Дальнем Востоке у нас нет.
На родине мне не дают прохода
Михаил Боярский, артист эстрады и кино:
– Когда-то пределом мечтаний советского гражданина был отдых в Сочи. Более состоятельные граждане могли себе позволить провести отпуск в Юрмале. Самые крутые загорали на пляжах Болгарии. Так что при всем «богатстве» выбора альтернативы советским курортам практически не было!
Сейчас у всех есть выбор, где отдыхать. И большинство, в числе которых и я, уезжают отдыхать в заграничные страны. У каждого на то свои причины. Я, например, не люблю наши курорты из-за того, что на них нормально не отдохнешь. Почему? Да потому что меня там узнают и не дают прохода. Один предлагает выпить, другой сфотографироваться на память, третий твой портрет хочет нарисовать…. При этом надо всегда держать себя в форме. А то появишься перед людьми, скажем так, немного подшофе, так потом по всей России разнесут, что Боярский пьяница. Разве это отдых? Поэтому я еду за границу, причем в отель, где почти нет русских туристов, и отрываюсь там по полной программе.
Мой отдых это круиз на комфортабельном корабле
Владимир Пресняокв-старший, музыкант:
– Сейчас я не люблю российские курорты, так как за свою жизнь с гастролями изъездил полстраны — Сочи, Гагры, Евпатория, Туапсе…. Все это уже в прошлом. Поэтому для отдыха выбираю другие страны. В последние годы мой отдых – это круиз на комфортабельном корабле по Средиземному или северным морям. У меня есть одна хорошая фирма, которая мне подбирает 12-13 маршрутов круиза. Обычно в круизе я провожу от двух до трех недель. За это время успеваю посетить пять-шесть стран.
Обычно у нас собирается замечательная компания. В прошлом году я отдыхал вместе с певицей Юлей Началовой и ее родителями, Левой Дуровым. Кстати, последний – душа компании и неисчерпаемый кладезь шуток, анекдотов, занимательных историй.