В конце февраля в Государственном Кремлевском Дворце отметили Восточный новый год. Праздник, который у бурятов называется Сагаалган («Белый месяц»), получился не просто масштабным – потрясающим. Шикарное выступление артистов и музыкантов отметили все гости концерта.
Неподготовленные зрители шли на мероприятие теряясь в догадках: что их там ждет? Ведь зачастую про наступление Восточного нового года мы узнаем из новостей, когда его начинают праздновать в Китае. Но что это главный праздник всех буддистов России, а живут они в основном в Бурятии, Калмыкии и Тыве, я узнал перед самим представлением.
У бурятов праздник Сагаалган длится целый месяц. В это время проводится серия различных обрядов, посвященных 15 чудесам Будды. Например, «Дугжууба», который проводится за два дня до Нового года, это специальный ритуал для устранения всех помех, чтобы в новом году человек обрел благополучие, мир и спокойствие. В этот день необходимо провести уборку в доме, выкинуть старые ненужные вещи.
В концертной же программе, привезенной в Москву, главный режиссер Леонид Ситов решил представить публике буддистскую концепцию о пяти стихиях: воды, дерева, огня, земли и металла. Кроме того, в представлении был показан круговорот времени, ведь 2020 год, год Белой мыши, начинает новый 12-летний животный цикл.
Мифология с тысячелетней историей, узнаваемые орнаменты и яркие цвета, закрученные спиралью на видеопроекции, поражающие воображение национальные костюмы, ритмичные танцы, завораживающие голоса исполнителей перенесли нас в тот вечер в республику, на берега Байкала, к кочевникам, охотникам, а иногда и к неземным героям. И это были совершенно новые ощущения.
Я был в Бурятии пару лет назад. Зимой, в минус 25 градусов, мы с коллегами побывали в самых разных местах: и на берегу этого безумно красивого величайшего озера, глубина которого достигает 1,5 км, и в горячих термальных источниках, и на экскурсии в театре оперы и балета в Улан-Уде, и в селе у старообрядцев. Мы общались и пели песни с жителями этого сибирского региона, в одночасье ставшими нам друзьями, на банкете пили очень качественную монгольскую водку с портретом Чингис-Хана на бутылке, участвовали в постановочных бурятских и старообрядческих свадьбах, посетили самое святое место для всех буддистов России – Иволгинский дацан — монастырь, где покоится нетленное тело Хамбо-ламы Итигэлова.
Но, еще раз повторюсь, это были другие ощущения и впечатления. Когда ты приезжаешь в новое место, погружается с головой в его историю, культуру, обычаи живущих там людей, узнаешь их проблемы, переживания, мечты, ты невольно ставишь себя на их место и задумываешься: а я мог бы здесь жить? И сразу выплывают минусы и плюсы, которые ты видишь перед собой.
Например, для меня было новостью, что на территории Бурятии почти отсутствует газоснабжение. Сжиженным природным газом обеспечивается около 3% республики. Когда в пятницу вечером мы шли по центру Улан-Уде, в воздухе был такой смог от печного отопления и угольных ТЭЦ, что было тяжело дышать. Эту проблему пытается решить глава региона, но пока подвижек нет.
Концерты подобного рода – это все-таки про другое. Это наше достояние: культура и искусство, школа и образование, воспитание молодого поколения, наша гордость и наследие. Это та самая «визитная карточка» и глянцевая сторона жизни наших людей в регионах, о которой время от времени вспоминают, оторвавшись от текущих проблем и забот. Искусство всегда, даже в самые тяжелые времена помогало русскому человеку.
Понимая, каких трудов стоит реализовать такой проект, привести в столицу лучших артистов не очень-то богатой республики, лететь до которой 6,5 часов, невольно задумываешься о том, как показать это всей стране?
А ведь там было, что показать искушенному зрителю.
Вот выходит на сцену бурятская, а значит русская Руслана – Мэдэгма Доржиева, и поет так, что зал не унимаясь аплодирует и кричит «браво», а журналисты тут же предлагают отправить ее на «Евровидение» представлять Россию.
Или солист группы «Хатхур Зуу» Сергей Биликтуев, который читает рэп на бурятском языке не хуже южнокорейского «Gangnam Style», спускается в зал и зажигает своим творчеством снимающую его на смартфоны молодежь.
А следом на сцене появляется трио импозантных мужчин, среди которых, по утверждению ведущего, «самый настоящий бурятский армянин» Валико Гаспарян. Пока они поют, танец огня исполняют артисты государственного театра оперы и балета.
Смещение жанров идет только на пользу концерту. Вот оперная певица Билигма Ринчинова поет арию Дивы Плавалагуны из кинофильма «Пятый элемент», перемешивая ее с бурятскими словами композиции. Затем следуют «Итальянская тарантелла», «Испанское болеро» и русский «Соловей» в исполнении солистов Бурятского государственного театра оперы и балета…
Всего на сцене в тот вечер выступили 290 артистов, великолепно исполнив более 20 номеров. Помимо бурятских коллективов на праздник приехали Государственный академический ансамбль песни и танца Калмыкии «Тюльпан» и Тувинский фольклорный ансамбль «Чиргилчин». Тувинцы на ура исполнили свое знаменитое горловое пение – хоомей, удостоенное даже американской премии «Грэмми».
И вот такое яркое, насыщенное шоу длилось два часа и смотрелось на одном дыхании.
Сидя на этом потрясающем концерте, я с трудом представлял себе еще хоть одну страну, имеющую такой богатый и высококлассный набор исполнителей и коллективов в их отдаленных, не столичных регионах. В Алабаме или Техасе, например…
А ведь это не только про Бурятию речь. Я уже несколько лет вспоминаю удивительный концерт в Оренбурге их знаменитого русского народного хора, исполнявшего песню «Оренбургский пуховый платок» так, что слезы наворачивались. Многие наши регионы обладают бесценными сокровищами – их творческими коллективами. Но кто их видит?
Попробуйте «пробить» площадку в Москве для гастролей театра или ансамбля. Например, двухчасовое мероприятие в пустом медиа-центре «Парка Зарядье» обойдется вам в пол миллиона рублей. При том, что это государственное учреждение культуры города Москвы, то есть дотируется из бюджета.
Я солидарен в своих оценках со многими гостями Восточного нового года в Кремле. Да, это нужно транслировать по телевидению, и Бурятия доказала свое право быть пионером в этом направлении.
Более того, пришло время подумать над созданием своего собственного «Евровидения». То есть песенного конкурса, состоящего из представителей всех российских регионов, которые будут бороться за победу на родной земле, а не в угоду пресытившемуся западному зрителю. По-моему, пора встряхнуться продюсерам наших центральных каналов, стремительно теряющих свою аудиторию, и проехать вместо Лазурного берега по собственной стране, в поисках новых идей и талантов. Хотя что их искать, они сами с удовольствием к ним приедут, стоит только позвать.
Сагаалган в Кремле. Большой концерт. Полная версия
Антон Семенов,
шеф-редактор журнала «Отдых в России»