Рынок услуг по организации корпоративных праздников стремительно развивается. Мы открываем новую рубрику «Деловой отдых», в которой будем рассказывать о том, как лучше и интереснее развлечь своих сотрудников.
Пиходит ко мне только что назначенный руководитель фирмы и просит устроить мероприятие по случаю его вступления в должность. Мы наряжаем всех в доспехи по аналогии с рыцарями круглого стола времен короля Артура, соответственно оформляем интерьер, и нового босса торжественно посвящают в рыцари», – вспоминает один из последних своих заказов Сергей Князев. Его продюсерский центр «Князев» – один из законодателей моды в сфере организации корпоративных мероприятий.
Сергей Князев и его коллеги-конкуренты уверены: отпраздновать можно все, было бы желание. Больше всего заказов, естественно, в главные праздники страны – Новый год, 23 февраля, 8 Марта. В эти периоды многим фирмам даже приходится набирать дополнительный штат сотрудников. Охотно отмечают даты, связанные с жизнью конкретной фирмы: ее день рождения, юбилей генерального директора, открытие нового филиала и прочие внутрисемейные радости. Широкий размах получают профессиональные праздники: День металлурга, День работников химической промышленности, День нефтяника….
Заказчиками выступают не только коммерческие фирмы. Мэры и губернаторы тоже устраивают праздники. Бал губернатора, куда приглашаются сотрудники областной администрации, тоже своеобразная разновидность корпоративной вечеринки.
Организовать корпоративный отдых не так просто, как может показаться. Недостаточно просто сервировать стол и прочитать несколько здравниц в адрес руководителя фирмы. «Приведу вам такой пример, – рассказывает Сергей Князев. – Компании исполняется 10 лет, и в Москву на праздник съедутся несколько тысяч сотрудников со всей России. Этих людей надо не только встретить, поселить в гостинице, сделать интересную программу и вкусное угощение. Главное – это вовлечь каждого из этих нескольких тысяч в процесс, чтобы никто не остался за бортом или обычным наблюдателем, как на каком-нибудь концерте или спектакле. Ведь в одном месте собрались люди разного возраста, традиций, с разным менталитетом, воспитанием и привычками».
Зачем они это делают
Любое корпоративное событие преследует определенные цели и задачи. Главная из них – повысить лояльность сотрудников по отношению к фирме. Немаловажным является сплочение людей, причем, не на специальном тренинге, а в неформальной обстановке в свободное от работы время.
«Одни из наших постоянных клиентов каждый год на неделю почти полностью закрывает офис, оставив на хозяйстве 2-3 человек. И весь коллектив едет куда-нибудь отдыхать», – рассказывает PR менеджер компании «Team Systems» Наталия Шивыкина.
Правда, роскошь на неделю забыть про бизнес могут позволить себе лишь небольшие фирмы. Но заказов от них все больше. Участники рынка говорят, что в последнее время они все чащу устраивают небольшие мероприятия – на 20-30 человек, но с весьма внушительным бюджетом. Так как конкуренция высокая, клиентами дорожат.
«Мы все для клиента делаем сами, крайне редко прибегая к субподряду, – говорит Наталия Шивыкина, – потому что мы должны быть уверены – накладок не будет. Когда новый клиент обращается к нам с заказом, то мы стараемся сделать так, чтобы он обратился к нам снова. Например, наш питерский филиал открылся потому, что московские клиенты, имеющие в Северной столице свои филиалы, попросили нас организовывать мероприятия для своих сотрудников в Санкт-Петербурге».
Как они это делают
Не существует единого сценария проведения корпоративного праздника. У каждого заказчика свои вкусы, привычки и пожелания. Это может быть стандартный банкет в ресторане с ведущим и приглашенными артистами или туристический поход с элементами ролевой игры.
Но даже обычный банкет можно сделать интересным. «Недавно мы, например, придумали сценарий «Новогоднее Чикаго 20-х годов», – рассказывает Наталия Шивыкина. – Во время банкета в ресторане создается гангстерская атмосфера, все участники, в том числе ведущие, одеты по моде тех лет. А есть и другие клиенты. Недавно одна фирма отмечала свой юбилей трехдневным турслетом, потому что ее руководитель заядлый турист. В сценарий мероприятия была вплетена легенда, что необходимо построить свой город, чтобы праздник наступил. И два дня все участники строили город в лесу».
«Изюминку» можно внести в празднование любого, самого традиционного праздника, например 8 Марта. «Можно ведь просто всем вручить по гвоздике и сказать какую-то дежурную фразу, а можно сделать из поздравления яркое и интересное шоу, – объясняет Сергей Князев. – Мы часто прямо в офис фирмы в рабочий день приглашаем какого-то известного артиста – любимца женщин. Сначала он их поздравляет по внутренней электронной сети, и все знают, что он сейчас где-то в офисе. Одновременно с этим по кабинетам ходит какая-то известная группа. Получается, сидят дамы в кабинете, вдруг дверь открывается, появляются музыканты и исполняют хит из своего репертуара».
Где они это делают
Лето – самое лучшее время года для корпоративных мероприятий за городом. Особый интерес здесь представляют специализированные парки отдыха, которые в отличие от лесной опушки обладают необходимой инфраструктурой и удобствами.
Многие подмосковные дома отдыха, пансионаты, парки развлечений пытаются сами организовывать корпоративные вечеринки. Например, в парке «Яхрома» недавно создали собственную команду аниматоров и две тематические площадки. Одна называется «Робинзон», вторая – «Робин Гуд», они напоминают летние веранды в ресторанах. «Мы работаем с двумя видами клиентов: непосредственными заказчиками отдыха в нашем парке и агентствами по организации праздников и отдыха. Больше половины наших клиентов обращаются к нам неоднократно», – говорит коммерческий директор парка «Яхрома» Наталия Хелинская.
Можно организовать мероприятие и на территории старинных усадеб. В Москве это Кусково, Останкино, Архангельское. Если фирма располагает собственной территорией, где можно собрать одновременно всех сотрудников, праздник проходит прямо «у станка».
Музыкальные вкусы
Отдельный и важный аспект любой вечеринки – музыканты. Специфика заключается в том, что наши музыкальные вкусы разнообразны. Если руководителю фирмы нравится джаз, а его сотрудницы в основном – девушки-продавцы 20–25 лет, то надо искать компромисс.
Часто заказчики хотят видеть у себя на мероприятии известного певца или группу. «Итальянскими и французскими певцами сейчас уже никого не удивишь, – отмечает Сергей Князев – «Бони М», «Оттаван», Тото Кутуньо с «Рикки и Повери» идут в одном ряду с Александром Буйновым и Леонидом Агутиным. Для нас вполне реально организовать приезд Бона Джови или «Скорпионс».
Однажды Сергею Князеву пришлось организовать визит руководства московской фирмы к королеве Швеции. Ее величество дала аудиенцию и осталась очень довольна общением с русскими бизнесменами, потому что они оказались знакомы со всем придворным этикетом, принятым при шведском дворе.