Бесово наследие

На Карельском Беломорье скорее встретишь зверя, чем человека. А то и с нечистой силой столкнешься. На каменных отмелях нижнего течения Выга, среди перелесков, плоских скал и валунов, запечатлен бес, черт, дьявол. Одним словом, непонятная фигура, явно сверхъестественного происхождения. И ведущие к ней следы. А вокруг еще – пляшущие человечки, звери… Это – знаменитые беломорские петроглифы.

Лежащий у Белого моря на севере Карелии город Беломорск сам по себе едва ли чем-то примечателен. Разве что тем, что там кончается Беломорканал, тоже здешняя достопримечательность… Однако уже только ради того, чтобы повидать древние изображения на камне стоит туда приехать.
Пропылив от Беломорска с полчаса и оставив позади две с виду одинаковых электростанции, оказываюсь у большой прогалины среди леса. На самом деле «поляной» выглядят плоские голые скалы, в которых несложно распознать берег ушедшей реки.
Стоит выйти на «поляну», как ее каменная поверхность оживает – по ней бегут северные олени, плывут лососи и белухи, двигаются лыжники, натягивают тетиву лука охотники, пляшут неведомые танцы загадочные человечки. А вокруг еще какие-то знаки, отметки, следы и совсем уж непонятные фигуры…
Изображения, высеченные на камне несколько тысяч лет назад, смотрелись в золотых лучах солнца словно только вышедшими из-под руки художника. Несмотря на вечер – стоял конец июня, самый разгар «белых ночей» – светло было, как днем. Но северное солнце висело низко, а потому все картины, порой едва заметные при прямом дневном освещении, смотрелись особенно ярко и рельефно. Предсумеречные часы – лучшее время для посещения беломорских петроглифов.
Для науки первые беломорские петроглифы были открыты сравнительно недавно, лишь в 1926 году, а гравюры на скалах в Залавруге еще на десять лет позднее. Однако местным жителям они были известны с незапамятных времен – они относились к ним с достаточным почтением и, может, даже с опаской. Ибо приписывали их происхождение нечистой силе – благо сюжеты некоторых из них давали такую почву. Неслучайно петроглифы на острове Шойрукшин издавна прозваны «Бесовыми Следками».

Чертовы или Бесовы Следки на Шойрукшине – это 470 изображений на скале длиной 11 и шириной до 4 метров. Центральной же композицией является цепочка из восьми следов босой ступни, которая ведет к колоритной фигуре «беса». Она-то и дала местное имя этой группе петроглифов.

На Залавруге в центре «полотна» – крупные олени, путь которым преграждает цепочка больших лодок. К сожалению, эта часть скалы сохранилась плохо, в том числе и по вине рыбаков, разжигавших костры прямо на рисунках… Зато Залавруга в свое время преподнесла исследователям сюрприз. Оказалось, что часть ее полотен была спрятана под слоем почвы. И по мере расчистки открывались все новые и новые скопления изображений. Они тянутся вдоль русла протоки на 130 метров и отстоят от берега почти на 60 метров. Всего там было обнаружено 1176 изображений – почти вдвое больше, чем во всех семи ранее известных беломорских группах. Так, в результате кропотливой работы ученых стали проступать внушительные масштабы картинной галереи на скалах Беломорья.
Судя по тому, что вокруг наскальных изображений были найдены следы древних поселений, можно сделать вывод, что люди приходили сюда для охоты, рыбной ловли, добычи морского зверя на протяжении тысячелетий.
Ученые заметили: изображения всегда тяготеют к урезу воды, и выбивались в основном вдоль береговой кромки, ибо омываемые прибоем скалы более гладкие и чистые. На то, что эти места служили своеобразным святилищем, указывает обилие сцен охоты, изображений промыслового зверя и тех самых загадочных фигур «бесов», которым отводились явно культовые функции.
Исследователь карельских петроглифов Юрий Савватеев считает, что, скорее всего, на наскальных рисунках фигурируют не заурядные охотники, а какие-то мифологические персонажи-герои, наделенные сверхъестественными силами. Неразгаданные до сих пор изображения, возможно, солярные и лунарные знаки тоже, скорее всего, имели ритуальное значение.

Возраст беломорских петроглифов ученые определяют в 5 тысяч лет. Обитавшие здесь в период неолита племена, вероятно, были предками саамов. Этот народ, говорящий на языке угро-финской группы и насчитывающий ныне всего несколько десятков тысяч человек, живет на самом Севере Европы, в Лапландии – в Норвегии, Швеции, Финляндии и Мурманской области. Именно к этому маленькому народу принадлежит героиня фильма “Кукушка”. Однако некогда они были гораздо более многочисленны и расселены значительно шире. Их-то предкам, протосаамам, скорее всего, и принадлежит авторство беломорских петроглифов.
На это указывает и стилистическая близость наскальных изображений с низовьев Выга петроглифам, обнаруженным в районе Альты в северной Норвегии, и даже к современным саамским орнаментам.
По богато представленным на картинах объектам охоты – оленям, лосям, белухам, а также орудиям труда – лодкам, лыжам, гарпунам, лукам со стрелами, копьям можно восстановить образ жизни обитателей этих мест в каменном веке. Примечательно, что беломорские изображения лыж и лыжников относятся к наиболее древним не только на Севере Европы, но и в мире. Неслучайно, норвежские исследователи утверждают, что если предки саамов и не были изобретателями лыж, то, по крайней мере, самыми первыми из европейцев встали на них. И на своих петроглифах «зафиксировали» их применение.

Петроглифы также пока единственное свидетельство существования в древней Карелии вместительных лодок – в одной из них показаны аж 12 человек!
Однако рисунки на скалах во многом остаются еще загадкой для науки.
Еще предстоит опознать и идентифицировать целый ряд петроглифов, в первую очередь, изображений-символов, о прообразах которых пока можно только догадываться. Некоторые из них вообще напоминают криптограммы, почти иероглифы – порой кажется, что они-то и послужили вдохновением «Тайны пляшущих человечков» Конан Дойля. Или такой вопрос: какие верования или прообразы дали толчок появлению изображений «беса» и прочей «нечести» среди картин на камне? Ведь, помимо фигур «бесов», можно увидеть и другие человекоподобные существа, которых древние люди явно наделяли какими-то магическими силами.
Возможно, ключ к решению хотя бы части этих загадок помогут найти результаты работы экспедиции петрозаводских археологов, которая проработала там пару летних сезонов.
Руководитель экспедиции – археолог, кандидат исторических наук Надежда Лобанова, считает, что материалы, собранные экспедицией, помогут выдвинуть беломорские петроглифы на занесение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Объектов в России, уже включенных в этот престижный список, не так-то уж много, а картинная галерея на скалах Беломорья вполне заслуживает «мирового статуса» и соответствует требованиям ЮНЕСКО.
Вполне возможно, что низовья Выга еще преподнесут ученым новые открытия. Кто знает, к каким еще находкам в XXI веке приведут следы беса на берегах Белого моря?



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest