Идея выпустить первый номер журнала «Отдых в России» именно сейчас, весной, была связана с определенным риском. Информации, которая традиционно обрушивается на головы потенциальных туристов в преддверии сезона отпусков, казалось бы, и так предостаточно. Но все-таки мы берем на себя смелость называть наше весеннее предложение уникальным, непохожим ни на какие другие. И вот почему.
Если сравнивать туризм с какой-либо иной сферой деятельности, то, несомненно, ближе всех окажется ресторанное дело. Пристрастия туриста, как и гурмана, зависят от сезона, от капризной моды, а главное, от собственного вкуса: хорошо поесть и хорошо отдохнуть любят все, но каждый понимает это по-своему. Кому-то нравится фуа-гра, кто-то в восторге от тещиных блинчиков; один не видит смысла в отдыхе без акваланга и подводной камеры, другой предпочитает домашний халат и пульт от телевизора… Туроператоры, как и шеф-повара, не спорят о вкусах — они стараются им угодить. И по традиции, к сезону, обновляют свои фирменные «меню».
Весна — это время открытых форточек.
Взбалмошное, очумелое время, когда хочется бежать от окаменелых сугробов и неприветливых лиц. Когда хочется вымыть стекла и до рези в глазах смотреть на невесть откуда взявшееся солнце. Когда хочется вытащить с самой дальней полки древний чемодан и, критически его осмотрев, твердо решить к отпуску обзавестись новым… И вот уже с придирчивым вниманием гурмана будущий отпускник листает туристические «меню», выбирая «блюдо» по вкусу и настроению.
Первая настоящая весна случилась в России лет десять назад. Форточки открыли раньше, но мы не сразу в это поверили: зима была слишком долгой. Боязливо поначалу кутались от сквозняков, осторожно вдыхали незнакомый воздух — так комнатный чиж не сразу вылетает из клетки. Но — случилось. Народ хлынул в невиданные страны, подальше от надоевших сочей, форосов и пицунд. Курский вокзал передислоцировался в аэропорт «Шереметьево». Те же толпы отпускников штурмовали теперь регистрационные стойки, битком забитые аэробусы взлетали с интервалами утреннего метро — 10 рейсов на Хургаду, 12 на Анталию, Дубаи, Паттайя… Турфирмы плодились с ловкостью кроликов и исчезали порой раньше, чем клиент доезжал до аэропорта. Но разве такие мелочи могли затмить ощущение настоящей, безграничной свободы?
Однако время шло. Анталия и Хургада поднадоели, а все, что дальше, многим оказалось не по карману. Между тем на смену сочинским и крымским «удобствам во дворе» начали приходить шикарные отели — такие, как «Radisson-Лазурная» или ялтинская «Ореанда». И вспомнилось, что нет лучшей рыбалки, чем в волжской дельте, нет более чистого воздуха, чем на Алтае и Байкале, нет более целебных вод, чем кавказские минеральные, а главное — появилась нормальная, приемлемая для нас, уже избалованных заморскими радостями, инфраструктура: современные клуб-отели, пансионаты, теплоходы. Так мы начали заново открывать для себя Россию.
Статистика прошлого сезона впечатляет: по темпам роста продаж внутренний туризм оставил позади самые популярные еще недавно направления — Турцию, Египет, Испанию. Опрос ВЦИОМа, проведенный минувшей осенью, показал, что лишь один (!) процент россиян связывает свои планы на отпуск-2003 с заграницей. Да что статистика — ваш покорный слуга в июле не смог забронировать путевки в круиз по Волге на конец августа: все было выкуплено вплоть до октября…
Это, конечно, не значит, что все россияне дружно объявят бойкот экзотическим землям. Конечно, нет. Но наряду с ресторанами, балующими посетителей японскими, французскими, итальянскими блюдами, существует немало заведений, предлагающих русскую кухню. А то, что у нашей туристской «кухни» сложился огромный круг поклонников, сомнений не вызывает. Так почему бы одному журналу не работать для тех, кому интересны внутренние маршруты?
И вот, на пороге лета мы предлагаем вам такое русское «меню». А для ясности назовем его просто — «Отдых в России».
Юрий Патрин