Горнолыжные география с арифметикой

С каждым годом инвесторы все охотнее вкладывают деньги в строительство горнолыжных комплексов. Раньше более активными были частные инвесторы, строившие небольшие центры с одним-двумя подъемниками. Теперь в успех поверили и мощные финансовые структуры вместе с государством, поэтому все чаще при их участии строятся крупные горнолыжные объекты.

О том, насколько интенсивно развивается горно-туристическая индустрия, на Лыжном салоне в Москве нам рассказал Александр Козловский.

– Александр Евгеньевич, даже трудно представить, сколько проектов ваша компания ведет одновременно в разных частях России и СНГ…

– Почему же? Сейчас разберемся. На данный момент у нас «в работе» находится 26 довольно крупных кресельных дорог. 9 из них – на Украине. Так, в крупном центре «Буковель» компания «СКАДО» построила три канатные дороги в прошлом году и еще шесть – в этом. Канатные дороги в основном кресельные с четырехместными креслами с отцепляемыми и фиксированными зажимами. Там же, на Украине, мы строим еще две канатные дороги – в горнолыжном центре «Плай» и на новом горнолыжном курорте Красия. Возводим канатную дорогу в Грузии, на курорте Бакуриани. Кресельная и буксировочная дороги установлены нами под Алма-Атой, в горнолыжном центре «Талган».
Остальные – в России. В Шерегеше мы строим канатную дорогу с чередующимися восьмиместными гондолами и шестиместными креслами – такое чередование удобно как туристам, так и лыжникам. Строится скоростная канатная дорога с отцепляемыми зажимами и колпаками на горе Белой в Нижнем Тагиле (в прошлом году мы установили там буксировочную дорогу). В Бобровом логе в этом году запускаются две четырехместные кресельные и одна буксировочная дорога. В декабре будет завершено строительство канатной дороги с восьмиместными гондолами в Домбае. По заказу «Газпрома» построено 6 канатных дорог на горнолыжном комплексе «Псехако»
в Красной Поляне: восьмиместная гондольная, шестиместная кресельная, четырехместная с фиксированными зажимами, четырехместная с отцепляемыми зажимами и две буксировочные.
В небольшие горнолыжные центры, как правило, инвестируют частные предприниматели. В этом году мы строим 13 небольших буксировочных дорог. География строительства примерно такова: Пермская, Челябинская, Новосибирская, Саратовская, Ульяновская области, Кольский полуостров (Мончегорск, Кандалакша, Апатиты). Есть запросы в Карелии. Такие небольшие центры, при правильном подходе, успешно развиваются и в дальнейшем заказывают еще дороги, как буксировочные, так и кресельные.

– Каков алгоритм действий бизнесмена, который задумал построить горнолыжный комплекс?

– В первую очередь всякий, кто желает построить горнолыжный комплекс, сталкивается с отводом земли. С этим связаны очень большие сложности, на преодоление которых порой уходит несколько лет. При наличии достаточной свободы в деньгах эту работу можно поручить юристам, но процесс все равно займет не меньше года.
Когда землеотвод наконец получен, начинается второй этап – оформление разрешения на строительство в лесной зоне. Так уж сложилось, что в России чуть ли не все леса относятся к первой категории, будь то поросль, американский клен или заросший, сорный лес. В частности, по этой причине вот уже второй год не может расширить территорию самарский горнолыжный комплекс «Красная глинка».
Если и с этим предприниматель справился, следующий вопрос – средства. Важно определиться, будут ли это собственные деньги или предусматривается участие соинвесторов, или кредитная линия. В последнее время ставки по кредитам стали более благоприятными и инвесторы охотнее берут кредиты – сказывается наличие наработок и позитивного опыта. Воодушевляют и сроки окупаемости: в нашем бизнесе они на сегодня составляют 4–5 лет, и это более привлекательно, чем в гостиничной отрасли, где на возврат средств уходит от 6 до 7 лет.

– А как следует выбирать партнеров по проектированию и застройке курорта?

– Строительство любого горнолыжного центра должно начинаться с создания генплана или мастер-плана. За этим надо обязательно обратиться к специалистам. Есть компании, отечественные и международные, которые предлагают заказчику комплексные услуги – от мастер-плана до поставки техники. Советовал бы к таким предложениям относиться с осторожностью – это настолько объемные задачи, что одной фирме самостоятельно, без привлечения субподрядчиков, полностью с ними не справиться. В нашем деле, я считаю, настоящих универсалов пока нет. Поэтому нужно, чтобы российский подрядчик работал в тандеме с известным и опытным зарубежным партнером, реализующим мировые передовые технологии: австрийские, канадские, французские, итальянские. Причем цены на их услуги более приемлемые, чем у наших соотечественников.
Поиск субподрядчиков можно поручить разработчикам мастер-плана. Можно заключить договор напрямую, а можно через отечественного партнера, который будет русифицировать материалы и адаптировать их к российским условиям – как удобнее заказчику. На разработку мастер-плана обычно уходит 3–6 месяцев. Затем дело доходит до непосредственного заказа оборудования и выбора компании, у которой вы будете его приобретать в соответствии с рекомендациями планировщиков.
Наша компания – СКАДО-Doppelmayr – крупнейшая компания в России, причем все заказы на строительство и поставку оборудования в каждый новый или старый горно-туристический комплекс мы получали и получаем в конкурентной борьбе. Наш козырь – это высокое качество наших дорог и поставляемой техники, а также оперативное сервисное обслуживание. Находясь в Самаре, мы располагаем возможностями доставить запасные части в любую точку страны в течение суток, а то и за одну ночь. Когда в «Сорочанах» произошел обрыв центрального кабеля и все четыре канатные дороги (две итальянские и две австрийские) встали, мы за ночь доставили на место все необходимое и уже утром наши дороги – Doppelmayr – возобновили свою работу.

– Какова цена вопроса и сроки, в которые можно построить такой объект?

– Подготовка мастер-плана для небольшого горнолыжного центра на 2–3 канатных дороги и 2–3 трассы обойдется в сумму от 600 тысяч, и займет это примерно полгода. На строительство центра, поставку оборудования и пусконаладочные работы уйдет еще в среднем 6–7 месяцев. Форсировать эти сроки нельзя – строительные технологии не позволяют. В тех местах, где малоснежные зимы или ветра, стараются сразу поставить и систему искусственного оснежения.

– Какой совет вы дали бы инвесторам, которые находятся в поиске?

– Инвестировать в горы, безусловно, стоит. Судите сами. Если в лесу, в окружении красивой природы, построить гостиницу, люди с удовольствием будут в нее наезжать на день-два – гулять, любоваться природой, дышать чистым воздухом. Если же на соседнем холме установить канатную дорогу – гостиница будет заполненной на 100% почти постоянно. Таких комплексов в нашей большой стране пока не слишком много, между ними еще нет жесткой конкуренции, а спрос на их услуги очень высок. Вот почему наш бизнес так активно развивается. Также хочется отметить, что горнотуристические центры и в Европе, и в России все чаще строятся как круглогодичные. Во-вторых – это очень стабильный бизнес, относительно быстро окупающийся и затем приносящий постоянный доход. В третьих – это красивый бизнес, который и нам, и инвесторам, и туристам доставляет радость.



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest