Загадочная Пермь

С Ириной Леонидовной Буркацкой «Отдых в России» познакомился в прошлом году. Тогда мы решились на небольшой опыт, проверяя, насколько в регионах России развит туристический сервис. Для этого придумали несуществующего миллиардера народности суахили, которому вдруг захотелось русского колорита. Разослали в десяток российских фирм требования богатого гостя: цыгане, медведи, переводчик суахили, купающиеся в прорубях моржи и т.д. Практически все директора фирм позорно капитулировали. Кто-то плакался, что весь список выполнить трудно. А Ирина Леонидовна после нескольких дней раздумий прислала ответ – приезжайте, все устроим. Вот что значит деловой подход! Поэтому мы просто не могли с ней не встретиться, чтобы поговорить о развитии туристической отрасли в пермском крае.
Итак, знакомьтесь, Ирина Буркацкая – президент Пермской туристической гильдии.

– Ирина Леонидовна, не в каждом российском регионе созданы подобные структуры. В чем уникальность пермского опыта?
– Гильдия была создана несколько лет назад. В нее вошли предприятия, объединения и структуры, которые поставили своей целью развитие регионального туризма. Это не только коммерческие фирмы, занимающиеся туризмом и индустрией гостеприимства. В гильдии представлены, в частности, Институт туризма и культуры, администрация города Кунгура, некоторые частные предприятия, которые заинтересованы в привлечении туристов. Несмотря на разные «весовые категории» участников гильдии, цель у нас одна – развитие туризма в пермском крае. Безусловный плюс в том, что мы были услышаны властями, нам оказывается поддержка и сегодня мы можем признать, что перспективы развития туризма в крае очень хорошие. Власть поняла, что туризм – это деньги. К примеру, по итогам прошлого года только «Пермьтурист» заплатил налогов 30 миллионов рублей, не считая другие туристические фирмы.
– А как вы сами оказались в этом бизнесе?
– Я пришла в туризм в 1995 году, можно сказать, совершенно случайно. Парадокс в том, что до того момента меня с этой сферой ничего не связывало. Я инженер, имею менеджерское образование, кандидат экономических наук. Когда мне предложили прийти на работу в АО «Пермьтурист», я поначалу отказывалась – были и другие интересные предложения из более крупных структур. А туризм, я полагала, это что-то мелкое и нечего там делать. Но в итоге предложения мне понравились, тем более тогдашнее руководство приняло мои предложения, и я стала заместителем генерального директора по финансам и инвестициям. Опыта налаживания подобного бизнеса у нас не было, и мы столкнулись со многими трудностями. Гостиницы не достроены, денег взять негде. Тогда мы даже попытались выйти на американских специалистов. Но те запросили 60 тысяч долларов только за разработку инвестиционного плана, что для нас было слишком много. Мы решили искать источники финансирования у себя, за счет сокращения затрат и налаживания взаимоотношений с российским бизнесом. Работали не только с пермяками, но и с москвичами. Вообще, никогда не понимала, почему многие в Перми боятся москвичей. Надо работать с теми, у кого есть деньги! В итоге получилось многое. Мы построили первую в Перми четырехзвездочную гостиницу «Алмаз Урала». Причем, что особенно показательно, это было в годы дефолта. Взяв кредиты до кризиса 1998 года, мы все-таки сумели завершить этот проект и наши партнеры не пожалели о вложенных средствах. – Насколько я знаю, Пермская область как объект туризма начала развиваться недавно. Долгое время регион считался закрытым. Мало того, после войны из-за большого количества стратегических предприятий Пермь вообще не наносили на карты – ее как бы не было вовсе!
– Возможно, от этого Пермь только выиграла. Удалось сохранить в первозданном виде многие памятники архитектуры, природу. Сохранились уникальные города нашего края, которые ныне являются брендом Перми: Усолье, Чердынь, Соликамск, Кунгур.
– Была, наверное, и другая проблема – отсутствие специалистов в туристической отрасли?
– Проблема кадров, конечно же, существует. К сожалению, мы до сих пор не можем избавиться от старых советских стереотипов. Как и в СССР, работников гостиничного хозяйства у нас относят к категории «прочие». Но, к счастью, сейчас появляются сдвиги. У нас открылись соответствующие специальности в Пермском государственном университете, в Институте культуры. Другое дело, что не хватает людей, которые бы читали специализированные курсы. Лично я, например, разработала свой курс, который читаю в Институте культуры. Специалисты, преподающие менеджмент, есть. Но одно дело – общий менеджмент, и другое дело – специалист в области индустрии гостеприимства.
Мы ввели такие правила – поощрять работника, который повышает свой образовательный уровень. К примеру, выучил иностранный язык – получаешь прибавку к зарплате. Поэтому в наших гостиницах большая часть работников владеют разговорным английским, французским и немецким. Мы даже горничным даем представление о том, что такое менеджмент.
– Сейчас многие регионы пытаются найти свои бренды для привлечения туристов…
– Пермь интересна своей неоткрытостью. Человека всегда тянет к новому. Поэтому «Пермьтуризм» и привлекает туристов лозунгом – «Неизведанная Пермь». Мы стараемся раскрыть регион. Это и Пастернак, и Строгановы, и Романовы. Это, конечно, и Кунгурская ледяная пещера, об уникальности которой знает каждый спелеолог. Музей под открытым небом Хохловка – потрясающее место. Из разных мест были привезены усадьбы, церковь, мельница. Это и единственный музей политических репрессий, который пользуется большой известностью и который часто посещают иностранцы. Это в чистом виде экологический туризм! Каждый, кто приезжает в пермский край, поражается красоте природы, нетронутым лесам.
А потом, найдите еще такую территорию, где бы умещалось столько народностей! В Перми их более семидесяти. Отсюда особое гостеприимство пермяков. Люди сохранили лояльное отношение друг к другу. Здесь никогда за всю историю не было столкновений на национальной или религиозной почве.
– Жизнь пермяков связана с Екатеринбургом. Общая история, да и вообще Екатеринбург когда-то был районным центром Пермской области. Пытались наладить какие-то общие маршруты, направления?
– Действительно, хотя московские двоечники и отнесли Пермь к Приволжскому округу, нас многое связывает с Екатеринбургом. Мы общаемся с тамошними туристическими представителями. Но очень хочется, чтобы именно пермяки были законодателями туризма. Ведь в Екатеринбурге не так много объектов, которые способны привлечь иностранцев. Да, Екатеринбург деловой центр, там более интенсивная жизнь. А Пермь, я считаю, это прежде всего культурный центр Урала.
– Тем не менее только на наших соотечественниках не выедешь. Вы намерены как-то привлекать туристов из-за рубежа?
– Пермь как территория во многом еще не познана. Поэтому с каждым годом иностранцев едет все больше. Особо часто в последнее время нашим краем интересуются представители Финляндии, Германии, Венгрии. Ведь у нас проживает несколько финно-угорских народностей, которых еще изучать и изучать. К примеру, скоро к нам приезжает финская делегация для исследования небольшой народности – коми-язвенцев. Их всего две тысячи человек! Они сохранили свой диалект, традиции и религию – старообрядство. Из Финляндии к нам приедут двадцать пять человек самых разных профессий и возрастов. Две недели они будут совершенствовать русский язык, поездят по деревням. Это очень важное направление в культурном туризме, которое также очень перспективно.
К сожалению, иностранцев останавливает то, что не очень хорошо все-таки развит гостиничный бизнес. К примеру, в Перми не представлены международные гостиничные цепочки. Тем не менее «Пермьтурист» в этом плане стал уникальной компанией, поскольку сам создал региональную цепочку из пяти гостиниц самого разного класса – от туристического до четырехзвездочного. Такого опыта, насколько я знаю, ни у кого нет.
– А что, по вашему мнению, следует делать, чтобы в регион наконец-то пошли инвесторы, вкладывающие средства в гостиничный бизнес?
– Все-таки, помимо культурного туризма, надо развивать и деловой. Вот в этом плане мы с Екатеринбургом и дополняем друг друга. Там стремительно развивается гостиничный бизнес. В настоящее время в городе строится двадцать гостиниц, в том числе самого высокого класса. В 2002 году в Перми прошел чемпионат Европы по боксу, и этот опыт показал, насколько важно проводить в российских регионах подобные международные мероприятия. Наплыв гостей в гостиницы был просто колоссальный. Так что работы, конечно же, еще очень много.

Алексей Бердников



Система Orphus
Print Friendly, PDF & Email

Last modified:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest