Этим номером журнала мы хотим раз и навсегда опровергнуть один распространенный миф. Ей-богу, надоело слушать снисходительные рассуждения о том, что да, конечно, отдых в России – это хорошо, интересно, но главное – недорого… Что можно слетать, к примеру, на Бали, но если не позволяют средства, отправляйтесь в Анапу… Что заграница – удовольствие для богатых, бедным же остается Россия.
Лет десять назад мы, скорее всего, поддержали бы эту тональность. Но чем больше особенностей национального туризма мы открываем для себя и для своих читателей, тем меньше хочется говорить об «экономичности» отдыха в России.
Да и ни к чему эти разговоры. Во-первых, изменилось отношение к отпуску: граждане уже не рассчитывают на «отпускные» от доброго государства, а сознательно копят деньги, как на покупку машины или мебели. Во-вторых, избалованный анталиями среднестатистический россиянин уже вряд ли согласится на бабушкино койко-место. А в-третьих, жестокая реальность такова, что недельный отпуск в хорошем подмосковном пансионате обойдется никак не дешевле поездки на Канары.
Темой этого номера стал именно такой, элитный, отдых. Мы попытались разобраться, что предлагают состоятельным гражданам «за такие деньги» и как предпочитают тратить эти деньги сами состоятельные граждане.
Надо отдать должное изобретательности российских туроператоров: военно-ролевые игры в полях под Тулой, фазанья охота на волжских берегах, полеты в стратосферу… Почему все это должно стоить дешевле коралловых побережий? Вот и в подмосковном Нахабино проводится международный турнир по гольфу Russian Open с призовым фондом в 400 тысяч евро – все по-европейски, дорого и уютно. Или яхтенная стоянка в Водниках, на Клязьминском водохранилище – вы пробовали арендовать там место? Все места давно выкуплены, и дело тут не в цене. Дело в престиже.
Россия – не для бедных и не для богатых. Россия для всех. Здесь можно провести отпуск в палатке на берегу Оки, а можно слетать на частном самолете в пятизвездочный отель на взморье, пройти по Великому Саянскому кольцу, нырнуть на встречу с байкальской нерпой и, вернувшись в Москву, застать своих кредиторов в предынфарктном состоянии. Так что «бедная Россия» – это, простите, разговоры для бедных.
Юрий Патрин