Для движения по воздуху человек придумал несколько забавных приспособлений, но лучшим из них является самолет. Крыльями он не машет, но летает быстро, высоко и далеко. А потому мечту человека о полете реализует лучше воздушных шаров и парашютов.
«Как тоскуют руки по штурвалу»
Летать, конечно, надо уметь. Но кто сказал, что нельзя научиться? Управлять самолетом при помощи штурвала, запрашивать разрешение на взлет, согласовывать маршрут, выруливать на взлетную полосу, поднимать машину в воздух и думать там, наверху, как раньше без этого обходился?
В ближайшие выходные садитесь в автомобиль, прихватив пару таких же легких на подъем друзей, и езжайте в ближайший – 20 км от МКАД – аэроклуб. Скажем, в Мячково. Здесь вам с удовольствием покажут Москву и ее окрестности с высоты птичьего полета, дадут подержаться за штурвал и объяснят, как начать летать самостоятельно.
Для начала можно совершить несколько ознакомительных полетов: облет аэродрома, прогулка вокруг Москвы – кстати, выбрать маршрут можно по своему усмотрению. Правда, в небо над столицей вас не пустят. Почти вся Москва, за исключением воздушного пространства над аэродромами Тушино и Ходынским полем, а также маленького кусочка над Коньково, является зоной, запретной для полетов. Чтобы летать в этой зоне, надо собрать массу согласований – в мэрии, в управлении ФСБ по Москве и т. д.
Стоимость воздушных прогулок в разных клубах оценивается по-разному, поэтому лучше позвонить и справиться заранее. В клубе «Аист-М», например, катают из расчета 3 у.е. в минуту. Поэтому 40-минутная экскурсия вокруг Москвы на самолете ЯК-18Т (3 пассажирских места) обойдется в 120 у.е. Оплачивается фактически налетанное время. Клуб «Джонатан Ливингстон» приводит такие расценки на самолето-часы, в зависимости от марки летательного аппарата: L 200 MORAVA – 250 у.е , ZLIN 43 – 140 у.е., ZLIN 142 – 120 у.е., KOALA – 100 у.е., ЯК 18 Т – 160 у.е., ЯК 52 – 160 у.е.
Особых возрастных ограничений в аэроклубах нет, кандидату в пилоты должно быть лишь не меньше семнадцати лет. Учиться летать с плохим зрением сложно, но можно. Не надо стесняться пользоваться очками в полёте, и самое главное – не скрывать от инструктора свои проблемы со зрением. Кроме того, зрение можно подправить тренировками на специальных тренажерах.
О самом процессе обучения рассказывает летный директор аэроклуба «Аист-М» Вячеслав Маркалов:
– У нас западные методики: пришел человек в клуб, мы поздоровались, сели в самолет и полетели. Когда набрана высота, я разрешаю новичку подержать штурвал – пусть почувствует самолет. После полета – десятиминутный брифинг. Предполетные и послеполетные брифинги заменяют обучающимся теорию. Перед полетом они знакомятся с основами аэродинамики, навигации и летной эксплуатации, после посадки разбирают с инструктором ошибки и недочеты.
Самостоятельно новичок начинает летать обычно через 10–15 летных часов. Минимальный срок для получения свидетельства – 42 летных часа. Новичкам, с учетом физической и психологической нагрузки, специалисты рекомендуют летать по 1 часу в день – три полета по 20 минут или два по 30. По окончании курса обучения аэроклубы выдают свидетельство пилота-любителя. Оно признается во многих зарубежных странах. Свидетельство дается один раз, затем в него вписываются новые освоенные типы самолетов.
«Держат курс согласно фрахта…»
Если есть необходимость зафрахтовать небольшой самолет для перелета в другой регион России или за рубеж, то об этом можно договориться почти в любом аэроклубе. Там вам рассчитают стоимость вашего рейса в зависимости от типа самолета и дальности путешествия. Есть клубы, которые предоставляют VIP-обслуживание на борту самолета ЯК-40, оборудованного комфортабельным салоном, буфетом и аудиоаппаратурой. Час перелета на таком аппарате обойдется в 1500 долларов. Заказать перелет можно в «Аисте-М» – по России – за сутки, за границу – за трое.
Аренда больших воздушных судов предлагается практически всеми ведущими авиакомпаниями. Юридическое лицо может зафрахтовать, к примеру, ИЛ-62 для перелета из Москвы в Нью-Йорк и обратно примерно за 80 000 долларов. О возможности аренды лайнеров частными лицами в руководстве авиакомпаний предпочитают не распространяться. В любом случае, такие сделки строго конфиденциальны, и фигурирующие в них суммы являются коммерческой тайной.
«И снится нам не рокот космодрома»
Рассекать пространства воздушного океана на собственной машине – тоже реально. Подержанные самолеты вроде винтового ЯК-18т или реактивного L-29 можно поискать самостоятельно по аэроклубам и купить в зависимости от выработанного летного ресурса от 18 тыс. долл. Совершенно новый самолет, который можно хранить со снятыми крыльями у себя в гараже – Sky Ranger – можно купить в компании Николь-Аэр (095) 995-5443. В базовой комплектации аппарат обойдется в те же 18 тыс., но евро. Sky Ranger может быть дополнительно оснащен поплавками и лыжами, так что его можно использовать и на водоеме, и зимой. Только дальность перелета у него небольшая. Чтобы совершать перелеты до 800 км, лучше купить там же Sova КР- 2 U. Эта машина в базовой комплектации обойдется в 57 тыс. евро. Специалисты компании говорят, что в обслуживании эти самолеты просты и удобны.
Для тех, кто не привык тратиться по мелочам, есть предложения посерьезней. Объявления о продаже самолетов то и дело всплывают в интернете, владельцы солидных аэроклубов тоже, как правило, владеют ситуацией на этом рынке. Например, самолет Як-40 VIP 1997 года выпуска недавно был выставлен на аукцион со стартовой ценой 400 000 долларов. Этот самолет, как пишут продавцы, «предназначен для высококомфортабельной перевозки крупных руководителей и бизнесменов. Сертифицирован по нормам летной годности США (FAR-25)». Шикарный президентский VIP-салон: натуральная белая кожа, красное дерево, кухня, гардероб, биотуалет, аудиовидеотехника, восемь широких мягких спальных кресел, трехместный диван – вся эта роскошь, видимо, уже нашла своего владельца.
Где можно полетать?
В Мячково
– Аист-М – (095) 552-5660
– КВС – (095) 552-98-65
– Авиаспорт – (095) 552-60-00
– Джонатан Ливингстон – (095) 747-29-37
и другие.
Выезд из Москвы по Волгоградскому проспекту. Пересекаете МКАД, через несколько километров слева от вас останутся Люберцы. Потом вы увидите теплицы совхоза «Белая Дача». Далее шоссе проходит под автомобильным мостом и пересекает дорогу на Лыткарино. Проехав поселок Октябрьский, вы въезжаете в Островцы. Посредине поселка Островцы – поворот направо, он находится на расстоянии 15,5 км от МКАД. Через 4,5 км – поворот налево к аэродрому
Аэроклуб ОКБ Сухого
– (095) 945-6873, 941-7977.
Ознакомительные полеты на самолетах – 95–300 у.е/час, на планерах – 30–40 у.е/час.
Базовый аэродром: 20 км от Тулы (170 км от Москвы). Типы самолетов: Як 52, Вилга-35.
Обучение теории – бесплатно, оплачивается налет.
3-й МГАК – (095) 111-3315, 111-22-64.
Полеты на вертолетах и самолетах. Стоимость 4-месячного курса пилотирования – 6000 у.е.
Базовый аэродром – рядом с деревней Волосово (Чеховский р-н Московской обл.). В курс обучения входит: 20 часов теории и 42 часа налета.
Обучение ведет один инструктор, он же представляет ученика на экзаменах. Учат на Як-52 и Вильга-35.
Можно просто покататься: Як-52 берет 3 человека на борт, Вильга-35 – 2 человека. Обзор «по кругу» 10 мин – 750 рублей.
Рубен Макаров